Главная

Паспорт восхождения
Район: Тянь-Шань, Кокшаал-Тоо хребет
Наименование вершины: Пик Космос, 5942 м
Предлагается 6Б кат. сл., первовосхождение / ED WI4, 2600 m, 7days round trip, FA
Характер маршрута (комбинированный).
Перепад высот маршрута 1842 м (по GPS)
Протяженность маршрута 2600 м
Средняя крутизна: основной части маршрута - 70 град.
всего маршрута - 60 град.
Ходовых часов команды: 41 час, 5 дней
Руководитель: Гуков Александр Борисович
Участник: Коваль Виктор Александрович
Выход на маршрут: 26.09.2021 08:30
Выход на вершину - 30.09.2021 16:50
Возвращение в БЛ - 02.10.2021 14:00

- Александр, здесь в Киргизии место силы, я это чувствую. Я много где побывал и поработал, но такого как здесь, я не ощущал. Я за вас бубен бить буду, все у вас получится, не переживай, - сказал мне за столом на базе Kokshaal-Too Adventure Владимир Калмыков.
Было ли мне страшно до и во время восхождения на Космос? Было как никогда, но вот эти слова мне придавали уверенность каждый день. Не знаю почему, но я почувствовал, что этот человек с его бубном - наш ангел хранитель в этот раз.

Заканчивался очередной новый этап моего обучения на гида IFMGA в Ала-Арче, на этот раз в Киргизской школе горных гидов. Всё заново, все модули от начала до конца. Вступительный тест еле сдал, чему был весьма удивлен :)

Под конец курсов приехал Виктор Коваль. К сожалению, Тихон фон Штакельберг не смог к нам присоединиться в связи с болезнью, а найти нового человека и успеть сделать ему пропуск в погранзону за такой малый срок нам не удалось.
- Ну, значит пойдем вдвоем, аккуратненько, - сказал Витя.
Для акклиматизации хотели пролезть маршрут Барбера или Лоу на Свободную Корею, но решили ограничиться пиком Учителя, 4500 м. Отличная гора для этого, все пешком по тропинке с ночевкой на вершине. Надо было ловить погоду и не размениваться на маршруты.

Заодно проверили наши спальники. Идея была взять два застегивающихся синтетических спальника на троих. Но нас осталось двое. Попробовали на Учителе поспать в разных: я в пуховом, Витя в синтетике. Оказалось, синтетический спальник на одного очень холодный. Решили взять две синтетики и состёгивать. Так будет теплее.

Переночевали и сразу вниз, в Бишкек. Денис Плаксин и Слава Мирошкин нас встретили, и мы тут же, закупив недостающую колбасу, поехали на границу с Китаем.

На следующее утро, достигнув района хребта Кокшаал-Тоо, удивились его красоте с этой стороны. Зимой мы ездили через озеро Иссык-куль, а сейчас через Нарын и Кызыл-Аскер. Ни я, ни Витя не видели Кызыл-Аскер с этого ракурса. Впечатляющее зрелище. К тому же погода прекрасная, поэтому и весь дальнейший хребет с его вершинами: Крылья Советов, Космос, Данков, Чон-Турасу, Королева был виден как на ладони. Каждая из этих вершин заслуживает особого уважения.

Но нас интересовал пик Космос, 5942 м, в прошлом пик Шмидта. Показался он нам последним и то, едва приоткрыв свою вершину.

Ехали двумя машинами, дорога дальняя, местность дикая, на одной туда соваться опасно.

После обеда добрались до базы компании «Kokshal-Too Adventure».
Перераспределили вещи, отобрали, что нам действительно понадобится, посидели, выпили, поспорили про Навального. Короче, всё как у всех.

Утром выезд. Решили не мучить лошадей, а доехать до поляны Данкова на машинах. Доехали!

В отличие от прошлого раза мы не стали становиться лагерем на прекрасной поляне, а сразу пошли под стену.

К вечеру дошли до нашей прошлогодней заброски. Помню, что оставляли газ и еду. Оказалось 4 баллона газа и одна банка тушенки. Эх, лучше бы наоборот. Тушенка, кстати, оказалась не очень хорошей. Один жир, хоть и много.

Утром переместили лагерь еще на пару километров ближе к стене и пошли под нее искать проход. По сравнению с зимой, когда стена молчала, на этот раз она показала себя в полной красе. Ледовые сераки падали со всех сторон. Мы уж даже почти решили, что это невозможно безопасно пройти нижнюю часть стены, но, понаблюдав весь день, увидели небольшой проход в центральной части между нижним и верхним сераками, где при желании можно было безопасно пройти без сложного лазания по скалам и использовании ИТО.

Был у меня еще один вариант обойти низ справа, но сверху висел серак размером с дом. И хотя мне казалось, что он и зимой там висел и ничего с ним не произойдет, Витя отговорил меня от этого варианта.

Я, как обычно, хотел снять фильм, притащил с собой дрон, Mavic Mini, но он оказался чересчур легким для местных ветров. Надо было брать Mavic-Pro. В итоге ничего особенного им снять в этот день так не удалось, а других дней для съемки у нас и не было.

Вечером, оставив еще раз все лишнее, собрали рюкзаки. Поставили будильник на 4 утра.

День первый. Утром, подойдя к маршруту к 8 часам, я немного пожалел, что мы не встали на полчаса раньше и уже не начали работать на горе, но в этот момент по нашему заходу прошла такая большая и неожиданная лавина, что я сразу понял: бубен работает.

- Витя, бежим скорее на маршрут, пока следующая не сошла.
Быстро пройдя опасное место, спрятались на скалах под защитой нижнего серака, который выглядел не так ужасающе, как остальные.

Из закладного снаряжения мы с собой взяли 16 буров, комплект эксцентриков, одну закладку и 10 якорей. Две веревки по 60 м, статику и динамику.

Трещины в нижних скалах оказались залиты льдом, поэтому скального снаряжения использовали мало.

Лед даже снизу был жестким, идти одновременно совсем не хотелось. Помимо этого всегда оставалась возможность, что сверху что-то свалится. Поэтому шли попеременно, стараясь делать станции в безопасных местах, чтобы хоть один из нас был под постоянным прикрытием.

Пришло время обогнуть нижний серак и уйти вправо на его более-менее пологую часть. В этой части периодически что-то падало. Шел как можно быстрее.
- Сейчас закручу один бур и сразу вправо рвану.
И только я начал его крутить, смотрю: сверху летит. Не успел, думаю, ну держись. Вцепился в ледорубы как можно сильнее, вжался в лед поплотнее, жду ударов. Один удар, второй, третий по плечу размером с кирпич, больно. И все же большая часть, чувствую, прошла за спиной. Все, закончилось, докручиваю бур и скорее убегаю.

Кричу Вите, что живой и ухожу за перегиб. Раз уже сыпануло, значит у него есть время пройти этот участок безопасно.

И вот мы ушли из потенциально опасной зоны. Но глыбы льда, причем не примерзшего, свежего, валялись везде. Похоже, что разваливался сам серак локально. Рельеф позволял идти одновременно, но страховку периодически делали, мало ли что.

Еще снизу мы в бинокль нашли для себя две ночевки на стене. Третья была видна только на вершинном гребне, видна предположительно. Но до гребня было очень далеко, и там была сложная ледовая часть маршрута. Предположили, что если не успеем пролезть этот сложный участок до пяти вечера, то придется делать сидячую ночевку. На ночевку решили всегда вставать не позже 17:00, за два часа до темноты, чтобы успеть зачистить место. Лопату с собой не брали.

Пришли в место первой ночевки ровно к 17:00. Шикарное место под прикрытием скалы. Правда, ночью все равно какие-то мелкие и острые камни порвали тент палатки.

День второй. С этого места можно пойти разными путями. Наверх идут две ледовые реки. Снизу выглядели очень заманчиво. Но вблизи это мощные ледопады с отрицательным уклоном. Сильно, но не в этот раз. Ушли налево на второй серак. Тут тоже валялись кучи обломков размером с машину.

Прошли по ним две веревки практически без страховки и подошли к левой ледовой реке.
Все, тут было безопасно, сверху ничего не висело, можно было расслабиться. Еще десять веревок льда, и мы подошли ко второй ночевке, опять к 17:00.

Стоить отметить, что в этот день нам попался 20 метровый участок с отрицательным уклоном. Не часто мне приходилось вылезать такое с нижней страховкой и рюкзаком. Вспоминал уроки ледолазания в Киргизской школе горных гидов, правило треугольника и спортивное ледолазание, старался контролировать ноги, не задирать пятки и давать отдых рукам при каждом движении. Прошел.

Вечером два часа работы ледорубами, и у нас получилась отличная лежачая ночевка на ледовом гребне. Утром тяжелый день.

День третий. Помните я рассказывал про серак размером с дом, под которым я предлагал Вите пробежать быстро в первый день? Так вот ночью он упал, грохот был потрясающий.

Как я уже писал выше, в этот день предполагалось либо лезть до упора в темноте до гребня, либо сделать сидячую ночевку под сложным ледовым участком.

Подошли к нему к 15:00. Поняли, что вылезем уже в темноте только его, и что там с гребнем не совсем ясно. Поэтому провесили девятую веревку и стали вырубать сидячую ночевку. Получилось довольно неплохо.

Палатку не поставишь, но валетом можно примоститься полулежа, что было довольно неплохо. Вложили оба спальника друг в друга, залезли в них, укрылись с головой. Вроде шикарно. Но вдруг среди ночи сверху начал валить сахарный песок, причем много. И это не с неба, это со склона. Господи, откуда это? Похоже, что сверху разыгрался нешуточный ветер, и с верхней части маршрута начало сдувать перемороженный снег. Мне это чем-то напоминало Латок 1, вторую попытку. Носа из спальника высовывать не хотелось. В итоге Виктора все же завалило так, что терпеть больше не было сил, и он остаток темноты простоял, стоя под проливным снегопадом.

День четвертый. С первыми лучами солнца он растолкал меня из моего снежного кокона, и мы без должного завтрака начали работать.

Как хорошо, что мы не стали себя загонять и пытаться идти до гребня в предыдущий день. Пройдя сложную часть льда вышли на предвершинный снег. Но выполаживание было иллюзией. Градус оставайся достаточно крутым, а перемороженный снег, который засыпал нас ночью, не придавал бодрости шага.

Поэтому к долгожданному гребню мы вышли так же к пяти вечера. Все те же 10 веревок. И тут нас ждало разочарование. Ночевки не было. Гребень был достаточно острый. Опять пришлось работать ледорубами, причем с Китая начал дуть очень сильный ветер, достигавший в порывах штормовых условий.

Через пару часов ночевка была готова. При таком ветре мы с трудом установили палатку. Спать почти не пришлось. Всю ночь я молил гору и ветер прекратить этот кошмар. Мы сидели по углам палатки и держали ее нашими телами, чтобы не разорвало. При этом все же успевали сушить на горелке наши промокшие спальники.

Надо сказать, что наша палатка Salewa Litertek Pro II - это двухслойная палатка весом меньше двух кг, сделанная из каких-то очень тонких нано материалов. При этом она была повреждена в нескольких местах на первой ночевке. Я не верил, что она выдержит. И если бы ее разорвало, то мы наверняка бы замерзли насмерть с китайской стороны гребня. Не самое плохое место для этого, но у нас были другие планы. И надо отдать должное палатке, она выдержала эту ночь. Ничего не разорвалось, и к утру, почувствовав ее стойкость, мы уже придерживали ее в полудреме.

День пятый. Утром ветер утих, но не совсем. На небе стали появляться облака. Собрались, осмотрели гребень в оба направления. Была мысль спускаться на запад, но она сразу отпала после визуальной оценки масштаба работы.

Давай лучше на восток попробуем, - решили мы оба.

Предвершинный гребень оказался не только острым, но и весьма разрушенным. Приходилось передвигаться с особой осторожностью. Мы попробовали уйти на северную сторону и пойти по стене, но это было еще хуже. Якоря, которые бил первый, вытаскивались вторым руками, а станция на трех якорях была готова к работе с высказыванием: перила готовы, но не нагружай. Поэтому мы опять ушли на гребень.

После шести веревок разрушенных скал оказался нормальный такой дюльфер на снежную перемычку перед вершинной снежной башней.

Ещё перед зимней попыткой восхождения я искал информацию по возможным прошлым попыткам взойти на пик Космос.

• 2019 г - туристическая группа Ильи Михалева, выход на гребень 5800м с востока.
  • 2014 г - поляки, попытка взойти на вершину по кулуару правее пика Рототаева. Дошли до гребня, спустились из-за непогоды.
  • 1998 г - альпклуб Черноголовка, Москва и Московская область. Попытка прохождения Северной стены, Игорь Корсун погиб при сходе лавины.
  • 1972 г - ВС Казахской республики Г. Гульнёв, А. Ильинский, Р. Курамшин, В. Михин, Ю. Митрохин. Попытка пройти траверс. Спустились с маршрута.
  • Больше, насколько мне известно, реальных попыток не было. Никаких следов пребывания людей на стене и на гребне мы не нашли.

С перемычки две веревки одновременного лазания и… это Космос, детка!!! Мы на вершине.
    Время 16:50, у нас 10 мин до времени организации ночевки. Тут ее точно нет. Сдерживая слезы, смотрю на китайскую территорию. Полдела сделано, но надо еще спуститься.

Быстро-быстро валим вниз по восточному снежному гребню до следующей перемычки, откуда виден возможный спуск дюльферами на плато Космос. Мне показалось, их будет шесть до выполаживания. Витя предрек десять. Так и получилось.

Дюльферяли на двойной веревке через проушину, просовывая в нее основную веревку. Пока было светло, шли быстро, с темнотой явно замедлились. Чувствовалась усталость. Ледовая стена закончилась бергшрундом. Льда нет, страховаться надо, тем более, что стенка под нами нависающая. Вспомнили Абалакова и снежные столбики. Сделали столбик, на нем и спустились. На удивление выдержал.

К 22:00 мы вышли на плато и сразу же за огромной трещиной поставили палатку, чтобы сверху ничего не свалилось, так как в темноте мы уже не видели, висит ли там сверху что-то или нет. Немного на расслабоне завязалась приятная беседа, жгли не жалея газ, чтобы согреться и просушить вещи. Так незаметно уснули уже к четырем утра.

День шестой. В 8 утра встали, к 10 вышли и отправились искать проход в бесконечных трещинах плато. Еще Илья Михалев говорил нам, что нужно придерживаться правой его части, спуститься вниз до траверса предполагаемого спускового плеча и далее двигаться к нему вдоль трещин, подыскивая в них проход. Но когда мы начали движение, оказалось, что сил идти нет совсем. Вспоминался Латок 1, первая попытка, когда мы шли побросав вещи от горы до ВС восемь часов полтора километра по прямой.

К тому же, оказалось, что с правой стороны путь прерывал огромный сброс, и необходимо было спускаться дюльфером, что нам совсем не хотелось. Посмотрев внимательно фотографии, сделанные вчера с вершины, решили все же вернуться и найти проход с левой стороны. Ошиблись. Там все оказалось еще хуже, те же дьльфера и ледовые траверсы. Наконец к 17:00 мы подошли к перемычке над нашим спуском.
    - Саша, пора становиться на ночевку, никак не угомонится Виктор. - Давай траверсом вон туда и там будем рыть.
    Нет, только не это. Ветер опять разыгрался, хочется вниз.
    - Витя, может все же попробуем сдюльферять до темноты на выполаживание, там должен быть берг, у ледовых стенок всегда есть берг.
    Уговаривать долго не пришлось. Несколько дюльферов и к сумеркам находим шикарнейшее место в бергшрунде, прям как для нас. Пока Виктор развешивал снаряжение на буре, я ногами успел организовать отличную площадку под палатку. Поужинав остатками еды, а мы брали ее на пять дней, сладко уснули.

День седьмой. Ну что, теперь нужно найти безопасный проход по линии спуска. Тут тоже сверху с правой стороны все нависало и било больше чем везде. Веревка дюльфера, верёвка одновременного лазания чередовались с заметной постоянностью. Как у Виктора хватало терпения убирать черную веревку в рюкзак, а потом доставать ее обратно, я не стал спрашивать.

Подошли к нижней части спуска. По плану тут нужно было спуститься через правый выносной лавинный кулуар как можно быстрее. Но в нем так часто и так сильно сыпало, что заходить в него было самоубийством. Решили поискать спуск в левой части, но там были отрицательные сбросы больше длины веревки. Мне показалось не реальным спускаться там.
    - Ну что, делать нечего. Нахрен все эти прусики, всего одна веревка нас отделяет от победы. Валим быстро тут, справа, в кулуар и бегом вниз, - говорю я Вите.
    А куда деваться? Машина уже ждет на поляне Данкова. Кручу проушину поглядывая на завораживающие нависающие сераки сверху, дюльфер готов. Спускаемся в тишине, продергиваем веревки, засовываем каждый по одной в рюкзак и со всех ног, прижимаясь к левому краю выноса, бежим вниз. Сверху ничего не валит, а вот слезы радости накатываются тем больше, чем ближе я подбегаю к последним ледовым глыбам. Все, закончились, дальше не докатываются. Поворачиваюсь, обнимаю подбегающего Виктора.
    - Ну что, с горой!
    Закрываю полные радости глаза, открываю и вижу, что все горы покрылись низкой облачностью, идет снег, пришла настоящая тянь-шаньская зима.

Успели!

Послесловие.

Через полчаса мы добрались к нашим вещам, поставили палатку. Не успели в нее залезть, как начался сильный ветер. Час на сборы рюкзаков, и мы готовы двигаться дальше. Тут и ветер стих. Связались по рации с Эрнстом, они нас ждут прям под ледником, спасибо. Но нужно спешить, если затемно мы не дойдем до реки, то можно заблудиться в однообразных черных холмах ледника. И что вы думаете? Я включил свой налобный фонарик в момент спуска с последнего холма к реке. Ну не красавчики мы?

ОГРОМНОЕ СПАСИБО

• Денису Плаксину,
  • Вячеславу Мирошкину,
  • Эрнсту Сооронбаеву и компании Kokshaal-Too Adventure за доставку к месту и вывозу обратно в цивилизацию.
  • Владимиру Калмыкову за бубен и молитвы.
  • Владимиру Молодожену за подгон веревки Tendon,
  • Лере Меркурьевой за наколенники, без них я бы точно отморозил колени.
  • Нашим женам за мужество и терпение.
  • Анне Пиуновой за веру и общение.
  • Без вас у нас бы вряд ли что получилось.