Главная

Автор: Андрей Потапенко, г.Москва
Дата публикации: (16.11.2021)
Фотографии

Отчет о горном маршруте 5 к.с. по Ц.Кавказу (Безенги) сборной команды ТК МАИ (Москва) и Самары в период с 18 июля по 9 августа 2020 года. Часть 1.

Необходимые комментарии к отчёту:

- направления лево/право используются как «орографические», если не указано иное

- на фотографиях красной линией указан путь группы, синими стрелками обозначены направления опасных камнепадов, фиолетовые линии - альтернативные пути с комментариями

- верёвки использовали новые статические 9мм 50м

- для указания чистого ходового времени используется сокращение «чхв»

- время всегда указывается местное, декретное время не вводили

- как правило, подъём дежурного был в 4:00-4:30, выход с ночёвки около 6:30.

Справочные сведения

Паспорт маршрута

Район путешествия Центральный Кавказ, Безенги

Вид туризма горный

Организация, проводящее путешествие ТК МАИ

Срок проведения 18 июля - 9 августа 2020 года

Категория сложности пятая

Количество участников 6*

Руководитель Потапенко Андрей Владимирович

Заявочные материалы рассмотрела МКК МАИ и МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка 1/3-501

Продолжительность активной части 21

Количество днёвок 1 днёвка и 1 отсидка

Длина маршрута фактическая 177 км

Длина маршрута в зачёт 161 км

Суммарный набор высоты 9834 м

Ночевки выше 4000 4 раза (4150, 4130, 4400, 4400)

Пройденные перевалы:

Укю (2А, 3882)

9 Мая (1Б, 3668)

Птица (3А, 4270)

Спортивной Дружбы (3А, 4125)

Ортокара Вост. (3А, 4228)

Кель (1А, 3648)

Селлы (3А, 4448)

Песчаный (1Б, 3558)

Пройдено категорированных перевалов:1А - 1, 1Б - 2 , 2А - 1, 3А - 4

*) В предварительной заявке было 7 человек, но на старте маршрута один участник заболел и на маршрут не вышел.

Состав группы

ФИО

ГР

опыт

высота

опыт +

роль

1

Потапенко Андрей Владимирович

1965

6У(4), 5Р

7495

6ЛУ,

МС тур, СБ,

1р альпинизм

руководитель, штурман,

фото

2

Бердников Артём Андреевич

1988

5642

ПСР,

1р лыжи,

1р л/а

фото

3

Калистратова Вера Владимировна

1991

6У, 2Р

6720

4ЛУ, 3ЛР,

КМС тур,

3р альпинизм

завхоз

4

Квятковский Владимир Владимирович

1991

5642

3р альпинизм

доктор

5

Трапезников Василий Геннадьевич

1982

4У, 3Р

5642

КСМ фехтование

снаряженец

6

Рыкалов Пётр

1977

6У(4), 6Р(5)

7495

6ЛУ,

МС тур, СБ

оператор, финансы

Общая смысловая идея похода

Спортивные планы на 2020 год были резко скорректированы из-за глобального карантина. Мы планировали большой памирский поход, а вариант Кавказа был как запасной. При планировании запасного варианта мы выбрали знакомый район с гарантированно понятной логистикой и известными перевалами. Хотелось пройти поход, насыщенный техническими препятствиями, без длительных прогонов по долинам, с выходами на высоты более 4000 метров. Две заброски должны были обеспечить лёгкие рюкзаки на сложных участках. Поход рассматривался для повышения технического уровня участников и схоженности группы для более сложных походов в будущем.

Предпоходная подготовка

Определённая сложность в подготовке возникла из-за того, что половина группы была из Москвы, а половина из Самары. Удалось провести только две совместные технические тренировки на микстовом рельефе. В остальное время самарская и московская подгруппы тренировались отдельно. Участники бегали, занимались ОФП, посещали скалодром, лазали по естественному рельефу. В условиях строгого карантина предыдущий опыт участников допускал самостоятельные занятия. Для коммуникации по подготовке к походу были созданы группы в ВКонтакте и в WhatsApp-е.

Варианты подъезда и отъезда

Район имеет хорошие транспортные возможности, до посёлков Безенги и Верхняя Балкария идут асфальтовые дороги, а в верховья долин - приличные грунтовые дороги, по которым сможет проехать даже легковой автомобиль. До альплагеря Безенги из Минеральных Вод нас довёз лагерный микроавтобус, который мы заказали заранее, а на выходе до Нальчика мы добрались на микроавтобусе, который нашли на месте. Для трансфера можно использовать местное такси или личный транспорт. В последнем случае необходимо иметь соответствующий погран. пропуск.

Особо надо отметить пропускной режим. Заблаговременно заказать пропуск в погран. зону можно либо на сайте госуслуг, либо у администрации альплагеря. В любом случае пограничники требуют оригинал документа и наличие в нём номера маршрута, который они контролируют. Подход строго формальный: есть - проходи, нет - стой. Действует запрет на полёты гражданских дронов/мини-коптеров, фотографирование вблизи пограничной инфраструктуры и выход на вершины в ГКХ.

Запасные варианты и аварийные выходы

На случаи отставания от графика, непогоды и прочие форс-мажоры были предусмотрены следующие запасные варианты и аварийные выходы:

  • отказ от прохождения перевала Птица и прохождение перевала Кундюм-Мижирги
  • отказ от прямого спуска с перевала Спортивной Дружбы и прохождение траверса вер.МВТУ-пер.Шаурту Вост.
  • подъём на перевал Ортокара, исходя из реальной обстановки: 1) по СВ гребню вершины Ортокара 2) через перевал Ортокара Зап. 3) левее жандарма Двугорбый
  • отказ от перевала Селлы и прохождение связки перевалов МВТУ-Спартак
  • отказ от перевала Фытнаргин, прохождение связки перевалов Катюша-Дыхсу
  • отказ от траверса вершины Фытнаргин и сквозное прохождение перевала Фытнаргин
  • аварийный выход по долине Укюсу
  • аварийный выход по долине Думала
  • аварийный выход по долине Шаурту
  • аварийный выход по долине Дыхсу

Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут (высоты по классификатору и по карте):

а/л Безенги (2144) - заброска на Баранкош - «тёплый угол» - пер. Укю (2А, 3950) - лед. Укю (3400) - пер. 9 Мая (1Б, 3710) - лед. Уллуауз (~3000) - пер. Птица (3А*, 4250) - морена 3900 - лед. Кундюм-Мижирги - лед. Мижирги - а/л Безенги - лед. Безенги (2460) - пер. Спортивной Дружбы (вариант 3А, 4100) - лед. Шаурту (~3400) - пер. Ортокара (вариант 3А*, 4245) - Баранкош - Джангикош (3250) - пер. Селлы (3А, 4250) - лед. Крумкол - пер. Песчаный (1Б, 3570) - лед. Дых-Котю-Бугойсу (~2300) - ледопад Айлама - траверс [пер. Фытнаргин + пер. Плечо Фытнаргина + вер. Фытнаргин + пер. Дыхсу] (3А, п/п, 4321) - лед. Фытнаргин - лед. Агаштан - пер. Курортный (1А, 2450) - р. Лькези - р. Карасу - т/б Уштулу (1850) - р. Черек Балкарский - пос. Верхняя Балкария (1170)

Пройденный маршрут (высоты фактические, по GPS):

а/л Безенги (2090) - заброска на Баранкош (2677) - «тёплый угол» (3362) - пер. Укю (2А, 3882) - лед. Укю (3440) - пер. 9 Мая (1Б, 3668) - морена лед. Уллуауз (2747) - пер. Птица (3А, 4270) - морена 3900 (3870) - лед. Кундюм-Мижирги - лед. Мижирги - а/л Безенги - лед. Безенги (2420) - пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125) - лед. Шаурту Вост ветвь - перелаз 3660 - лед. Шаурту Южн ветвь - пер. Вост. Ортокара (3А, 4228) - пер. Кёль (1А, 3648) - Баранкош (2750) - Джангикош (3260) - пер. Селлы (3А, 4448) - лед. Крумкол - пер. Песчаный (1Б, 3558) - лед. Дых-Котю-Бугойсу - долина р. Дыхсу - слияние с р. Карасу (1690) - р. Черек Балкарский - погран.пост (1290) - пос. Верхняя Балкария (1170)

До перевала Песчаный группа выполняла заявленный график практически день в день. Но, к сожалению, два участника получили с работы требование прервать отпуск и вернуться на работу. Кроме того, на спуске с перевала Песчаный руководитель получил небольшую травму. Было принято решение не идти траверс Фытнаргина, а завершать маршрут выходом по долине реки Дыхсу.

Движение группы на маршруте

Картографический материал

Предварительная разметка маршрута была сделана здесь:

https://nakarte.me/m=14/43.08252/43.25747&l=O/K&nktl=R9rYdnPAybRd6L7a30FBsQ

Реально пройденный маршрут здесь:

https://nakarte.me/m=13/43.01074/43.31274&l=O/K&nktl=Eyh9UUxF2G6tACjfgb4o7Q

Далее приводятся ОSM-карты с полным реальным треком похода. Пронумерованные точки - это места наших привалов. Точки, обозначенные датой, - это места наших ночёвок. Перевальные седловины обозначены наши, на слое Mountain passes (Westra) наблюдаются значительные ошибки в расположении седловин многих перевалов.

Карта 1. Первое кольцо.

а/л Безенги (2090) - заброска на Баранкош (2677) - «тёплый угол» (3362) - пер. Укю (2А, 3882) - лед. Укю (3440) - пер. 9 Мая (1Б, 3668) - морена лед. Уллуауз (2747) - пер. Птица (3А, 4270) - морена 3900 (3870) - лед. Кундюм-Мижирги - лед. Мижирги - а/л Безенги

Карта 2. Второе кольцо.

а/л Безенги - лед. Безенги (2420) - пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125) - лед. Шаурту Вост ветвь - перелаз 3660 - лед. Шаурту Южн ветвь - пер. Вост. Ортокара (3А, 4228) - пер. Кёль (1А, 3648) - Баранкош (2750)

Карта 3. Третья часть.

Баранкош (2750) - лед. Безенги - Джангикош (3260) - пер. Селлы (3А, 4448) - лед. Крумкол - пер. Песчаный (1Б, 3558)

Карта 4. Долина Дыхсу.

пер. Песчаный (1Б, 3558) - лед. Дых-Котю-Бугойсу - долина р. Дыхсу - слияние с р. Карасу (1690) - р. Черек Балкарский

График движения

дата

день

маршрут

17.07.20

прибытие в а/л Безенги - прогулка по долине

18.07.20

1

лед Безенги - заброска на Баранкош - возврат в а/л Безенги

19.07.20

2

а/л Безенги - подъём в «тёплый угол»

20.07.20

3

прохождение пер Укю - спуск на лед Укю

21.07.20

4

прохождение пер 9 Мая - спуск до морены лед Уллуауз

22.07.20

5

подъём вдоль морены лед Уллуауз под пер Птица

23.07.20

6

прохождение пер Птица - спуск до ледника

24.07.20

7

спуск по лед Кундюм-Мижирги до а/л Безенги

25.07.20

8

днёвка

26.07.20

9

лед Безенги - подъём по распадку и по морене

27.07.20

10

подъём на пер Спортивной Дружбы

28.07.20

11

спуск на лед Шаурту - подход в цирк Ортокара

29.07.20

12

отсидка - обработка склона - перенос лагеря

30.07.20

13

подъём на пер Ортокара Вост

31.07.20

14

спуск на Кёль - спуск на лед Безенги - забрали заброску

01.08.20

15

лед Безенги - Джангикош - подъём к пер Селлы

02.08.20

16

подъём под пер Селлы - обработка склона

03.08.20

17

прохождение пер Селлы - ледопад Крумкол - лед Крумкол

04.08.20

18

прохождение пер Песчаный - лед Дых-Котю-Бугойсу

05.08.20

19

спуск по лев берегу р. Дыхсу - разведка

06.08.20

20

возврат к леднику - переправа - спуск по прав берегу р. Дыхсу

07.08.20

21

спуск по прав берегу р. Дыхсу - р. Карасу - р. Черек Балкарский

08.08.20

пос Верх. Балкария - переезд в КМВ - перелёт

Фото 1. В альплагере Безенги

Сводная таблица фактических данных (график движения, тайминг, перепады, пробеги, высоты).

дата

день

маршрут

время ЧЧ:ММ

длина, км

перепады, м

высота ночёвки

переходы, мин

к.с.

выход

финиш

всего

в зачёт

набор

спуск

17.07.2020

г. Москва - г. КМВ - пос. Безенги - а/л Безенги

2 100

авиа, авто

18.07.2020

1

а/л Безенги - заброска на Баранкош (2700)

07:22

15:35

15,00

7,50

600

600

2 100

11,52,47,42,32=7,49,63,14

19.07.2020

2

а/л Безенги - «тёплый угол»

06:26

17:05

6,00

6,00

1300

-

3 400

48,33,23=48,47,26=51

20.07.2020

3

«тёплый угол» - пер. Укю - лед. Укю

06:30

16:00

5,50

5,00

570

530

3 440

30,~25,24,30,22*=25,20,7,30,10,30,6

21.07.2020

4

лед. Укю - пер. 9 Мая - морена лед. Уллуауз

06:31

14:18

5,90

5,90

414

950

2 900

8,22,53*32,27,45,35=45

22.07.2020

5

морена - лед. Уллуауз - подход к перевалу

07:09

14:40

4,50

4,50

990

-

3 840

52,34,48,48=47

23.07.2020

6

подъём на пер. Птица - спуск до ледника

07:30

16:22

2,30

2,30

430

120

4 150

46,3:00(non-stop)*2:20(non-stop)

24.07.2020

7

морена 3900 - лед. Кундюм-Мижирги - лед. Мижирги - а/л Безенги

05:20

17:00

13,80

13,80

-

2050

2 100

65,40,66,30=48,30,45,45

25.07.2020

8

днёвка

-

-

-

-

-

-

2 100

-

26.07.2020

9

а/л Безенги - лед. Безенги - распадок пер. Сп.Дружба

06:00

16:30

5,80

5,80

1200

-

3 300

13,45,53,42,25,54=18,35,29

27.07.2020

10

ледник - пер. Спортивной Дружбы

06:55

17:53

2,50

2,50

830

-

4 130

55,53,30,15=1:30(non-stop)*

28.07.2020

11

спуск с перевала - лед. Шаурту (вост. ветвь) - лед. Шаурту (юго-вост. ветвь)

07:17

17:13

4,80

4,80

350

750

3 735

3:00(non-stop),47=78,25,67

29.07.2020

12

отсидка - провеска склона пер. В.Ортокара - перенос лагеря

-

-

2,00

0,40

250

300

3 685

-

30.07.2020

13

подъём на пер. Вост. Ортокара

06:20

16:00

1,80

1,80

540

-

4 228

30,9:00(non-stop)*=

31.07.2020

14

спуск с пер. Вост.Ортокара - пер. Кёль - Баранкош

06:50

13:55

4,90

4,90

-

1460

2 770

3:30(non-stop),10,19*34,40=27,27

взяли заброску с лед. Безенги

1,40

0,70

100

100

01.08.2020

15

Баранкош - Джангикош - ледник Селлы

08:10

17:05

9,40

9,40

1000

80

3 690

21,31,40,60=45,27,29,28,49

02.08.2020

16

ледник Селлы - обработка до пер. Селлы

06:30

12:42

3,00

3,00

710

-

4 400

55,52,44,47,82*24,25,10

03.08.2020

17

пер. Селлы - ледопад Крумкол - лед. Крумкол

08:50

17:20

4,50

4,50

50

800

3 660

10,2:15(non-stop),39,46,54=52

04.08.2020

18

лед. Крумкол - пер. Песчаный - лед. Дых-Котю-Бугойсу

06:55

17:05

9,70

9,70

100

1410

2 350

28,29,23*49,29=31,22,37,41,36,18

05.08.2020

19

р.Дыхсу (лев.берег) - середина долины - разведка

06:30

11:00

11,00

8,50

200

600

1 950

10,59,45,50,60=

06.08.2020

20

попытка брода - возврат к истоку - брод - р.Дыхсу (прав.берег)

06:20

14:10

10,50

10,00

200

250

1 900

45,74,17=50,58,46,30=

07.08.2020

21

р.Дыхсу (прав.берег) - устье р.Дыхсу - р.Карасу - возврат к мосту через р. Дыхсу - мост р. Карасу - погранпост

06:00

23,00

23,00

100

700

1 300

44,43,31,20,45,40=21,17,36,3:00(non-stop)

переезд до КМВ

20:30

авто

08.08.2020

перелёт до г. Москва

авиа

ВСЕГО:

147,30

134,00

9 834

10 000

3 384

длина маршрута пройденная, км

147,3

x1,2=

176,76

символ «=« это обед

длина маршрута в зачёт, км

134,0

x1,2=

160,8

символ «*» это перевал

средний дневной переход, км

7,4

общий набор высоты, м

9 834

средний дневной набор, м

492

средняя высота ночёвок на маршруте, м

3 384

1. время ежедневного старта/финиша и длительность переходов даны для носителя прибора

2. исходные данные для перепадов высот взяты из треков и округлены сообразно здравому смыслу )))

3. дневной переход считаем по треку с округлением до 100м. Настройка записи - 1 точка на 20м

4. накопленные округления в итоговых суммах не учитываются

Техническое описание маршрута (дневник маршрута)

заброска на Баранкош

18.07.2020 а/л Безенги (2090) - заброска на Баранкош (2677)

Задача на сегодня - неспешно прогуляться по леднику, акклиматизироваться и занести заброску на Баранкош. Выход из лагеря в 7:20.

От административного корпуса лагеря по тропе поднимаемся на правобережную морену ледника Безенги и траверсом спускаемся на другую сторону в направлении зелёной будки пограничного поста (11 мин). Здесь проверка документов и пропусков. Регистрация проходит очень медленно, нас продержали больше получаса.

От будки пограничников до правого края языка ледника идём по хорошей тропе. Далее придерживаемся центра ледника, выбираем путь вдоль пологих моренных полос. За 2:55 чхв подошли к месту выхода тропы на травянистые склоны левого берега.

Закладываем заброску среди крупных камней в моренных увалах примерно в 100 метрах от тропы. Возвращаемся к центральным моренам и у ледникового ручейка садимся обедать. Назад не торопимся, погода хорошая, привыкаем к высоте.

Вниз спускаемся вдоль правого борта, здесь длинная полоса ровного открытого льда, по которой можно идти очень быстро. До пограничников добежали за 1:53 чхв и ещё за 14 мин до лагеря.

Фото 1-1. Пересекаем морену у альплагеря, внизу справа видны домики погранзаставы.

Фото 1-2. Идём по тропе к языку ледника Безенги.

Фото 1-3. Идём к Баранкошу по центральной морене. Впереди Безенгийская стена.

перевал Укю (2А, 3882)

19.07.2020 а/л Безенги (2090) - «тёплый угол» (3362)

Сегодня предстоит очень сложный день - на фоне малой акклиматизации необходимо набрать 1300 метров с полным грузом на первое кольцо. Выход в 6:25.

У нижней границы лагеря переходим по подвесному мосту на правый берег реки Мижирги и начинаем подъём по тропе, сначала по травянистым склонам, потом по пологому гребню старой морены. От развилки на гребне уходим влево по ходу в карман правобережной морены и за 1:44 чхв выходим к большой поляне перед крутым подъёмом на правый борт долины.

Здесь отдыхаем около часа, кипятим чай, перекусываем. Далее идём наверх по крутому серпантину среди скальных выходов, затем по тропе на осыпном склоне вдоль скальной стены и по осыпному распадку выходим на первое выполаживание долины, где стоит небольшая хижина. От поляны 2:00 чхв. У хижины опять устраиваем большой привал с чаем и послеобеденным сном. Первый в походе набор высоты даётся тяжело, поэтому мы не торопимся, стараемся не сильно напрягаться. Вокруг пасутся десятки мелких горных козлов, которые людей совсем не боятся.

После обеда поднимаемся ещё на два небольших уступа долины и за 50 мин выходим к нижним площадкам «тёплого угла». Палатки ставим на песчаной поляне, образованной высохшим разливом ручья.

Фото 2-1. Долина Мижирги. Вид из альплагеря Безенги.

Фото 2-2. Поляна у взлёта к «тёплому углу».

Фото 2-3. Начало подъёма в «тёплый угол».

Фото 2-4. Подъём в «тёплый угол». Вид от хижины.

Фото 2-5. Группа позирует))

Фото 2-6. Козлы...

Фото 2-7. Лагерь в «тёплом углу».

Фото 2-8. Панорама Каргашильского хребта. Вид из «тёплого угла».

20.07.2020 «тёплый угол» (3362) - пер. Укю (2А, 3882) - лед. Укю (3440)

Выход от ночёвки в 6:30. Проходим мимо верхних площадок «тёплого угла» и за 30 мин поднимаемся к языку ледника.

Тут становится ясно, что участник Саша Баканов, ещё вчера начавший испытывать недомогание, не может продолжать поход. За ночь он не восстановился, воспаление прогрессирует, лечение результата не даёт. Принимаем решение отправлять Сашу вниз. Скидываем ему часть продуктов и снаряжения, прощаемся. Путь вниз простой и состояние заболевшего позволяет ему спуститься самостоятельно. Уже к середине дня Саша был в альплагере, посетил медпункт и через день был дома. А мы продолжаем.

Обходим язык ледника слева по ходу, немного прошли вдоль крутого правого борта ледника по крупной подвижной осыпи, при первой возможности выходим на тело ледника и, придерживаясь центральной поверхностной морены, идём прямо в направлении ледового склона перевала Урал. От языка ледника до подножия взлёта на Урал 50 мин чхв. Отсюда слева хорошо просматривается огромная седловина между вершинами Укю и Думала. Наш перевал в левом углу этой седловины. Ледник открытый, ровный, трещин нет, кошки и связки не нужны. За 52 мин поднимаемся в снежно-ледовую мульду под перевалом. Здесь обедаем и немного посидели для закрепления высоты.

Спуск начинаем прямо от тура, плотной группой спускаемся по скальным полкам до крутого узкого осыпного кулуара (35-40°). Здесь камнеопасно! В середине кулуара снежно-ледовая пробка, чтобы не надевать кошки бросаем верёвку, закреплённую на валуне. Ниже пробки спускаемся до расширения кулуара и уходим влево по ходу на скальный гребень. Отсюда влево открывается вид на протяжённый конгломератный склон, круто обрывающийся к леднику Укю. В верхней части этого склона местами есть тропа, которая выводит в центр склона и там теряется. От центра склона делаем попытку спуститься прямо вниз, подходим к перегибу и видим крутой опасный склон, изрезанный конгломератными кулуарами, где проблематично организовать страховку. Делаем разведку. Прямо вниз безопасного пути нет. Зато слева по ходу обнаружили склон, по которому можно продолжать спуск, но траверсировать до него с рюкзаками тоже проблематично. Исходя из разведанного, поднялись назад до траверсной тропы и продолжили траверс без тропы до дальнего края конгломератного склона и оттуда начинаем спуск вниз вдоль скального гребешка по траве и осыпям. Но и здесь прямого спуска на ледник нет, пришлось перелезть через скально-осыпной гребешок влево по ходу и уже там нашли безопасный выход на ледник. От перевала 1:33 чхв (без разведок).

Верхняя часть ледника открытая и ровная, вдоль левого борта видим начало ледопада. Выходим в центр ледника, там обвязываемся, ищем проходы между трещинами, продвигаемся к перегибу ледника. По ледовой полосе, уходящей влево-вниз к подножию ледопада, спускаемся на осыпи левого борта. От перевального склона 30 мин.

Отсюда без связок и без кошек по поверхностной морене идём в сторону основной ветви ледника Укю. В первом же удобном месте встаём на ночёвку. Площадки под палатки выровняли на морене, вода в ледниковом ручье.

Фото 2-9. Подошли к языку ледника.

Фото 2-10. Поднимаемся по леднику. Вид вверх.

Фото 2-11. Поднимаемся по леднику. Вид вниз.

Фото 2-12. Западная сторона перевала Укю.

Фото 2-13. Северный склон перевала Урал.

Фото 2-14. Массив Думала-Урал.

Фото 2-15. Подъём по леднику.

Фото 2-16. В мульде перевала Укю.

Фото 2-17. Седловина перевала Укю с запада.

Фото 2-18. В нижней части спускового кулуара.

Фото 2-19. Вид на перевал 9 Мая со спуска с перевала Укю.

Фото 2-20. Выход из кулуара и начало траверса.

Фото 2-21. Спуск с перевала Укю на ледник.

Фото 2-22. Лагерь на леднике Укю.

Фото 2-23. Спуск с перевала Укю. Вид с перевала 9 Мая.

перевал 9 Мая (1Б, 3668)

21.07.2020 лед. Укю (3440) - пер. 9 Мая (1Б, 3668) - морена лед. Уллуауз

От места ночёвки в 6:30 стартуем в сторону перевала 9 Мая. За 9 мин выходим на открытый лёд ледника Укю, надеваем кошки и ещё за 22 мин подходим под перевальный взлёт.
Поднимаемся по замёрзшему снежному склону (30-35°) до характерного скального "угла", затем по живой осыпи переходим влево-вверх до следующего снежника. Здесь солнце уже успело прогреть склон, тропим мягкий снег по колено. Выходим на седловину по живой мелкой осыпи. Весь подъём проходим в кошках, связки и перила не нужны, от подножия перевального взлёта 53 мин.

Спускаемся с перевала по слабо угадывающейся тропе на крутом осыпном склоне, затем идём мимо небольшого озера и по руслу ручья, заваленного снегом, выходим на большие осыпные террасы правого борта долины. 55 мин от перевала, здесь есть вода и готовые места для стоянок. Ещё 24 мин вниз через крутой уступ долины до травянистых полян. Место хорошее, но воды здесь сейчас нет. Погода начинает портиться, из долины ползут тёмные облака, поэтому торопимся, чтобы не словить мокрую траву на крутом спуске. Дальше вниз идём по руслу ручья, выходим на его левый берег и далее на протяжённые травянистые склоны, переходящие в округлые гребни старых морен. Чем ниже, тем травянистые склоны становятся круче. На выкате долины пересекаем ручей на правый берег и уходим на склон правого борта долины. Левая часть долины обрывается к леднику Уллуауз скальной стеной, ручей превращается в 20-метровый водопад, и только у правого борта есть полоса травянистого склона, по которой можно спуститься в карман морены. Но и здесь очень круто - более 100 м 40-45°, а в самом низу участок 20 м более 50°. От травянистых полян 52 мин. Как только мы спустились до ровных мест, зарядил дождь, и всё закрыло туманом. Успели!

В кармане морены обедаем под моросящим дождём. Ставить лагерь здесь невозможно, поляны залиты водой. Через час дождь закончился, и туман частично ушёл. Собираемся и выходим вверх по карману морены. Идём по руслу разлившегося ручья, многократно пересекая его туда-сюда. Местами встречаются остатки тропы. Карман морены скоро заканчивается, а морена переходит в травянистые террасы левого борта ледника Уллуауз. У верхнего края террас, у слияния двух ручьёв встаём на ночёвку. От места обеда 45 мин. По всем признакам это место обжито местными яками, повсюду песчаные лёжки, протоптанные пути к водопою и лепёшки, лепёшки, лепёшки....

Фото 3-1. Пересекаем ледник Укю.

Фото 3-2. Западный склон перевала 9 Мая.

Фото 3-3. Поднимаемся на перевал 9 Мая.

Фото 3-4. Группа на перевале.

Фото 3-5. Группа на перевале.

Фото 3-6. Гребень в сторону перевала СОГМИ.

Фото 3-7. Вид с перевала 9 Мая на восток.

Фото 3-8. Один из уступов спусковой долины.

Фото 3-9. Выкат спусковой долины.

Фото 3-10. Фото из CauCatalog.RU. Вид на спусковую долину.

Фото 3-11. Карман левобережной морены ледника Уллуауз.

Фото 3-12. Лагерь на террасе левого борта ледника Уллуауз. Фиолетовым обозначен более простой путь по пологому гребню морены.

перевал Птица (3А, 4270)

22.07.2020 морена лед. Уллуауз (2747) - под пер. Птица (3А, 4270)

От места ночёвки в 7:05 переходим ручей и по осыпному склону поднимаемся на перегиб морены. Здесь вышли на тропу, которая подходит к склону справа по ходу и поднимается траверсом влево по травянистому склону и скальным выходам. На скалах есть крутые участки, где требуется гимнастическая страховка. За 52 мин от лагеря дошли до ручья, здесь привал. Как вариант, к этому месту можно подойти не траверсом склона, а пройти по морене низом дальше и подняться прямо вверх по простому склону.

Далее подъём продолжаем прямо вверх вдоль правого берега ручья по травянисто-осыпному склону до выполаживания. Здесь пасётся большое стадо яков, не менее 50 голов. По средней и крупной подвижной осыпи идём траверсом влево к тёмной скале, за которой справа прослеживается приток ледника, ведущий в нижний цирк северной ветви Уллуауз. За поворотом ледника движение продолжаем по осыпям левого борта. За 2:10 чхв подходим под очередной взлёт. Останавливаемся на обед и делаем разведку дальнейшего пути.

Путь по распадку вдоль ледника оказался камнеопасным, выбираем обход скального уступа справа и верхом левых траверсом по средней осыпи выход в цирк северного притока ледника Уллуауз. После обеда за 48 мин преодолеваем подъём и выходим на поверхностную морену, идущую вдоль левого борта ледника.

С противоположной стороны ледника уже полностью открылся склон нашего перевала. Сделали разведку вдоль морены в поиске ровных мест под стоянку, но выше морена и ледник под ней становятся всё более изломанны, поэтому ставить лагерь выше проблематично. Ночёвка в прямой видимости перевала нас вполне устраивает. Вечером разглядываем перевальный склон в подзорную трубу, выбираем варианты пути подъёма.

Фото 4-1. Фото из CauCatalog.RU. Подъём на уступ левого берега ледника.

Фото 4-2. Подъём вдоль ручья мимо пасущегося стада яков.

Фото 4-3. Траверсируем осыпи в сторону ледника.

Фото 4-4. На левобережных моренах ледника Уллуауз.

Фото 4-5. Показался перевал Птица.

Фото 4-6. Путь подъёма в цирк перевала Птица.

Фото 4-7. Цирк перевала Птица. Вид от ночёвки.

Фото 4-8. Лагерь под перевалом Птица.

23.07.2020 подъём на пер. Птица (3А, 4270)

От левобережной морены выходим в 7:30. По открытому леднику идём в сторону перевала. За 46 мин подходим к взлёту, обвязываемся, и начинаем подъём по центру склона. Обходим справа ледовый мыс и подходим к ледовой стенке в правой по ходу стороне склона. Отсюда 2 верёвки перил прямо вверх (45-50°, короткий участок 60°). Далее одновременно по плотному снегу уходим в центр склона, где смыкается огромная трещина «от борта до борта». Снежный мост проходим попеременно, над мостом ещё около 100 м продолжается крутой снежный склон с короткими участками голого льда. Идём одновременно с промежуточными бурами. Под верхнюю трещину перевального склона подходим одновременно. Моста нет, но можно дотянуться до верхней стенки трещины. Выше трещины траверсируем вправо-вверх по плотному снегу в направлении седловины. Выше слой снега становится тонким и местами сползает пластами, оголяя участки жесткого льда. Переходим на одновременное движение со страховкой через промежуточные буры. Последние 20 м перед седловиной уже чисто ледовый склон 35-40°, проходим его попеременно. От подножия перевального склона до седловины ровно 3 часа непрерывной работы.

Седловина широкая, снежная, на осыпи в северной части есть площадка под палатку. Спуск от нижней седловины проблематичен, в 50 метрах ниже по кулуару видим обрыв, который не позволяет просмотреть значительную часть спуска. От более высокой седловины южнее по гребню спуск такой же крутой, но просматривается до выката на ледник. Решаем спускаться здесь.

Для спусковой станции закопали в снежную яму большой камень. Дюльферяем на 3 верёвки вдоль левого борта кулуара, 45-50°, станции делаем под прикрытием скальных выступов для защиты от возможных камнепадов. От конца перил по снежному склону 80 м 40-30° спускаемся пешком до ровного ледника, отходим от склона на безопасное расстояние и на небольшом снежном возвышении ставим лагерь. От начала спуска 2:20 мин.

Фото 4-9. Перевал Птица. Вид с противоположного берега ледника.

Фото 4-10. Перевальный склон.

Фото 4-11. Начало подъёма.

Фото 4-12. Станция под ледовой стенкой.

Фото 4-13. Подъём по перилам.

Фото 4-14. Путь подхода к перевальному склону.

Фото 4-15. Подход к большой трещине.

Фото 4-16. Верхняя часть перевального склона.

Фото 4-17. Вид с перевала в сторону подъёма.

Фото 4-18. Последние метры перед седловиной.

Фото 4-19. Группа на перевале.

Фото 4-20. Перевал Птица. Вид в сторону Коштантау.

Фото 4-21. Спуск с перевала Птица в верхний цирк ледника Кундюм-Мижирги.

Фото 4-22. Спуск с перевала Птица.

Фото 4-23. Вид от ночёвки в сторону ледника Кундюм-Мижирги.

24.07.2020 морена 3900 - лед. Кундюм-Мижирги - лед. Мижирги - а/л Безенги

От лагеря под перевалом в 5:20 выходим в сторону ледопада. Для обхода первых трещин уходим к левому борту ледника под склоны северо-западного гребня вершины Коштантау. Здесь находим спуск до пологой части ледника Кундюм-Мижирги, лавируя между трещинами ледопада. Провесили 2 верёвки перил. Затем пересекаем ледник к его правому борту и выходим на морену к площадкам 3900. От ночёвки 65 мин.

Далее тропа на скальных полках выводит на конгломератный склон. Ниже тропа идёт по осыпной лоханке-камнесборнику, соваться туда не хочется совсем, там достаточно круто и камнеопасно. Для уверенного спуска бросаем одну верёвку левее тропы сначала вдоль скал, затем прямо вниз по слабовыраженному осыпному гребешку. За 40 мин спустились до ровного снежника на правом борту ледника. Придерживаясь правого борта, начинаем пробираться вниз через хаос многочисленных ледовых уступов, трещин, крупноблочные завалов, прижимов в ранклюфт до очередного выполаживания ледника. Над одним из уступов висит свежая спусковая петля. Через 1:30 чхв на повороте ледника на север, на границе крупной осыпи и гладких скал бараньего лба останавливаемся пообедать.

После отдыха по пологой правобережной морене за 30 мин спускаемся до указателя на переход через ледник к ночёвкам Брно, ещё за 30 мин по крутым ледниковым валам пересекаем ледник Мижирги на его левый борт. Отсюда за 1:30 чхв по тропе на пологих моренных гребнях и травянистых склонах спускаемся до альплагеря Безенги. По пути встречаем стада непуганых горных козлов.

Фото 4-24. Обход ледопада у левого борта

Фото 4-25. Верхний цирк перевала Птица.

Фото 4-26. Верховья ледника Кундюм-Мижирги.

Фото 4-27. Спуск в обход ледопада.

Фото 4-28. Перевалы Кундюм-Мижирги и Птица. Вид из ледопада.

Фото 4-29. Верховья ледника Кундюм-Мижирги.

Фото 4-30. Подходим к морене 3900.

Фото 4-31. Верховья ледника Кундюм-Мижирги. Вид от 3900.

Фото 4-32. Спуск от 3900 на ледник Кундюм-Мижирги.

Фото 4-33. На леднике Кундюм-Мижирги.

Фото 4-34. На леднике Кундюм-Мижирги.

Фото 4-35. На леднике Кундюм-Мижирги. Дюльферяем по ледовой стенке.

Фото 4-36. На леднике Кундюм-Мижирги.

Фото 4-37. На леднике Кундюм-Мижирги.

Фото 4-38. На леднике Кундюм-Мижирги.

Фото 4-39. Выход из ледопада.

Фото 4-40. Нижняя ступень ледопада.

Фото 4-41. Ледник Мижирги.

Фото 4-42. Ледник Мижирги.

Фото 4-43. Ледник Мижирги.

Фото 4-44. Выход на правобережную морену ледника Мижирги.

Фото 4-45. Правобережная морена ледника Мижирги.

Фото 4-46. На спуске к альплагерю.

25.07.2020

Днёвка. Отдых, стирка, ремонт, столовая... Часть вещей отправили посылкой домой. Наслаждаемся цивилизацией.

перевал Спортивной Дружбы (3А, 4125)

26.07.2020 а/л Безенги - лед. Безенги (2420) - к пер. Спортивной Дружбы

Выход из альплагеря 6:00. Знакомым путём через пограничный пост выходим на ледник и за 1:50 чхв подходим к устью долины, ведущей к перевалу Спортивной Дружбы. В долину заходим правее по ходу от основного ручья, через уступ конгломератного склона, далее траверсируем влево к ручью и прямо по его руслу поднимается вверх до водопада, 42 мин от ледника Безенги. Подъём идёт в тумане, традиционно в распадках Каргашильского хребта садятся облака, даже когда в других частях долины светит солнце.

В верхней части конгломератной лощины делаем разведку выхода на травянистые склоны выше водопада. Простого прохода у водопада не нашли, склон крут и камнеопасен. Выход из конгломератной лощины нашли ниже водопада слева по ходу по ещё не разрушенному мысу травянистого гребня. Первый участник налегке пробил ступени в конгломерате (10 м, 50-55°), вышел на траву и закрепил перила на камне. Остальные прожумарили сложный участок. По травянистому склону поднимаемся сначала прямо вверх под скалы, затем траверсируем влево, обходя их (30-40°). Местами попадаются участки тропы, которая, похоже, зарастает без активного использования. После тумана трава сырая, и половина группы, не чувствуя уверенного держания на крутой мокрой траве, одевает кошки. Выше скал траверсируем склон вправо-вверх до реки, переходим её на левый берег и под большим камнем встаём на обед. От выхода на траву 53 мин.

За время обеда разведали путь до осыпной морены. Опасаясь дождя, на обеде долго не засиживаемся, продолжаем подъём в кошках в условиях ограниченной видимости.
Два крутых травянистых взлёта (35-40°) приводят на травянисто-осыпной пологий гребень морены. Здесь тропа сохранилась, и стало заметно положе, кошки снимаем. Далее поднимаемся по гребню морены, местами переходящему в осыпной склон. Хороший ориентир - прямо на гребне лежит огромный валун, тропа обходит его слева по ходу и через 100 м приводит к площадкам на гребне морены. При видимости 100-150 метров идти дальше нет смысла, встаём на ночёвку, от обеда 1:22 чхв. Воду определили скорее на слух - слева по ходу услышали ручей. К вечеру распогодилось, туман ушёл.

Фото 5-1. Вид на Каргашильский хребет с противоположного борта долины.

Фото 5-2. Вид с ледника Безенги на подъём к перевалу Спортивной Дружбы.

Фото 5-3. Начало подъёма на перевал Спортивной Дружбы.

Фото 5-4. Разведка выхода из конгломератной лощины.

Фото 5-5. Конгломератная лощина. Вид с уступа травянистого склона.

Фото 5-6. Крепление перильной верёвки.

Фото 5-7. Начало подъёма по траве.

Фото 5-8. Переход реки и подъём на склоны левого берега.

Фото 5-9. Виден выход на морену

Фото 5-10 и 5-11. В тумане на морене.

27.07.2020 подъём на пер. Спортивной Дружбы (3А, 4125)

От ночёвки на гребне морены выходим в 6:55. Поднимаемся по осыпям левого берега ручья в направлении видимого перегиба долины. Затем выходим на ледник, вытекающий из левого по ходу распадка, и по поверхностной морене его левого борта идём в направлении языка ледника, свисающего из цирка перевала Спортивная Дружба. От ночёвки до языка ледника 1:08 чхв.

Здесь наблюдаем пугающую периодичность камнепадов вдоль обоих бортов ледника. Особенно страшно выглядит правый борт, здесь заряды крупных камней прилетают раз в пару минут. Единственный безопасный путь прослеживается по ледовому мысу языка ледника, сюда камни не долетают совсем. Связка-двойка налегке провешивает 2 верёвки перил до выполаживания ледника, внизу особенно круто - 50-55°, в середине подъёма есть участок 5 м 60°, выше становится гораздо положе. По готовым перилам группа за 30 мин зажумарила наверх. Далее в связках по закрытому леднику подходим к скальной стенке перевального взлёта. Здесь встаём на обед, а связка-двойка опять идёт на обработку склона и провешивает ещё 3 верёвки на скалах.

К стене подходим по длинному снежному кулуару, который в верхней части упирается в водопад. Здесь начало перил по полке, уходящей вправо-вверх на скальный уступ (2 верёвки), от уступа прямо вверх по широкому скальному кулуару (1 верёвка). Дальше можно идти пешком. Из-за камнеопасности склона каждый участник начинает подъём по перилам только убедившись, что предыдущий полностью прошёл первые две верёвки. Это заметно замедляет движение группы в целом, но безопасность важнее. От конца перил длинный, утомительный склон с ползущей осыпью (35-35°) каждый участник проходит самостоятельно, группа полностью собирается только на седловине перевала. Индивидуальный подъём от начала перил - около 1:30 непрерывной работы. Ставим лагерь в северной части седловины. Вода есть в снежных ямах ближе к прогретому солнцем осыпному склону вершины МВТУ.

Фото 5-12. Вид вниз на ледник Безенги от ночёвки.

Фото 5-13. Снимаем лагерь на морене.

Фото 5-14. Выходим на перегиб долины.

Фото 5-15. Путь по леднику.

Фото 5-16. Верховья долины. Путь к языку ледника.

Фото 5-17. Путь в верхний цирк перевала Спортивной Дружбы.

Фото 5-18. Язык ледника в профиль.

Фото 5-19. Связка начинает работу.

Фото 5-20. Первый пошёл!

Фото 5-21. Второй пошёл!

Фото 5-22. На леднике перед скальной стеной.

Фото 5-23. Скальная стена перевала Спортивной Дружбы.

Фото 5-24. Фото из CauCatalog.RU. Верхняя часть подъёма с восточной стороны.

Фото 5-25. Панорама с перевала в сторону верховьев ледника Безенги.

Фото 5-26. Панорама с перевала в сторону верховьев ледника Шаурту.

Фото 5-27. Вечерняя панорама в сторону верховьев ледника Шаурту.

Фото 5-28. Ровняем площадки под палатки.

Фото 5-29. Лагерь на перевале.

Фото 5-30. Южный склон вершины МВТУ.

Фото 5-31. Начинаем спуск.

28.07.2020 лед. Шаурту Вост ветвь - перелаз 3660 - лед. Шаурту Южн ветвь

Спуск начинаем в 7:15, в связках подходим к перегибу ледового склона и буквально в 100 метрах от лагеря начинаем перилить. Спускаемся прямо вниз с небольшим отклонением влево по ходу (40-45°). Для самосбросов делаем проушины. Примерно в середине склона мимо нас начали пролетать с характерным свистом камни со скал южнее седловины. До нас не достают, но реально страшно. До выката перевального склона получилось 10 верёвок, время работы - ровно 3 часа.

После сбора группы под перевальным взлётом начинаем движение в связках мимо осыпного склона перевала Шаурту Вост. в направлении перемычки 3660 в левом борту восточной ветви ледника Шаурту. Местами снег плотный, местами тропим по колено. За 47 мин вышли на крупную осыпь перемычки. Здесь обедаем, просматриваем цирк перевалов Ортокара Вост. и Зап. Спуск с перемычки 3660 на правый борт южной ветви ледника Шаурту занял 78 мин. Утомительная бесконечная живая осыпь...

Фото 5-32. Спускаемся...

Фото 5-33 и 5-34. Делаем очередную проушину.

Фото 5-35. Спускаемся...

Фото 5-36. На очередной станции.

Фото 5-37. Выкат перевального склона.

Фото 5-38. Верховья восточной ветви ледника Шаурту.

Фото 5-39. Южный склон перевала Шаурту Вост.

Фото 5-40. Левый борт восточной ветви ледника Шаурту.

Фото 5-41. Вид вниз по леднику.

Фото 5-42. Группа на перемычке 3660.

Фото 5-43. Вид с перемычки 3660 на ГКХ.

Фото 5-44. Спуск с перемычки 3660 на южную ветвь ледника Шаурту.

перевал Ортокара Вост. (3А, 4228)

От места спуска с перемычки 3660 на правый борт южной ветви ледника Шаурту сразу выходим на тело ледника. Сначала поднимаемся в кошках по голому льду, связки не нужны. Выше ледник засыпан снегом, обвязываемся и поднимаемся по центру ледника в направлении перевала Ортокара Вост. Останавливаемся на ночёвку на снежном склоне перед перевальным взлётом. Вечером делаем разведку для определения пути подъёма на перевал, выходим на склон перевала Ортокара Зап. и оттуда смотрим на скальные контрфорсы нашего склона. Выбираем наиболее безопасный проход на верхние снежные поля под перевалом Ортокара Вост.

Предложенный в МКК путь подъёма по северному гребню вершины Ортокара с последующим траверсом до перевала Ортокара Зап., затем через жандарм Двугорбый до седловины перевала Ортокара Вост. нам показался чрезмерно длинным и необоснованно сложным. В наших условиях сложность такого траверса не менее 3Б, с непонятными перспективами ночёвки на подъёме. Поэтому от этого варианта мы отказались.

Фото 6-1. Вид с перемычки 3660 на гребень Салынан-Ортокара.

Фото 6-2. Цирк Ортокара. Фиолетовым пунктиром отмечен альтернативный путь.

Фото 6-3. Подъём по южной ветви ледника Шаурту.

29.07.2020

Ночью нас накрыла непогода. Сильный ветер и дождь утихли только к утру. Отдохнуть нормально не получилось. На рассвете видимость ограничена. В таких условиях идти на сложный перевал неразумно. Решаем в этот день отсидеться. Чтобы рабочий день не пропадал зря, связка-тройка уходит на предварительную обработку маршрута и более глубокую разведку. Провесили 2 верёвки в обход скального острова в нижней части подъёма и просмотрели вблизи выход под ледовые сколы в средней части взлёта. Одну верёвку оставили для перемещения группы по леднику в одной связке. После возвращения связки из разведки перенесли лагерь с ледника на осыпи нунатака, разделяющего ветви ледника. Здесь гораздо комфортнее, сухо, есть вода и готовые площадки под палатки.

Фото 6-4. Ледник и долина Шаурту. Вид вниз.

Фото 6-5. Вид с нунатака на ГКХ.

Фото 6-6. Цирк перевала Шаурту-Цаннер. Фактически перевала 2Б здесь больше нет...

Фото 6-7. Перенесённый на нунатак лагерь. Вид в сторону перевала.

30.07.2020 лед. Шаурту Южн ветвь - пер. Вост. Ортокара (3А, 4228)

Из лагеря на нунатаке выходим в 6:20. За 30 мин одной большой связкой подходим к началу перил и начинаем подъём. Жумарим две первые верёвки (45°), провешенные вчера, в обход скального острова, ещё две верёвки - продолжение обхода (45-50°), перелаз влево через скальный гребень и выход на ледовый склон (30-35°) под гигантскими ледовыми сколами. Далее ещё две верёвки прямо вверх до отвесного льда, обход слева ледового уступа и выход под начало длинного ледового гребня, ведущего к верхним снежным полям. По правой по ходу стороне ледового гребня вешаем 3 верёвки, здесь крутой жесткий лёд 50-55°, местами до 60°. Это ключевое место подъёма. Выше склон ложится, вешаем ещё одну, заключительную верёвку по снежному склону (35-25°). Далее идём одновременно в связках. Первую трещину обходим справа по ходу, вторую переходим по мосту прямо под седловиной перевала и выходим на перевал.

От начала перил ровно 9 часов напряжённой работы, провешено 10 верёвок подряд. На седловине большая снежная мульда, воды нет, ставим лагерь.

Фото 6-8. Подходим к перевальному взлёту.

Фото 6-9. Под перевальным взлётом.

Фото 6-10. Обход скального острова и выход на ледовый гребень.

Фото 6-11. Подъём под скалы.

Фото 6-12. Перила вдоль скал.

Фото 6-13. Северный гребень вершины Ортокара в профиль.

Фото 6-14. Выход на ледовый склон после обхода скального острова.

Фото 6-15. Подход к ледовому гребню.

Фото 6-16. Ледовый гребень.

Фото 6-17. Перила на льду.

Фото 6-18. Снежные поля перед перевалом.

Фото 6-19. На перевале.

Фото 6-20. Снежная мульда на седловине перевала Ортокара Вост.

Фото 6-21. Вид с перевала на Безенгийскую стену.

Фото 6-22. Группа на перевале.

Фото 6-23. Лагерь на перевале.

31.07.2020 спуск с перевала - пер. Кёль (1А, 3648) - Баранкош (2750)

Спуск начинаем в 6:30, спусковую петлю оставляем прямо у тура и ныряем в узкий ледовый кулуар. Первая станция на скальной полке правого борта кулуара, потом пересекаем кулуар к левому борту, там под прикрытием скального выступа вторая станция. Вдоль левого борта спускаемся к слиянию двух кулуаров, станция у нижнего края скал. Отсюда три верёвки вниз-влево до левого борта объединённого кулуара. Этот участок опасен камнепадами, спускаемся под постоянным наблюдением. Нижнюю станцию перил опять делаем под укрытием скальной стенки. Всего по ледовым кулуарам провешено 6 верёвок, вверху крутизна около 40°, в середине склона 30-35°.

Далее идём пешком плотной группой, без связок, кошки не снимаем до конца спуска. Со скал вершины Салынан постоянно летят камни вдоль левого борта спускового кулуара, поэтому уходим к правому борту. Здесь делимся на две группы по 3 человека и перебежками максимально быстро, по очереди под наблюдением второй группы, бежим вниз от укрытия к укрытию. Спуск до пологого ледника занял 3:30 непрерывной работы.

Фото 6-24. Спусковые кулуары. Вид с седловины.

Фото 6-25. Первая станция на спуске.

Фото 6-26. Вторая верёвка на спуск.

Фото 6-27. Характер скально-осыпных бортов спускового кулуара.

Фото 6-28. Очередная станция.

Фото 6-29. Выкат из кулуара на ровный ледник.

Фото 6-30. Южная сторона перемычки Салынан-Ортокара.

Фиолетовая линия - путь подъёма группы О.Г.Фомичёва . (2010, отчёт №5929) по рыжим скалам - вариант прохождения в обратном направлении.

Фото 6-31. Спусковой кулуар.

Фото 6-32

перевал Кёль (1А, 3648)

От выката спускового кулуара с перевала Ортокара Вост. на западный приток ледника Безенги идём в направлении перевала Кёль, находящегося в гребне левого борта ледника. Сначала идём вниз по открытому льду, затем по осыпям левого борта. Выходим на перевал траверсом по плотной мелкой осыпи, от выката кулуара 29 мин. На перевале много благоустроенных мест под палатки. Черная сланцевая осыпь хорошо прогревается на солнце, здесь тепло и уютно.

По восточной стороне перевального гребня проходим мимо причудливых скальных останцев к южной части седловины и начинаем спуск прямо вниз по мягкой мелкой осыпи. Склон ровный протяжённый, идти тут на подъём, наверно, очень утомительно. За 34 мин выходим на травянистую террасу, отсюда по правому борту долины начинается хорошая тропа. По тропе сначала прямо вниз по правому берегу распадка, потом траверсируем влево на травянистый гребень, с гребня уходим влево в крутой травянистый распадок, выходящий в карман левобережной морены ледника Безенги. От травянистой террасы 40 мин.

На спуске следует опасаться многочисленных ложных троп, приводящих к скальным сбросам правее правильного пути. Лагерь ставим в 200 метрах выше основного лагеря на Баранкоше, там много людей, шумно, и там же рядом с палатками пасётся стадо крупных козлов.

После небольшого отдыха выходим вниз за заброской. По хорошей тропе на гребне морены проходим мимо озера в кармане. В полукилометре ниже тропа уходит направо и круто вниз спускается на тело ледника Безенги. До заброски дошли за 27 мин, раскидали её по рюкзакам и по пути спуска вернулись в лагерь.

Фото 7-1. На леднике выше перевала Кёль.

Фото 7-2. Спуск на перевал Кёль.

Фото 7-3. Спуск в карман левобережной морены ледника Безенги. Баранкош в 200 м ниже.

перевал Селлы (3А, 4448)

01.08.2020 Баранкош (2750) - Джангикош (3260) - лед. Селлы

Утром немного дольше поспали и неспешно закончили разбор заброски. От лагеря вблизи Баранкоша выходим в 8:10. Идём по гребню левобережной морены, высматривая варианты спуска на ледник Безенги. Через 52мин чхв после нескольких разведок такое место нашли. Спускаемся на ледник, перелезаем через моренные завалы левого борта и выходим на чистый лёд. При пересечении ледника ищем переход через две достаточно широкие ледниковые реки. На правый борт ледника Безенги выходим по крупной подвижной осыпи и конгломератному склону. По правобережной морене верхом идёт хорошая тропа, переходящая в крутой серпантин на повороте ледника. По скальным полкам тропа несколько раз пересекает ручей и по скально-осыпному гребню выходит на террасу над ледником. Здесь большой палаточный лагерь альпинистов и погран. пост. От морены левого берега 1:00 чхв. Проверка документов затянулась, возникли проблемы с одним из наших индивидуальных пропусков. Пока решаем формальности - варим компот, обедаем.

Дальше движение продолжаем по тропе на гребне правобережной морены восточной ветви ледника Безенги. Через 2 км ровная морена упирается в скальный прижим, и тропа серпантином уходит влево-вверх и траверсом по скальным полкам обходит прижим верхом. Затем, пересекая осыпи и старые селевые борозды, выходим к домику Джангикоша. От погран. поста на повороте ледника 1:12 чхв. Здесь тоже много палаток альпинистов, в этом году в Безенгах аншлаг.

От Джангикоша начинаем подъём к леднику Селлы. По едва заметной тропке выходим на травянистый гребень старой морены, затем по её гребню налево к осыпям правого борта долины. Далее через несколько уступов осыпного склона выходим на уровень языка ледника. Здесь останавливаемся на ночёвку, на морене выложили две площадки под палатки, вода в ручье под стеной правого борта. От Джангикоша 1:46 чхв.

Фото 8-1. Лагерь вблизи Баранкоша.

Фото 8-2. Подъём по левобережной морене ледника Безенги.

Фото 8-3. Безенгийская стена.

Фото 8-4. Пересекаем ледник.

Фото 8-5. Основание гребня перевала Литва, ведущего на Катынское плато.

Фото 8-6. Западная ветвь ледника Безенги.

Фото 8-7. Подъём к восточной ветви ледника Безенги.

Фото 8-8. Выход на осыпи правого борта ледника.

Фото 8-9. Тропа на повороте ледника.

Фото 8-10. Поворот ледника.

Фото 8-11. На морене правого борта.

Фото 8-12. Отдыхаем на Джангикоше.

Фото 8-13. Долина перевала Селлы. Вид вниз.

Фото 8-14. Путь по правому борту долины.

Фото 8-15. Вид наверх от ночёвки.

Фото 8-16. Ровняем площадки.

Фото 8-17. Лагерь в долине Селлы.

Фото 8-18. Панорама гребня Селлы.

02.08.2020 лед. Селлы - пер. Селлы (3А, 4448)

Ночью прошли осадки, верховья долины присыпало снегом, утром продолжается моросящий дождь, наш перевал закрыт облаками. Выходим в 6:30 и продолжаем подъём по осыпным уступам правого борта долины. По мокрой, а выше заснеженной осыпи выходим в верхний цирк ледника. К этому времени видимость значительно улучшается, осадки закончились, открылась седловина перевала. Обвязываемся, начинаем тропить в направлении ледового мыса. От ночёвки до ледопада 1:47 чхв.

Снежный взлёт под ледовый склон проходим одновременно в связках. На ледовом гребне повесили 2 верёвки перил (40-45°), далее одновременно в связках, лавируя между трещинами, подходим к 4-х метровой вертикальной стенке перед выходом в верхний перевальный цирк. Под стенкой снежный мост. На этом участке повесили полверёвки перил. Далее пологий снежный склон до перевального взлёта. Бергшрунд переходим по мосту и по короткому снежно-ледовому взлёту (30-35°) поднимаемся на перевал. Седловина острая, места для сбора группы здесь нет. Очень сильный ветер и ограниченная видимость.

Спусковую петлю закрепили на скальном выступе гребня. На восточной стороне перевала скалы разрушены, организация надёжной станции требует времени, а группа на перевале уже сильно замёрзла. Учитывая, что в таких условиях возможны обморожения, прекращаем спуск, возвращаемся на западный склон перевала, спускаемся ниже бергшрунда и ставим палатку для пережидания непогоды. Только ближе к вечеру погода наладилась. Остаёмся на ночёвку здесь. Окапываемся, делаем стенки из снежных кирпичей.

Фото 8-19.

Фото 8-20. Подъём на уступ ледника.

Фото 8-21. Подход к ледовому уступу.

Фото 8-22. Начало перил.

Фото 8-23. Работа на перилах.

Фото 8-24. Подошли к ледовой стенке.

Фото 8-25. Перевальный гребень.

Фото 8-26. Выход на седловину.

Фото 8-27. Готовим спуск.

copyright Mountain.Ru 1999-2021