Главная

Автор: Николай Степанов, Москва
Дата публикации: (17.05.2022)
Фотографии

Кильсе-Бурун. Вариант маршрута: «Пятно слева»
Команда альпинистов из Москвы: Женя Яблоков, Дима Корзинов и я – Коля Степанов 6го мая сходили полу-первопроход на Большой Кильсе-Бурун. Для начала объясню что имеется в виду под “полу-первопроходом” и почему мы так стали ходить.

Еще осенью в рамках подготовки к чемпионату в скальном классе мы ходили несколько комбинаций разных маршрутов, и нам это очень понравилось. Схема состоит в объединении ключевых участков близких маршрутов для увеличения трудоемкости. Например, если у одного маршрута ключ снизу, а у второго сверху то объединив их получится более интересный маршрут.

Еще осенью, когда лезли “коннект” на Кильсе, приметили интересную и не типичную для Крыма линию “Большой Карниз” – давний маршрут Туркевича (заново открытый в 14-ом году альпинистами из черкасс вот их статья). Маршрут привлекает интересной частью по первому бастиону: содержит проход через грот-дырку и собственно сам карниз – действительно большой (с выносом примерно в 5 метров). Однако после сложного первого бастиона команда прошла по простому рельефу второй бастион.

Захотелось пройти и второй бастион по сложному рельефу. Рассматривая второй бастион, мы поняли, что его центральная часть не хоженная, а рельеф для потенциальных маршрутов присутствует. Так мы и решили сделать “коннект” из маршрута и первопрохода.

Собрались под стеной, перебрали снаряжение, посмотрели в трубу на стену, наметили варианты линии и полезли. Поскольку были сильно увлечены процессом, и лезли по одновременной схеме, никто не скучал на станциях и не делал фотографий.

Описание маршрута

Первый бастион (немного переработанное описание Черкасской команды):

Подход – не доходя 100 метров до домика лесника со стороны Фороса, по крупной осыпи подойти под стену Кильсе Буруна, ориентируясь на большой рыжий карниз посредине стены и характерный сквозной грот-дыру на нижнем бастионе.

R0-R1 – 40м, IV.
Начало маршрута – под рыжим нависанием вправо по простой полке и далее вверх в направлении отдельно растущей сосны, перед станцией траверс влево по полке в направлении сквозного грота. Скалы разрушенные. Станция на своих точках на маленькой полочке во внутреннем углу в 15-ти метрах ниже сквозного грота-дыры.

R1-R2 – 25м, V+ (5с/6а).
От станции, прямо вверх по внутреннему углу, пройти сквозь сквозной грот-дыру. Из грота вправо вверх выйти на большую полку. Станция на своем, есть старая морковка.

R2-R3 –15м III, 5м A2, 35м VI+(6c).
От станции пройти по полке вправо, далее простым лазанием прямо вверх между большим отколом и основной стеной 10м., выйти на вершину откола (осторожно скалы разрушены). С откола переход вправо на стену, прямо вверх по системе прерывающихся щелей, сначала 4 метра на ИТО до старого шлямбура, и дальше лазанием до станции (примерно 6с). Станция в 2м. ниже сухого дерева на своих крючьях (дерево можно использовать как одну из точек станции). На участке встречаются старые шлямбура команды Туркевича. На веревке страховка в основном на якорных крючьях.

R3-R4 – 10м A2, 5м А2+, 10м V.
От станции через сухое дерево лазанием 3м прямо вверх. Далее перестёжка вправо на дырочных скайхуках (3шт., дырки пробиты рядом со старыми шлямбурами), далее под карнизом новый шлямбур, с него можно забить средний v-образный крюк в потолочную трещину (либо использовать старый шлямбур) и достать фифой трещину в карнизе. Далее по щели на ИТО перевалить через карниз и влезть в большую промоину, в ней можно сделать промежуточную станцию на своих точках. Либо продолжить лазание по 70-градусным плитам с травой сначала влево, затем вправо на большую сосну, здесь — станция.

R4-R5 – 50м, V (5c).
От сосны влево вверх, по разрушенным плитам со щелями, забитыми землёй и травой и далее по неявному внутреннему углу. Страховка затруднена. Станция на своих точках.

R5-R6 – 30м, V (5с).
От станции прямо вверх выйти к сосне на террасе.
Описание второго бастиона
R6-R7 - 25м, IV.
Подойти под второй бастион через густые заросли, старт в 5 метрах, правее маршрута ЖПЛ, по внутреннему углу в направлени явной щели.

R7-R8 – 35м, VI (6b - A2).
Вверх в прерывающуюся щель, по ней лазанием с переходами на ИТО вверх до небольшого разрушенного карниза, он него двигаться налево вверх по стенке в направлении щели, по ней выйти на пологий рельеф, не доходя до внутреннего угла сделать станцию на якорях.

R8-R9 - 35м, V+ (6a).
Двигаться по внутреннему углу с щелью направо вверх, страховка на камалотах. Выйти на полку (осторожно рельеф разрушенный и есть трава), по полке сделать траверс монолитной щели во внутреннем углу, тут станция на камалотах.

R9-R10 - 25м, V+ (6a), 5м A2.
Перелезть через небольшое нависание направо и выйти во внутренний угол заросший травой, по нему двигаться вверх через сосну, далее угол становится более вертикальным и забитым землей, тут можно уйти налево на маленькие щели где сделать станцию.

R10-R11 – 10м V, 10м A2+, 10м IV.
Вернуться на щель, и по ней двигаться вверх под нашлепку мимо небольшого сухого можжевельника. Тут перейти в нависающую прерывающуюся щель, по ней на ИТО, пока она не упрется в плиту. Далее вверх с помощью скайхуков (можно попробовать пройти этот участок чуть правее лазаньем), выводят на простые плиты, по которым двигаться вверх, под следующий взлет стены, тут станция на своих крючьях.

R11-R12 - 10м, III,10м V+ (6a+), 10м III.
Этот участок совпадает с последней веревкой маршрута “Жаркий Мир”, двигаться направо к глухой щели, справа от которой аккуратным лазаньем перелезть небольшую стеночку. Далее по простому рельефу выйти на яйлу, станция на своем железе.

P.S.
Для справки приведу пару линий схоженных осенью в формате “коннектов”:

• Большой Кильсе, 5Б+:
    Денисенко + Зяблик правый вариант + Зяблик через верхний бастион. Маршрут пройден лазаньем на онсайт, максимальная сложность 6с.