Главная

Дата публикации: (11.11.2020)
Фотографии

Кавказ 2020, от Безенги до Караугома — часть 1, перевал Дыхниауш

Начинаю потихоньку готовиться к зимней спячке, а это значит, что будет время для фотографий и отчетов. Хочется все-таки рассказать про летний Кавказ, очень уж красивый получился поход.

Про команду я уже писал ранее в предисловии, там же можно посмотреть нитку маршрута.

В качестве первого перевала мы прошли Дыхниауш (2Б). Это классика Центрального Кавказа. Так получилось, что я его до этого не ходил. А «классические» перевалы ходить нужно и полезно, без них общее представление о районе никогда не будет полным. Поэтому вопрос о выборе «открывашки» у меня вообще не стоял. Конечно же, Дыхниауш! Тем более, что подход к нему позволяет любоваться на Безенгийскую стену на всем ее протяжении, а у нас в группе было достаточно людей, эту стену еще не повидавших, и такое недоразумение следовало как можно скорее исправить.

Подъем на перевал со стороны ледника Безенги однозначен и не представляет особой сложности. Когда бы не рюкзаки, то можно и без перил обойтись, да и тех там полторы веревки. А вот спуск на ледник Башхаауз уже гораздо более интересен и предполагает несколько вариантов с разными линиями. Первый вариант — прямо вниз с седловины, это порядка 6-8 веревок по 35-градусной скале (такой вариант оптимален для групп, в которых есть участники, неуверенно чувствующие себя на скалах). Второй вариант — с уходом налево-вниз по скальным полкам (на подъем этот вариант зачастую проходится сильными группами вообще без веревок, на спуск обычно вешают для подстраховки от 2 до 5 перильных веревок).

Мы выбрали второй вариант, поскольку при планировании похода изначально исходили из того, чтобы вешать как можно меньше перил (перильная тактика для группы в 9 человек — так себе история). Участники подобрались достаточно сильные (я бы сказал, это была одна из наиболее сильных команд, с которыми мне довелось ходить), поэтому мы старались проходить по максимуму на личной технике, экономя тем самым довольно много времени. Сейчас на спуске с Дыхниауша мы обошлись тремя перильными веревками (причем третью, насколько я могу судить из других отчетов, провесили на участке, где обычно люди уже спускаются по снегу ногами, а в нашем случае там были обнаженные бараньи лбы с высоким риском подскользнуться и улететь).

Перевал показался достаточно бодрым и вполне соответствующим своей категории, без всяких натяжек. Таким образом, уже с самого начала похода мы привели себя в необходимый тонус.

На старте, кстати, не обошлось без приключений. На погранзаставе в Безенгах выяснилось, что Виталя забыл в Минводах паспорт. Документ нашелся, и нам его даже смогли доставить, но уже после обеда, так что выход на маршрут пришлось отложить на один день. Зато мы смогли в полной мере окунуться в атмосферу альпинистского быта. Столько народу, сколько приехало этим летом в Безенги, можно встретить разве что в базовом лагере Эвереста в конце апреля. Несколько альпклубов из разных городов проводили тут свои сборы. Признаюсь честно, я порадовался, что в этом году не поехал сюда с Политехником, не люблю такое столпотворение. В Фанах год назад было гораздо более камерно. Но, с другой стороны, было очень приятно встретить много знакомых лиц: и в самом альплагере, и выше на Джангикоше.

Разломы ледника Безенги на его повороте:

В первый же ходовой день нас полило хорошим дождем. Встали на высоте 3000 метров на Угловых ночевках:

Зато к вечеру распогодилось, и Стена открылась:

Так выглядит перевал Дыхниауш со стороны ледника Безенги:

Серега забыл взять гитару, но не сильно расстраивается:

Ночевка на высоте 3700, с видом на Безенгийскую стену:

Чистоту стиля — кроксы и тельняшка — не удалось соблюсти:

Тут со стилем все в порядке, не придраться:

Топим воду из снега с помощью мусорных пакетов:

Читаем описания (дурной тон, конечно, но на всякий случай):

Михалыч и Иваныч, двое из ларца:

Немного растяжки перед первым перевалом явно не помешает:

Вечером любовались закатом:

Утром проснулись рано (кажется, в 4.00), но, пока завтракали и собирали палатки, мимо нас около 6 утра бодро прошерстила группа альпинистов с Джангикоша. А потом еще одна. Благо, что на перевал можно подниматься в разных местах, так что никто друг другу не мешал на подъеме.

Проходим берг:

Вешаем перила выше берга:

На перевальной седловине:

Вид на противоположную сторону, в долину Дыхсу:

Спуск по скалам:

На спуске встретили группу уфимцев (идущих нам навстречу), которые посоветовали нам после прохождения скального участка не спускаться сразу на ледник, а перевалить через еще один боковой отрожек (ближайший на фото ниже) и далее спускаться по сыпухе. Мы последовали их совету и не пожалели.

Один из наименее приятных участков спуска (переход со скал на конгломерат и потом по снегу на три такта):

Заключительный участок по сыпухе:

Красавица Айлама:

И мы на ее фоне:

Ночевали у озера в кармане левобережной морены. Красивое уютное место. «А у нас всегда так будет?» — спросил Серега. Пришлось ответить честно :)

Прогрессивная часть нашей группы решила, что для приготовления пищи на газу одной стеклоткани не достаточно и необходимо сделать защитный экран. Ремонтник был этим немного обескуражен. Вы можете видеть, как он пытается справиться с поставленной задачей. Попытка не имела успеха. Стенки у газовых баллонов, оказывается, гораздо толще, чем может показаться на первый взгляд.

Но спустя неделю задумку удалось реализовать, используя пустые банки из-под пива.

Утро после перевала:

Нам казалось, что предстоит легкий день. Собирались неспешно: купания в озере, постирушки.

Вышли ближе к 11-ти. Впереди нас ждал перевал Фытнаргин. А пока предстояло спуститься по леднику Дыхсу и подойти под ледопад Айлама. Но об этом, пожалуй, в следующей серии.