Главная

Автор: Валерий Ермолович, г.Минск
Дата публикации: (01.06.2021)
Фотографии

Отчет о пешем походе 4 к.с.по Иордании пустыня Вади Рам в период с 5 – 16 января 2019 г..

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация: Минское городское отделение общественного объединения «Республиканский туристско-спортивный союз», Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Первомайская, 12 Район похода: Иордания, пустыня Вади Рам.

Общая информация о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части маршрута, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовая

пешеходный

четвертая

197

12

11

5 - 16 января 2019 г.

Нитка пройденного маршрута

гор. Акаба - пер. б/н (н/к, 360 м) - СЭЗ «Акаба» - Вади Марсал - уроч. Эль-Маанан - уроч. Абу-Сьела - пер. Рождественский (н/к, 1055 м) - уроч. Эль-Каттар - пер. Каттар Спринг (1Б, 1217 м) - источ. Каттар Спринг - уроч. Эль-Морар - пер. б/н (н/к, 1299 м) - скал. мост Бурдах (восх. 1Б) - уроч. Джудайдах - пер. Минских туристов (1Б, 1175 м, п/п) - источ. «Капающий» - Вади Умм-Ишрин - уроч. Семь столпов мудрости - уроч. Умм-Каса - сел. Аш-Шакириях - пер. Омега (н/к, 915 м) - Вади Гафир - Вади Джудейда - сел. Эль-Джадидах - уроч. Сааль-Абу-Сувейда - уроч. Шейкер - пер. б/н (н/к, 980 м) - пер. Новогодний (1Б, 1048 м, п/п) - пер. Гауди (1А, 875 м, п/п) - источ. «Пальмовый» - каньон б/н (2А, 915 м) - пер. Пурпурный (1Б, 1108 м) - уроч. БирДамад - сел. Тасан

Цель, задачи и подготовка похода

Целью похода было прохождение маршрута четвертой категории сложности с преодолением соответствующих локальных и протяженных препятствий в новом туристском районе. Информации о спортивных маршрутах в этом районе найдено не было. При подготовке к походу основное внимание уделялось минимизации веса снаряжения и продуктов питания, чтобы увеличить количество переносимой питьевой воды. Отдельным пунктом был оптимальный выбор сроков похода с точки зрения погодных условий. В результате изучения статистики метеонаблюдений за предыдущие 3 года был выбран январь. Еще одной причиной выбора этих сроков было то, что в это время уходят в спячку опасные пресмыкающиеся.

Состав группы

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в походе

1.

Ермолович Валерий Ярославович

1964

V- Р (Центр. Кавказ, Иран)

руководитель

2.

Давыденко Светлана Николаевна

1989

V- У (Иран)

зам. руководителя, летописец

3.

Кирикович Екатерина Константиновна

1993

III- У (Кавказ)

ответств. за доврачеб. помощь

4.

Листопад Анастасия Николаевна

1994

II- У (Кавказ)

метеоролог

5.

Оношко Сергей Леонидович

1985

III- У (Кавказ)

топограф, фотограф

6.

Турченик Екатерина Андреевна

1997

II- У (Кавказ)

ремонтник

График движения

Дата похода

Участки маршрута

Характ-ка пути

Протяженность, км

Место ночлега

I день 05.01. 2019

гор. Акаба - Вади Шариз

асфальт

11

Вади Шариз

пустыня

2

Всего за день

13

II День 06.01. 2019

Место ночлега - пер. б/н (н/к, 360 м) - СЭЗ «Акаба» - автодорога - Вади Марсал

пустыня

5

Вади Марсал

тропа

4

асфальт

8

переезд

26

Всего за день

17 (пешком)

III день 07.01. 2019

Место ночлега - уроч. ЭльМаанан - уроч. Абу-Сьело - пер. Рождественский (н/к, 1055 м) - уроч. Аль-Каттар

тропа

6

уроч. АльКаттар

пустыня

16

Всего за день

22

IV день 08.01. 2019

Место ночлега - пер. Каттар Спринг (1Б, 1217 м, п/п) - скала Цыпленок - уроч. Эль-Морар

тропа

5

уроч. ЭльМорар

пустыня

11

Всего за день

16

V день 09.01. 2019

Место ночлега - пер. б/н (н/к,1299 м) - скальный мост Бурдах(1Б) - уроч. Джабаль Махрай

тропа

11

уроч. Джабаль Махрай

пустыня

9

Всего за день

20

VI день 10.01. 2019

Место ночлега - уроч. ЭльДжудайдах - пер. Минских туристов (1Б, 1175 м, п/п) - источ. «Капающий»

тропа

4

источ. «Капающий»

пустыня

6

Всего за день

10

VII день

11.01. 2019

Место ночлега - Вади УммИшрин - скалы «Семь столпов мудрости» - уроч. Умм-Каса

тропа

12

уроч. Умм-Каса

пустыня

8

Всего за день

20

VIII день 12.01. 2019

Место ночлега - сел.Аш-Шакариях - пер. Омега (н/к, 915 м) - Вади Гафир - Вади Джудейда

грунтовка

7

Вади Джудейда

пустыня

14

асфальт

2

Всего за день

23

IX день 13.01. 2019

Место ночлега - сел. Джадидах - уроч. Сааль-Абу-Сувейда - уроч. Шейкар - пер. б/н (н/к, 980 м) - пер. Новогодний (1Б, 1048 м, п/п)- уроч. Кальках

грунтовка

15

уроч. Кальках

асфальт

1

пустыня

8

Всего за день

24

X день 14.01.

Место ночлега - пер. Гауди (1А,875 м, п/п) - источ. «Пальмовый» - каньон

тропа

2

каньон

пустыня

13

2019

Всего за день

15

XI день 15.01. 2019

Место ночлега - каньон (2А, 915 м) - пер. Пурпурный (1Б,1108 м, п/п) - сел. Эт-Тариф - уроч. БирДамад

грунтовка

5

уроч. БирДамад

асфальт

2

каньон

2

Всего за день

9

XII день

16.01. 2019

Место ночлега - источ. «Колодец» - автодорога 3 км юж.сел. Тасан

тропа

2

грунтовка

6

Всего за день

8

Всего за поход

197

Обзорная карта

При планировании и прохождении маршрута пользовались электронной картой в программе Locus для системы Android (мобильного телефона). К сожалению, импортировать ее в систему Windows (компьютер) наших познаний не хватило.

Техническое описание маршрута

4 января 2019 г.

6.15 Сбор на Центральном автовокзале Минска.

6.30 Выезд из Минска.

8.20 Приехали на белорусскую границу, которую прошли за полчаса. На литовской стороне простояли более двух часов. Время среднеевропейское (-1 час)

11.00 Прибытие в аэропорт Вильнюса. Перепаковали рюкзаки, подогнав их вес под 20 кг. Прошли ещё раз пограничный контроль, т.к. покидаем шенгензону.

13.55 Вылет из Вильнюса. В Вильнюсе -2°С и лежит снег.

17.55 Прилетели в Амман. Сразу пошли на пограничный контроль. По пути поменяли деньги, чтобы оплатить визу, которая стоит 40 динаров (1 динар = 1,49$).

19.00 Получили визы и забрали свой багаж. Пограничники спрашивали бронь гостиницы, но мы сказали, что у нас запланирован треккинг, и мы будем ночевать в кемпингах.

20.00 Отправились автобусом из аэропорта в Амман.

20.45 Попросили водителя остановиться на остановке за отелем «Аmman». Далее пешком прошли по навигатору 1,4 км к автовокзалу «Абдали», который оказался закрытым, после чего отправились к автостанции «Jettbus».

21.30 С трудом нашли автостанцию с небольшим залом ожидания на первом этаже здания. Здесь же купили билеты на автобус до Акабы, который отправлялся в полночь. Температура воздуха +9°С.

1 день похода 5 января 2019 г.

00.00 Отправляемся автобусом из Аммана.

4.35 Автобус остановился на пропускном пункте. Полицейский проверил у всех документы. Затем нас заставили достать вещи из багажника для проверки на сканере. Это была простая формальность, так как на сам сканер и вещи никто особо не смотрел. Весь процесс занял не более 10 минут.

5.05 Приехали в Акабу на автостанцию «Jettbus». Ещё темно и зал ожидания закрыт. Мы расположились на сидениях рядом с помещением и поочерёдно прогулялись по предрассветному городу.

6.30 Открылся зал ожидания и мы зашли внутрь, где ещё немного подремали. Здесь есть розетки, но подключиться к Wi-fi нам не удалось.

8.35 Вышли из зала ожидания и направились на юго-восток мимо отеля «Movenpick». Через 10 мин мы оказались у круглой площади, в центре которой установлена украшенная новогодняя ёлка. Расположились недалеко от площади в Макдональдсе. Здесь есть туалет. К Wi-fi подключиться не удалось.

Оставили вещи с частью группы, руководитель пошёл за газом и недостающими продуктами. Купили 4 баллона по 500 г (6,5 динаров каждый). В продаже были также цанговые баллоны по 200 г за 2 динара и прокалывающиеся баллоны по той же цене. Затем купили рис и сахар. Также посетили местную харчевню, где попробовали национальное блюдо - хумус. Погода солнечная, тихая, +25 °С.

10.30 Разделившись на две группы, поочерёдно ходим на пляж и купаемся в Красном море. Берег очень пологий. Сначала дно каменистое, а с глубины 1 м - песчаное. На песчаном дне очень много морских ежей. Нам посчастливилось увидеть рыбу-шар, которую поймала местная ребятня. Температура воды около +18°С. Вначале она кажется прохладной, но потом из неё не хочется выходить.

13.10 Выходим из Макдональдса, фотографируемся у новогодней ёлочки (фото 1) и движемся по набережной в южном направлении (фото 2). Сразу же за площадью проходим мимо мечети. Движемся по тротуару вдоль шоссе. Дорога постепенно идёт вверх. Нас приветствуют местные жители, постоянно сигналят и машут руками.

Фото 1. Акаба. На круглой площади

Фото 2. На улице Акабы

14.00 Остановились на привал возле закрытого поселения «Eagle Hills». Небо стало затягивать.

14.15 Выход с места привала. Двигаемся далее вдоль дороги, но уже на спуск. Обходим с запада скальный уступ. Далее идём по тротуару, практически по самой кромке Красного моря. Вдоль берега сидят рыбаки. Дорога также постепенно начинает подниматься. Выходим к развилке трёх дорог и направляемся по средней.

Фото 3. На выходе из Акабы

Она постепенно набирает высоту и поворачивает налево, обходя какие-то промышленные постройки.

15.05 Сходим с тротуара на ровную площадку и останавливаемся на привал.

15.35 Выход с места привала. Дальше немного спускаемся вниз и движемся в восточном направлении по старой асфальтированной дороге, на которой нет никакого автомобильного движения.

15.50 Выходим к автомагистрали и идем далее по обочине в восточном направлении.

Движение здесь относительно слабое, но все проезжающие мимо грузовики нам приветственно сигналят. Дорога идёт с небольшим подъёмом.

16.25 Остановились на привал. Сойдя с дороги, мы оказались в тени, где уже чувствуется прохлада.

16.40 Продолжаем движение вдоль магистрали по грунтовке. Через 15 минут пересекаем дорогу и движемся вдоль ЛЭП в южном направлении.

17.05 Немного поднявшись вверх, находим укромное место и останавливаемся на ночлег. В 1 км от нас восточнее находится автомобильный паркинг. Начинаем приготовление ужина. Воду мы купили в Акабе по две 1,5-литровых бутылки на каждого участника. Пищу готовим на двух газовых горелках.

18.00 Ужин. Небо ясное,звездное. Погода тихая, +10°С.

20.00 Отбой.

2 день похода 6 января .

6.00 Подъём. Тихо. +1°С.

6.40 Завтрак. Сворачиваем лагерь.

7.30 Решаем набрать воды на паркинге, который находится на расстоянии около 1 км от стоянки.

8.10 Выход с места ночлега. Идём на юг по дну ущелья с небольшим подъёмом.

8.25 Затем поворачиваем направо и начинаем подъём по мелко-осыпной тропе крутизной 10-15°, которая уходит вправо на запад.

8.35 Поднимаемся на седловину, высота которой 360 м. Седловина сравнительно пологая, на ней много автомобильных следов. Мы уходим влево, на юг, с небольшим набором высоты. Местами попадаются тропы. Поднявшись ещё 5 минут по гребню, начинаем спуск к автодороге. Спускаемся по пологому осыпному склону.

9.00 Выходим к автомагистрали и пересекаем её возле пункта оплаты дорог.

9.10 Останавливаемся на привал возле арки на входе в свободную экономическую зону «Акаба».

9.25 Вышли с места привала и направились на север, собираясь пройти вдоль забора, как оказалось, воинской части.

10.20 Долго выясняли, куда мы идём и зачем. Нам объяснили, что мы не можем передвигаться здесь пешком без иорданского гида и что должны отправиться обратно в Акабу и поселиться в отеле. При этом у нас собрали все паспорта и унесли в жандармерию.

Через 15 мин нам вернули документы. Уверив их, что мы всё прекрасно поняли, направились пешком по обочине асфальтированной дороги.

10.40 Решили немного отойти от воинской части и уехать на попутке до места, расположенного ближе всего от планового маршрута. Идём вдоль дороги в северном направлении.

Сначала она спускается вниз, а затем от перекрестка начинает плавно подниматься вверх.

11.30 Останавливаемся на привал на асфальтированной площадке напротив входа в долину.

12.10 После долительного голосования остановили пустой грузовик. Водитель нас всех пригласил в кабину, а рюкзаки забросили в кузов.

На нем мы проехали на север 26 км.

12.50 Останавливаемся на заправке «GULF» в 2 км южнее сел. Ein-al-Hawwarah. Отблагодарили водителя открыткой с видом Беларуси.

Наш молчаливый водитель так впечатлился этим знаком внимания, что подарил нам всем по сникерсу. Набираем пресной воды в туалете.

13.15 Выход от заправки.

Уходим на восток и спускаемся к небольшому сухоречью, где, спрятавшись от ветра, останавливаемся на обед.

13.30 Обеденный перекус.

14.20 Выход с места привала.

Поднимаемся по каменистой осыпи к недействующей железной дороге и движемся по ее насыпи в северном направлении. Дорога похожа на узкоколейную.

14.55 Уходим вправо от железной дороги и направляемся на восток по широкой каменистой долине, которая испещрена козьими тропами.

15.15 Останавливаемся на привал, прячась от ветра под каменистым гребнем.

15.30 Продолжаем движение. Обходим справа каменистую дамбу, по ходу наблюдая, как её подсыпают огромные самосвалы, подвозя каменистую породу. Идём на подъём с уклоном 10-15° по осыпному склону. Местами попадаются автомобильные следы от грузовиков, которые берут камни с горных склонов. Решаем спуститься вниз левее, так как видим, что там камней значительно меньше. Ветер становится ещё более прохладным и усиливается, как только солнце прячется за горный хребет.

16.15 Останавливаемся на привал у скального отрога на южной стороне долины. У большей части группы ещё остались силы, и участники забрались на вершину гребня.

16.30 Выход с места привала. Мы поворачиваем на юг и движемся с небольшим подъёмом по каменистой пустыне ближе к западной стороне широкой пустынной долины. Идти довольно холодно, так как дует сильный ветер.

17.00 Проходим небольшой пастуший домик, огороженный колючей проволокой.

17.15 Останавливаемся на ночлег в одном из многочисленных песчаных сухих русел. Быстро темнеет, но мы успеваем поставить палатки и сразу начинаем готовить пищу.

Ужин готовим на газу. Воду принесли с собой. +6°С. Дует прохладный западный ветер. Небо ясное, звёздное.

18.00 Ужин. 20.00 Отбой.

3 день похода 7 января 2019 г.

6.00 Подъём. Тихо, -2°С, слабый туман.

6.50 Завтрак.

8.05 Выход с места ночлега.

Идём по каменистой пустыне в южном направлении. Местами попадаются верблюжьи тропы.

8.25 Проходим мимо пастушьих загонов.

Как раз в это время выгоняют стадо овец и коз.

8.55 Привал в пустыне под саксаулом. Западнее под хребтом напротив нас видны какие-то сооружения.

9.15 Выход. Движемся в южном направлении по каменистой пустыне.

9.25 Обнаруживаем колодец с мутной водой, закрытый люком.

Воду пробовать не стали, но отметили точку на навигаторе.

Движемся далее по пустыне с небольшим подъёмом. Горы на востоке скрыты солнечной дымкой.

10.00 Останавливаемся на привал. Несмотря на то, что светит солнце, дует хоть и умеренный, но достаточно прохладный южный ветер. Отмечаем перисто-слоистые облака с сильно завёрнутыми концами, которые плывут по небу.

10.20 Выход с места привала. Движемся далее по каменистой пустыне, которая густо усыпана камнями диаметром 10-15 см. Часто пересекаем поперечные сухие русла.

10.55 Выходим к бетонной пирамиде высотой 1,5 м.

Пройдя ещё 1км, спускаемся в сухое русло.

11.05 Привал.

11.25 Обходим справа небольшой холм, на который ведёт множество автомобильных дорог и на вершине которого установлена небольшая пирамида.

Пересекаем автомобильные следы и ещё 200 м идём на подъём с небольшим уклоном в 10°.

11.50 Выходим на широкую перевальную точку и сразу начинаем спуск на юго-восток. Спускаемся по местами размытому каменистому сухому руслу. Крутизна спуска - 10-15°.

12.00 Выходим на широкое наклонное поле и движемся далее на спуск по мелкощебеночной сцементированной поверхности, заросшей кустарником и редкими саксаулами.

Слева замечаем забетонированную площадку для воды, которая оказалась пустой.

12.15 По мере движения на юг пустыня становится менее каменистой и более песчаной.

12.25 Доходим до северного отрога скального хребта, где останавливаемся на привал.

12.30 Обеденный перекус. Наш импровизированный стол оказался возле скалы с наскальными рисунками.

По-прежнему дует южный ветер. Погода солнечная, +10 °С в тени.

13.35 Выход с места привала. Движемся на юго-восток вдоль горного хребта по песчаной пустыне.

14.00 Входим в ущелье по дну высохшего ручья. Попадается много зелёных растений и цветов.

Начинаются скальные уступы и крупнокаменистая осыпь.

Дальше крутизна подъёма постепенно увеличивается до 15-20°.

14.15 Выходим под перевальный взлёт высотой около 50 м и крутизной 20 м.

14.25 Выходим на перевальную скальную седловину шириной около 10 м.

Перевал называем «Рождественским», так как сегодня православное Рождество. Высота 1050 м по навигатору. В юго-восточном направлении спускаемся по скально-осыпному склону крутизной 15-20°. Спуск идёт сначала вдоль сухого каньона, а затем по его дну.

14.40 Спускаемся к сухому руслу и останавливаемся на привал.

14.55 Движемся по песчаному дну сухоречья в восточном направлении.

Сначала сильно петляем по руслу, а затем выходим на гребень и незаметно оказываемся на перевальной седловине.

15.20 Начинаем спуск по грунтовой дороге в восточном направлении. Дорога немного петляет.

15.30 Сходим с дороги и движемся на восток по песчаной пустыне.

15.50 Пересекаем грунтовую дорогу, за которой начинается пологий подъём. Местами попадаются автомобильные следы. По ним идти ещё сложнее, так как ноги увязают в глубоком песке.

15.55 Останавливаемся на привал. Появляется больше растительности, и песок становится более рыхлым.

16.05 Выход с места привала. Продолжаем двигаться в восточном направлении по песчаной пустыне.

16.30 У самого горного хребта решаем стать на ночлег на ровном песчаном участке. Песок здесь уже красного цвета. Ужин готовим на газу. Используем последние 6 л воды для приготовления пищи как на ужин, так и на завтрак.

17.15 Ужин. Погода тихая, +6°С. Уже сумерки. На небе появляются звёзды.

19.00 Отбой.

4 день похода 8 января 2019 г.

6.00 Подъём. Ночью было холодно. Палатки покрыты инеем. Тихо, ясно, -3°С.

6.45 Завтрак.

7.55 Выход с места ночлега.

Двигаемся в восточном направлении по узкой петляющей долине.

Местами попадаются козьи тропы. Подъём не крутой, но приходится передвигаться по крупной осыпи.

8.40 Выходим на широкую красно-песчаную площадку и останавливаемся на привал. Вокруг скальные отвесные стены красного цвета, которые красиво освещаются утренним солнцем. Осматриваем пути дальнейшего движения. Мы выбираем юго-восточный путь, где видна классическая скальная седловина.

9.10 Выход с места привала.

Начинаем подъём по скально-осыпному склону крутизной 15°. Чем выше поднимаемся, тем склон становится более скальным.

Появляются небольшие скальные уступы высотой около 1 м.

9.25 Выходим на седловину. Перевал со стороны подъёма н/к, высота 1214 м.

Ширина перевальной седловины около 30 м. Она скальная и сравнительно ровная.

С западной стороны седловины сооружаем перевальный тур и оставляем записку. Перевал называем «Каттар Спринг» по наименованию места, куда мы направляемся. Именно так называется на нашей электронной карте ближайший источник питьевой воды. Осматриваем путь спуска. В юго-восточном направлении видны сплошные скальные обрывы. Правее по ходу движения обнаруживаем круто наклонные скальные ступени высотой около 5 м и крутизной 60-80°. Всего таких уступов три.

9.50 Начинаем спуск с перевала.

Преодолеваем уступы и передаём рюкзаки.

10.25 Спустились с последней крутой ступени и дальше продолжаем спуск по скальноосыпному склону крутизной 30°.

10.35 Спустились на широкую площадку и остановились на привал.

10.45 Начинаем движение по козьей тропе в северном направлении. Тропа идёт по скальноосыпной террасе на высоте около 100 м над окружающей равниной.

11.10 Проходим мимо нескольких росписей на скалах.

11.15 Замечаем впереди, над отвесной скалой, пальму и ещё несколько деревьев с засохшими листьями.

Снимаем рюкзаки и отправляемся вверх по тропе искать источник. Обнаруживаем его по стоящему рядом квадратному ведру. Он представляет собой огромный колодец, в который нужно спускаться по вырубленным в скале ступеням. Вода кристально-чистая и вкусная.

Решаем здесь закипятить много чая, так как уже ощущается недостаток воды в организме.

12.30 Обеденный перекус.

13.40 Выход с места привала. Спускаемся вниз по тропе.

Выходим к старому, огороженному каменной стеной кладбищу. Только на одной из плит видна надпись на арабском языке.

От кладбища движемся в южном направлении по песчаной пустыне. Здесь множество автомобильных следов, по которым идти ещё сложнее, чем по открытой местности. И слева и справа от нашего пути установлены палатки бедуинов. Сначала идём по песку с небольшим подъёмом.

По всей пустыне разбросаны 100-200-метровые останцовые скалы, которые местами вытянуты, как хребты, а кое-где стоят отдельно.

14.30 Начинаем пологий спуск в южном направлении.

14.45 Приходим к одному из культовых мест пустыни Вади-Рам - скале Цыплёнок. В ней есть небольшие отверстия, в которые все туристы стараются попасть мелкими камушками. Мы не стали исключением и отдали дань данной традиции.

15.00 Вышли от скалы и отправились по песчаной пустыне в северо-восточном направлении. Со всех сторон нас окружают впечатляющие пейзажи: отвесные скалы и красноватый песок - всё это на фоне ярчайшего голубого неба с редкими белыми облаками.

15.45 Остановились на привал, спрятавшись от прохладного западного ветра за кустами невысокого саксаула.

16.05 Продолжаем движение по песчаной дороге. Сначала поднимаемся на небольшой холм, а затем спускаемся с него.

16.30 Замечаем слева вдалеке огромную плоскую скалу в виде корабля, на которой видим много туристов.

16.45 Обходим справа по дороге отдельно стоящую скалу.

16.55 Спрятавшись за скалой от ветра, на песчаных площадках остаёмся на ночлег.

17.45 Ужин. Воду несли от источника Каттар Спринг. Небо ясное, +5°С.

19.30 Отбой.

5 день похода 9 января 2019 г.

6.00 Подъём. Ясно, дует холодный западный ветер, -1°С.

6.45 Завтрак.

7.40 Выход с места ночлега. Направляемся на юго-восток к источнику воды, отмеченному на карте. Движемся по песчаной пустыне, чередуя подъёмы и спуски и пересекая многочисленные труднопроходимые пешком песчаные дороги.

8.50 Останавливаемся под южным склоном горного хребта в надежде найти источник.

К сожалению, в этом месте ничего найти не удалось. Но немного дальше на юго-западе от нас под северным склоном одиночной скалы мы обнаруживаем небольшой забетонированный резервуар с относительно прозрачной водой, предназначенной, повидимому, для верблюдов, пасущихся недалеко от этого места.

10.30 Выход с места привала. Направляемся на север, огибая западный отрог г. Джебель-ЭльБирде. Поднимаемся по песчаной пустыне.

10.45 Подходим к западному отрогу хребта. В этом месте находится седловина н/к перевал в виде расщелины, засыпанной песком, на высоте 1295 м.

Спускаемся по склону крутизной 30°, высотой около 50 м.

Внизу достаточно большая песчаная площадка, а также небольшая одиночная скала, похожая на вчерашнего «Цыплёнка».

Движемся дальше на спуск. Выходим на грунтовку.

Через 200 м спуск заканчивается, и мы продолжаем двигаться по песчаной пустыне, но уже на подъём.

11.15 Останавливаемся на привал.

11.30 Продолжаем двигаться вдоль западного склона хребта Бурдах по песчаной пустыне, местами пересекая автомобильные следы.

12.15 Выходим к Burdah Bridge View Point, точке, с которой открывается вид на причудливое образование «Мост Бурдах».

Останавливаемся на привал. Здесь же устраиваем обеденный перекус. Облачно, дует слабый холодный ветер, +10°С. С обратной стороны скалы, возле которой мы обедали, есть небольшой узкий каньон, который мы обследовали во время привала.

13.20 Выход. Направляемся на восток к месту подъёма на мост Бурдах.

13.40 Подходим к информационному щиту и оставляем здесь рюкзаки. Надеваем каски и берём с собой документы, планируя подняться к мосту Бурдах.

13.50 Начинаем подъём по скалам свободным лазанием с гимнастической страховкой. Преодолеваем множество скальных уступов крутизной 70-80° и высотой 2-5 м.

14.20

На высоте 1195 м необходимо было пройти траверсом неширокую горизонтальную полку, расположенную на высоте около 10 м. Веревочные петли, которые там были провешены, оказались старыми и растрепанными, и мы решили не рисковать и начать спуск обратно. Тем более, что дальнейшее лазание было гораздо сложнее предполагаемого нами 1Б-2А категории.

14.50 Спустились к нашим рюкзакам по пути подъёма.

15.10 Выходим от информационного щита и направляемся на север.

Движемся по песчаной пустыне на спуск.

Местами используем автомобильные следы.

16.00 Останавливаемся на привал возле двух скал округлой формы.

16.15 Продолжаем движение. Сначала идём по песчаной дороге, а затем по более твёрдой песчаной пустыне.

16.30 Выходим к каменному грибу.

Осмотрев его, продолжаем движение в северном направлении. Солнце уже стремится к закату и окрашивает окружающие скалы в красный цвет.

За небольшой аркой поворачиваем направо и движемся в северо-восточном направлении вдоль скального массива.

Проходим мимо глубокой и узкой расщелины.

17.00 Доходим до небольшого каньона с растущим посередине сухим деревом. Возле него есть площадки, подходящие для установки палаток.

18.20 Ужин. Погода тихая, ясная. Видна луна с торчащими вверх острыми концами. Здесь много сухих дров и есть кострище. Мы также решили развести костёр из сухих веток саксаула и немного погреться.

19.45 Отбой. Всего за день пройдено 19 км и ещё 3 км во время восхождения к скальному мосту Бурдах.

6 день похода 10 января 2019 г.

6.00 Подъём. С середины ночи начал дуть сильный ветер, пасмурно, +2°С.

7.00 Завтрак.

8.15 Выход с места ночлега. Движемся по песчаной пустыне в северном направлении, огибая с востока скальный массив.

Погода начала улучшаться. Появилось солнце.

9.30 Остановились на привал возле обозначенной на карте достопримечательности Аrch Тower (Башня с аркой). С трудом удалось ее найти.

Она расположена достаточно высоко на правой стороне ущелья.

10.10 Выход с места привала. Направляемся на юг по песчаной пустыне, густо заросшей саксаулом. Пытаемся найти тропу, которая ведёт через скальный хребет.

10.45 Останавливаемся на месте начала предполагаемой тропы и начинаем её поиски.

К сожалению, поиски оказались неудачными, и тропа оказалась больше скалолазным маршрутом, от прохождения которого мы вынуждены были отказаться.

11.25 Продолжаем движение по песчаной пустыне между двумя хребтами. Приходится сильно петлять, обходя то высокие дюны, то выступающие отроги хребта. Местность очень красивая, настоящий рай для скалолазов, которых мы видели на одной из скальных стен.

11.55 Проходим мимо лужи, непонятно откуда здесь взявшейся.

12.15 Входим с севера по песчаному склону в каньон в юго-восточном отроге хребта Бейдах.. Пройдя по нему около 100 м, сворачиваем влево в наклонную трещину шириной около 1 м в нижней части каньона.

12.30 Надеваем каски и начинаем подъём с высоты 1040 м по расщелине крутизной 45-60°С. Первый пролет около 10 м первый участник проходит свободным лазанием и закрепляет верёвку за выступ скалы.

Остальные участники поднимаются на жумарах и вытаскивают рюкзаки.

Последующие участки были более короткими - по 3-5 м при крутизне около 60°.

13.40 Поднимаемся на ровную площадку, где сооружаем тур и оставляем записку.

Перевал называем «Перевалом Минских туристов». Высота 1174 м по навигатору. Категория трудности - 1Б.

13.55 Начинаем спуск в южном направлении по скальному склону крутизной 30°. Высота спуска около 30 м.

14.15 Далее движемся в восточном направлении по песчаной дюне крутизной 15°.

14.30 Выходим к капающему источнику и пополняем запасы воды. Решаем устроить здесь полудневку.

6 день похода 11 января 2019 г.

7.00 Подъем. Тихо, ясно, +5.

7.50 Завтрак.

Долго набираем воды, т.к. источник еле капает.

10.55 Выход с места привала. Идём по песчаной пустыне в каньоне на юг.

11.10 Огибаем южный отрог хребта и движемся на юго-запад. Здесь поверхность более твёрдая и песок более красный.

11.30 Доходим до прохода между хребтами и поворачиваем направо. Далее движемся на спуск по красной песчаной пустыне. Направление поменялось на северное. Идти уже приятней, солнце не светит в глаза. Спустившись в небольшую котловину, выходим на песчаную дорогу.

Красный песок вскоре заканчивается, и мы постепенно начинаем набирать высоту.

11.45 Привал в пустыне.

12.00 Выход. Продолжаем движение по пустыне, иногда используя многочисленные автомобильные следы.

12.50 Останавливаемся на обед. Привал у окончания западного хребта.

13.55 Выход. Движемся на север по песчаной пустыне. Пологие подъёмы чередуются со спусками.

14.55 Привал рядом с западным проходом между горными хребтами.

15.10 Продолжаем движение в северном направлении, огибая горный массив с востока и севера. Постепенно песчаная пустыня переходит в каменистую.

15.30 Проходим между двумя скальными массивами по твердой грунтовой дороге на запад. Сразу за проходом поворачиваем направо, немного спустившись вниз, и снова движемся на север. Поднимаемся по глубокому красному песку вверх и поворачиваем налево и идём в западном направлении.

16.05 Немного отдалившись от горного массива, рассматриваем местную достопримечательность - так называемые Семь столпов мудрости, из которых мы насчитали только 4, и они нас не особо впечатлили.

Далее решили уходить на север через песчаную пустыню. Движемся к скальному массиву, оканчивающемуся в западной части крутой скальной башней.

Как раз в это время наблюдаем красивый закат.

17.00 Заходим в небольшое углубление в горном массиве, где и располагаемся на ночлег на песчаных участках за высоким каменистым валом.

18.00 Ужин. Слабый ветер. Облачно. +9°С.

19.30 Отбой. 7 день похода 11 января 2019 г.

6.00 Подъём.

6.40 Завтрак.

Тихо. Малооблачно. +3°С.

7.30 Выход с места ночлега. Движемся на северо-запад по пустыне.

7.45 Пересекаем автомобильную дорогу, а затем через 7 мин по тоннелю проходим под железной дорогой и практически сразу же оказываемся на восточной окраине деревни Аш-Шакриях. Движемся на северо-запад по асфальтированной улице. В центральной части деревни поворачиваем направо и идём на север.

8.05 Проходим мимо какого-то закрытого государственного учреждения, за ним поворачиваем налево.

8.10 Встречаемся с местными жителями, которые любезно нас угощают лепёшками, маслинами, яичницей, помидорами и чаем, а также катают на верблюде. Здесь же набрали воды.

8.55 Прощаемся с нашими новыми друзьями.

В деревне нет ни магазина, ни почты. Продукты они покупают в 7 км от деревни.

Движемся по пустыне в северном направлении.

9.50 Останавливаемся на привал на проходе между горами.

10.05 Выход с места привала. Сначала идём по дороге в северном направлении, но затем уходим с неё и идём по пустыне, взяв немного севернее. Движемся по песку, наблюдая смешение его разных цветов - красного и жёлтого.

Поверхность пустыни неровная: небольшие пологие подъёмы чередуются со спусками.

11.00 Останавливаемся на привал.

11.20 Выход. Движемся по песчаной пустыне в северном направлении.

12.15 Привал.

12.30 Выход. Продолжаем двигаться в том же направлении.

13.10 Замечаем красивую трещину в хребте и решаем пройти по ней.

13.45 Начинаем подъём по песчаному склону крутизной около 15°.

13.55 Подходим под перевал и надеваем каски. Здесь же, на скале, обнаруживаем то ли ящерицу, то ли хамелеона, переливающуюся разными цветами. Начинаем подъём с юга по скальному склону крутизной 30°.

Дальше проходим невысокий взлет крутизной 60°. Затем по ровной полке обходим справа вертикальную узкую щель и поднимаемся ещё по одной скальной ступени. Дальше движемся по относительно широкой расщелине шириной около 15 м и длиной около 50 м.

Затем спускаемся по скальным уступам, обходя слева по 45°-60° склону высокий уступ.

14.10 Спустились с перевала. Общий перепад высот около 300 м. Перевал решили назвать «Омега», так как расщелина напоминает эту древнегреческую букву. Высота перевала 914 м.

14.15 Решаем здесь же устроить обеденный перекус. Погода тихая, облачная. +19°С.

15.15 Выход с места привала.

Движемся на север. Через 200 м поворачиваем направо и по песчаной дороге поднимаемся на межгорную дюну. Здесь мы снова возвращаемся к северному направлению и движемся по песчаной пустыне сначала на спуск, а затем плавно на подъем.

Приближаемся к скалам и, обогнув небольшой отрог, замечаем скопление верблюдов и бедуинов.

15.45 Останавливаемся на привал возле огромной скальной арки.

Самый главный старый бедуин показывает, где можно подняться на арку и сам очень шустро вместе с ребёнком прыгает по вертикальным скалам.

16.10 Отправляемся дальше по маршруту. Движемся по грунтовой песчаной дороге в северном направлении.

16.40 Нас обгоняют бедуины на верблюдах.

Мы направляемся к скальному массиву, возле которого собираемся разбить лагерь.

17.00 Останавливаемся на северо-восточной окраине скального массива.

17.45 Ужин.

Погода тёплая. +9°С. Облачно. Видна растущая луна.

19.30 Отбой.

9 день похода 12 января 2019 г.

6.00 Подъём. Пасмурно, +9°С. Дует слабый западный ветер.

6.50 Завтрак.

7.40 Выход с места ночлега.

Огибаем скальный массив с востока и движемся по грунтовой песчаной дороге в северо-западном направлении.

Пересекаем вади с правым берегом из красного песка.

8.30 Останавливаемся на привал у дороги.

8.45 Выход с места привала. Спускаемся по грунтовой дороге к посёлку Эль-Джадах (Хумейма).

9.10 Пройдя под ЛЭП, оказываемся перед забором из колючей проволоки, ограждающим перепаханное поле. Поворачиваем влево и обходим поле. Дальше снова поворачиваем направо и движемся в сторону селения мимо бедуинских палаток и загонов для коз и верблюдов.

9.30 Выходим на автодорогу и поворачиваем направо. Через 5 минут выходим к двум кафе-магазинам, где останавливаемся на привал и покупаем лепёшки и прочие сладости, а также запасаемся питьевой водой.

Здесь есть туалет и умывальник. Наблюдали, как над нами проносились коричнево-серые облака. Ещё когда спускались к посёлку, подул сильный и холодный западный ветер.

10.50 Выходим из кафе. Пересекаем автодорогу и движемся на запад от поселка, на выходе из которого за нами увязалась целая ватага шумной детворы.

11.30 Сходим с грунтовой дороги и движемся в западном направлении по песчаной пустыне. В лицо дует средней силы западный ветер.

11.45 Привал. Прячемся от ветра за кустом саксаула.

12.00 Выходим с места привала. Как раз в это время к нам приходит пожилой бедуин и пытается узнать, куда мы идём. Почти не понимая друг друга, мы мило

пообщались и дружески расстались, наградив старика значком. Дальше движемся также по пустыне. Попадаются участки глубокого песка, а также перепаханные трактором небольшие поля.

12.45 Привал.

13.05 Выход. Движемся в направлении небольшой седловины в южном отроге хребта.

13.25 Выходим к ограждённому полю.

Движемся вдоль забора местами по дороге, местами по дну высохшего ручья.

13.35 Поднимаемся на перевальную седловину по грунтовой дороге.

Здесь сложен турик. Сразу же спускаемся на противоположную южную сторону. Склон около 15°. Высота седловины около 20 м. Уже на спуске снова оказываемся перед ограждённым полем, обходя которое, поворачиваем направо. Далее движемся по грунтовке по правому берегу высохшего ручья.

13.45 Останавливаемся на обеденный перекус, спрятавшись от ветра и поднимаемой им пыли за высоким кустом саксаула.

Дует сильный западный ветер. Всё небо в дымке, +12°С.

12.45 Выход с места привала.

Продолжаем двигаться по грунтовой дороге, которая идёт вдоль левого берега высохшего русла.

15.30 Поднимаемся на седловину перевала с востока. Высота - 980 м.

Так как нам необходимо попасть в соседнюю северную долину, мы решаем подняться в расщелину в юго-западном отроге хребта. Движемся на север к видимой седловине.

15.40 Под перевальным взлетом надеваем каски и начинаем подъём по скальноосыпному склону крутизной 20°-30°. Дует сильный западный ветер, который буквально сбрасывает нас с камней. Перед самой седловиной есть небольшой сарайчик с окошком.

16.00 Выходим на седловину. Высота 1014 м.

Быстро сооружаем тур и оставляем записку, называя перевал «Новогодним», так как мы его проходили в канун старого нового года.

16.10 Начинаем спуск в северном направлении по центральному кулуару скальноосыпного склона крутизной 30°.

Спустившись на 50-60 м, уходим траверсом вправо, так как ниже - крутые скальные сбросы и каньоны.

Доходим до правого склона. Здесь обнаруживаем узкую щелеобразную ступень высотой 2,5м и крутизной 60°-70°. Передаем рюкзаки поочередно друг другу.

Далее уходим ещё правее через каменную пробку и узкую расщелину, похожую на пасть дракона.

16.50 Траверсируем правый борт ущелья по горизонтальной скальной полке в северном направлении.

Немного спустившись, выходим на козью тропу и движемся по ней сначала в северном, затем в северо-западном направлении.

17.00 Выходим на широкую площадку, где есть место для трёх палаток, а также небольшая скальная стенка, укрывающая от ветра. Здесь решаем остановиться на ночлег и устанавливаем палатки.

Ветер постепенно стихает, +9°С. Успеваем засветло поставить палатки. Небо звёздное.

17.45 Ужин. Наступление старого нового года отмечаем какао и привезёнными из дома сладостями.

19.30 Отбой.

10 день похода 14 января 2019 г.

6.00 Подъём. Дует прохладный западный ветер, +3°С.

6.50 Завтрак.

7.35 Выход с места ночлега. Погода пасмурная. Продолжаем спуск по тропе, которая идёт по северному склону хребта.

8.00 Начинаем подъём на перевал, соединяющий южную и северо-западную части долины. Поднимаемся по 30°-40° скально-осыпному склону в западной части долины. Скалы имеют причудливые формы выветривания. Лавируем между скальными уступами.

8.30 Выходим на широкую, относительно ровную седловину, которая соединяет 3 долины. Останавливаемся в западной части седловины. Сооружаем здесь тур и оставляем записку.

Перевал называем в честь Антонио Гауди, так как причудливые формы выветривания напоминают созданный в Барселоне собор святого Семейства, архитектором которого он был.

8.50 Начинаем спуск с перевала. Сначала идём по седловине в восточном направлении, а затем постепенно уходим по склону на юг. Спуск проходит по скальному склону крутизной 30°-40°.

9.10 Спускаемся к высохшему руслу ручья и начинаем дальнейший спуск по его дну. Берега русла сложены разноцветными горными породами: сиреневыми, желтыми, розовыми, красными и белыми. Русло песчано-каменистое, очень сильно петляет.

9.50 Выходим к слабому ручейку и останавливаемся на привал. Начинаем искать источник воды. Спустившись ещё на 50 м, за пальмой находим небольшое углубление, где можно набрать относительно чистую воду.

11.00 Выход. Продолжаем спускаться по дну высохшего русла. Проходим через многочисленные каньоны различных цветов.

11.30 Вправо от русла отходит крутая тропа, которая разделяет правый белый гипсовый склон от левого бордового. Крутизна склона около 30°, высота подъема около 30 м. За перевалом спуск пологий, скально-осыпной.

11.50 Спускаемся к широкому безводному руслу и останавливаемся на привал. Песок влажный и чуть ниже виден слабый ручеёк, но мы уже только что набрали чистой воды.

12.10 Выход с места привала. Начинаем движение вверх по дну высохшего ручья. Дно широкое, песчано-галечниковое, поросшее кустами саксаула.

12.25 Замечаем справа, по ходу движения, высоко над руслом множество зелёных пальм. Решаем остановиться здесь на обеденный привал и заодно исследовать местность. Сразу вначале ущелья при подъёме к пальмам находится небольшой глубокий резервуар со слегка мутной зеленой водой. Наверху, кроме пальм ничего интересного обнаружить не удалось. Облачно, +19°С.

13.35 Выход с места привала. Продолжаем подъём по песчано-каменистому руслу.

13.45 Здесь русло разделяется на 2 рукава. Мы сворачиваем налево и начинаем слабозаметный подъём по сухому руслу. Склоны сложены из красивой сиреневобордовой горной породы и перемежёвываются с белым гипсом и серокоричневым песчаником.

13.55 Проходим мимо пальмы, а также небольшого источника воды.

14.20 Останавливаемся на привал в русле реки и через 15 минут продолжаем движение вверх. Берега постоянно сужаются и превращаются в настоящий каньон. Ширина русла достигает 3-5 м. Затем постепенно русло снова становится шире.

15.00 Входим в узкий каньон, проход по которому загорожен огромной каменной пробкой. Немного слева есть небольшой узкий проход под ней.

15.30 Привал.

15.45 Выход. Продолжаем движение по дну каньона. Русло сильно петляет и то сужается, то расширяется.

16.15 Решаем остановиться на ночлег на левой, слегка возвышенной террасе, где есть ровные площадки для установки палаток. Ужин готовим на газу, воду принесли с собой из пальмового источника. Здесь мы закрыты от ветра.

Пасмурно. +9°С. Ветер северо-западный.

17.30 Ужин. Отбой.

11день похода 15января 2019 г.

6.00 Подъём. Тихо, ясно, +2°С.

6.40 Завтрак.

7.35 Выход с места ночлега.

Продолжаем подъём по дну высохшего русла. Постепенно русло сужается и берега становятся практически отвесными.

8.15 Упираемся в высокий уступ каньона высотой 10 м. В верхней части нависает небольшой полуметровый козырёк.

Решаем пройти этот участок по вертикальным перилам. Первый участник поднимается левее уступа свободным лазанием по скальному склону крутизной 60°-80°, а затем траверсирует склон вправо и выходит на верхнюю часть стены. Верёвка закрепляется за большой камень в верхней части каньона.

8.45 Начинаем подъём по верёвке с помощью жумара. Рюкзаки поднимаем отдельно.

10.00 Заканчиваем подъём и снимаем страховочные системы.

10.10 Выход после подъёма. Продолжаем двигаться по высохшему руслу. Двигаться становится всё труднее, так как дно завалено огромными валунами.

Преодолеваем ещё два скальных уступа высотой 3-5 м.

10.20 Дальнейший путь по каньону очень затруднителен, и мы уходим вправо на подъём по скально-осыпному склону крутизной 30°.

10.35 Выходим на осыпную тропу и по ней продолжаем движение. Тропа козья и местами пропадает. Слева стены каньонов сложены горными породами пурпурного цвета.

11.05 Выходим на ровную площадку, под которой хорошо видна грунтовая дорога. Здесь устраиваем привал, сооружаем тур и оставляем записку, называя перевал «Пурпурным». Высота 1108 м. Таким образом, подъём на перевал можно категорировать 1Б к.т.

12.00

Начинаем спуск с перевала в северном направлении сначала без тропы, а затем по серпантину грунтовой дороги.

12.30 Дорога переходит в сильно разбитый асфальт, засыпанный гравием, пересекает многочисленные овраги и прыгает снизу вверх.

12.50 Входим в небольшой посёлок Эт-Тариф, в котором есть школа, и просим у местных жителей набрать питьевой воды. Они с радостью откликнулись на нашу просьбу и разлили нам целую пластиковую канистру.

В это же время подъезжают две автолавки и привозят им различные товары, в том числе керосиновые обогреватели.

13.00 Выходим из посёлка в северном направлении по асфальтированной дороге.

13.35 На развилке дорог останавливаемся на обеденный привал.

Погода ясная, +18°С.

14.45 Выход с места привала. На перекрёстке дорог сходим с асфальта влево на грунтовую дорогу. Она идёт на подъём с 10-15° уклоном.

15.00 Поднялись на седловину перевала и сразу начали спуск.

15.10 Немного спустившись, замечаем, что дорога разделяется, и уходим по правой нижней дороге.

15.25 Проходим мимо небольшого домика с палаточными навесами для овец. Двигаемся дальше на спуск. Слева за сухим руслом видим огромную, поросшую зелёной травой поляну, а с правой стороны дороги на красном песке небольшие участки возделанной земли.

Дорога постепенно огибает с востока небольшую гору, на склоне которой на нашей карте обозначен источник. Но визуально с дороги мы ничего не обнаружили и продолжили движение. С правой стороны от дороги замечаем камни огороженного мусульманского кладбища.

15.45 На развилке поворачиваем направо и идём на подъём. Впереди на холме стоит небольшой дом с навесами для животных. Через 5 минут, немного поднявшись на выполаживание, останавливаемся на привал. Но становится уже прохладно, и мы долго не засиживаемся.

16.05 Продолжаем движение по дороге, которая идёт вдоль правого берега сухоречья.

16.15 Замечаем с правой стороны ровные площадки с ветрозащитными стенками, которые расположены между дорогой и руслом ручья. Решаем здесь остановиться на ночлег.

Ужин готовим на газу. Воду принесли с собой из селения.

17.05 Ужин. Ветер стих после захода солнца, +8°С. На небе ярко светит луна и звёзды.

18.30 Отбой.

12 день похода 16января 2019 г.

6.00 Подъём. Погода ясная. Дует западный ветер, +1°С.

6.50 Завтрак.

7.35 Выход с места ночлега.

Идём по грунтовой дороге в восточном направлении по правому берегу высохшего русла. Дорога постепенно начинает набирать высоту и петляет, огибая холмы.

8.25

Решаем немного срезать, чтобы не подниматься на холм, и уходим вправо по такой же грунтовой дороге. Через 500 м дорога заканчивается, и мы вынуждены идти по каменистой слабозаметной козьей тропе.

8.35 Останавливаемся на привал за грудой камней, чтобы спрятаться от ветра. Становится более облачно. Через 10 минут продолжаем движение. В спину дует достаточно сильный западный ветер.

9.05 Выходим на грунтовую дорогу и поворачиваем направо.

9.05 Пересекаем высохшее русло, сразу за ним, слева от дороги, находится колодец и несколько бетонных поилок для скота. Высохшее русло дорога пересекает по бетонной трубе.

От колодца дорога уходит на юг, местами юго-запад и начинает постепенно набирать высоту.

9.25 Дорога постепенно поворачивает на восток и выравнивается. На западе у линии горизонта в нижней части неба замечаем надвигающуюся тёмную полосу

облачности. Слева за холмом находится небольшой карьер.

9.40 Останавливаемся на привал и прячемся от сильного западного ветра за невысокой насыпью.

9.55 Продолжаем движение по дороге. Дует очень сильный ветер, который буквально сбивает нас с ног.

Вдали уже видна автомобильная дорога, к которой мы направляемся.

10.20 Выходим на автодорогу №35 «King»s Highway» в 3 км южнее се. Тасан. Рядом с местом нашего выхода находится небольшой домик без признаков жилья. На наших картах есть только арабское название, которое нам не удается идентифицировать на английском языке. Отсюда мы собираемся, остановив попутный транспорт, доехать до Петры. На этом пешая часть спортивного маршрута закончена.

Большая часть группы прячется от сильного ветра за насыпью у дороги.

10.40 Останавливаем маршрутный автобус «Вади Рам- Петра». Харизматичный водитель с радостью подбирает нас и включает нам русские песни, чтобы наш путь был более весёлым и приятным.

11.25 Останавливаемся в одной из видовых точек, откуда открывается красивый вид на Петру.

11.40 Автобус высаживает нас на автостанции Петры, откуда мы сразу же направляемся ко входу в знаменитый археологический парк.

Погода уже значительно изменилась: практически всё небо затянуто серой облачностью.

12.10 Пришли ко входу в Петру. Здесь нам как представителям общественной организации удаётся провести переговоры с руководством археологического парка и получить бесплатный вход и гида, сэкономив по 70$ на входных билетах.

13.45 Началась наша экскурсия по древней Петре. Гидом у нас был сотрудник археологического парка Инджад. Погода прямо на глазах начала портиться. Из-за сильного ветра и песчаной бури передвигаться по каньону стало практически невозможно. Пыль лезла в глаза и рот. Осмотрев основные достопримечательности города (сокровищницу и римский амфитеатр), мы направились обратно.

16.00 Инджад посадил нас в автобус до столицы Аммана, который отходил от автостанции недалеко от парка. Уже в дороге, сидя в автобусе, мы могли наблюдать, что собой представляет настоящая пыльная буря, и порадоваться тому, как вовремя мы закончили поход.

Ближе к Амману пошёл дождь, а сама столица Иордании встретила нас мокрым снегом.

19.30 Прибыли в Амман на автостанцию «Jettbus». Запланированный для ночлега отель находился довольно далеко от нашего местоположения и сотрудники «Jettbus»

помогли нам зарезервировать другой в 300 м от вокзала.

Заселились в отель, в котором нам выделили 3 двухместных номера.

17января 2019 г.

Группа разделилась. 4 человека решили съездить на Мёртвое море, а остальные проводили время в Аммане.

18января 2019 г.

14.50 Выезд от отеля, работники которого помогли нам вызвать большое такси, в котором поместилась вся группа с рюкзаками за 35 динаров.

15.20 Прибыли в аэропорт, где началась долгая процедура переупаковки рюкзаков и прохождения пограничного контроля. Вылет задержался на полчаса из-за опоздания самолёта.

19.00 Вылетели из Аммана.

23.00 Прилетели в Вильнюс. Довольно быстро получили багаж и прошли пограничный контроль.

23.35 Выехали на такси из аэропорта, которое довезло нас до ж/д вокзала.

19января 2019 г.

00.30 Выехали из Вильнюса поездом «Калининград-Анапа». 6.30 Прибыли в Минск.

(бел.вр.)

Картографический материал

Приводится карта Генштаба с импортированным на нее треком маршрута на сайте nakarte.me. Масштабная линейка расположена в левом верхнем углу на каждом листе карты.

Расчет категории сложности похода

Расчет категории сложности похода проводится в соответствии с «Методикой категорирования пешеходных маршрутов», утвержденной ОО «РТСС» 13.06.2016 г.

Согласно требованиям к параметрам маршрута похода его продолжительность для маршрутов IV к.с. должна быть 10-16 дней, а протяженность не менее 170 км. Также на маршруте IV к.с. должно быть не менее 5 локальных препятствий, в том числе 2 препятствия 1Б к.т. и 3 препятствия 1А к.т., а также протяженность бездорожья должна составить не менее 50 км.

Параметры маршрута

Нормативные

Выполненные

Продолжительность, дней

10-16

12

Протяженность, не менее км

170

197

Количество зачетных локальных препятствий (ЛП)

2 ЛП 1Б к.т.

3 ЛП 1А к.т.

1 ЛП 1А к.т. 5 ЛП 1Б к.т.

1 ЛП 2А к.т.

Перевал Каттар Спринг (1Б, 1257, п/п)

Скальный мост Бурдах (1Б)

Перевал Минских туристов (1Б, 1175, п/п)

Перевал Новогодний (1Б, 1048, п/п)

Перевал Гауди (1А, 875, п/п)

Каньон (2А, 915, п/п)

Перевал Пурпурный (1Б, 1108)

Протяженность бездорожья, не менее км

50

93

Таким образом, все параметры маршрута похода IV к.с. были превышены, за исключением продолжительности. Большинство категорийных перевалов было пройдено впервые.

Выводы и рекомендации

При подготовке к походу нам не удалось найти в интернете информации о прохождении в этом районе полноценного спортивного туристского похода, если не считать таковыми 2-3-дневных прогулок с рюкзаками по пустыне. Маршрут похода планировалось пройти по южной части JordanTrail - официальной тропе, опубликованной на сайте Министерства туризма Иордании, проложенной через всю страну с юга на север. Но уже на второй день возле воинской части нам не разрешили пройти по этому маршруту в связи с какими-то новыми правилами, связанными с близостью границы с Саудовской Аравией. Пришлось сниматься и переезжать на 26 км на север и корректировать нитку маршрута второго и третьего походных дней.

Основной проблемой в походе было пополнение запасов питьевой воды. Вода бралась из расчета 1,5 л на человека в сутки. Запланировано было наличие у каждого участника не менее 4,5 л. Маршрут был составлен таким образом, чтобы в течение трех дней мы гарантированно выходили к воде. Картографический материал, который удалось найти на ресурсе nakarte.me, был устаревшим, и мы пользовались мобильным приложением Locus Map. Нам удалось найти и преодолеть требуемые для спортивного похода локальные препятствия как в известной пустыне Вади-Рам, так и в малопосещаемых северных от нее районах.

За время похода были выполнены поставленные задачи, все параметры маршрута похода IV к.с. были превышены, за исключением продолжительности. Большинство категорийных перевалов были пройдены впервые. Тщательно составленная продуктовая раскладка позволила пройти весь маршрут практически автономно, только в сел. ЭльДжажидах мы докупили лепешки. Заболеваний и серьезных травм за время похода не было. Данный район можно рекомендовать для проведения походов с I по IV к.с. в период с ноября по апрель.

copyright Mountain.Ru 1999-2024