Главная

Автор: Дмитрий Иванцов, Сочи
Дата публикации: (04.09.2020)
Фотографии

Сказка о «Тридцатке»
Пересекаясь на разных туристических маршрутах по Западному Кавказу с группами, не раз встречал людей, с гордостью заявлявших о том, что они прошли или идут «Тридцатку». Понятно, что из-за незнания маршрутов Всесоюзного значения, созданных в далекие годы Советского государства, самодеятельные туристы полагают, что им выпала такая уникальная возможность. Однако, когда стал встречать официальные заявления некоторых гидов о том, что они водят по «тридцатке», и их приглашения, и отзывы якобы прошедших по маршруту, я задумался. Одно дело, по простоте, другое – когда на этом строится бизнес.

У альпинистов так – не дошел до вершины немного, значит не дошел. Остановился на скалах Пастухова, ибо замерз, значит не взошел на Эльбрус.

Поэтому, хотелось бы вернуться к истории создания этого замечательного всесоюзного значения маршрута и собственно к нему самому, дабы осветить насколько это возможно данную тему лукавства и простоты.

В 1956 году в издательстве ВЦСПС ПРОФИЗДАТ выходит книга-справочник «Туристские маршруты по СССР». В ней - 75 маршрутов: описания, нитки, возможная продолжительность, сезонность, длина пешеходной части и тд и тп. Среди прочих в справочнике в разделе «Северный Кавказ и перевальные дороги» находим и знаменитую «тридцатку».

Маршрут номер 30 по Западному Кавказу имел следующие характеристики:

  • Продолжительность – 20 дней
  • Сезонность – июль-сентябрь
  • Стоимость – 598 рублей
  • Способ передвижения: пешком – около 155 км, по железной дороге – 50 км
  • Нитка маршрута (линейный маршрут) – Хаджох – Блокгаузная – Гузерипль – Белореченский перевал – Дагомыс – Аше
  • Начнем читать описание маршрута

    «До Гузерипля включительно маршрут этого путешествия полностью совпадает с маршрутом номер 35».
    Маршрут номер 35 по Кавказскому Заповеднику - в этом же справочнике.

    Читаем: «Хаджох – конечная станция железнодорожной ветки, отходящей от магистрали у станции Белореченской, и начальный пункт путешествия. Около станции – большая станица Каменномостская.
    В Хаджохе туристы готовятся к первой части своего путешествия – переходу до Гузерипля…

    На третий день утром туристы уходят в Гузерипль, поселок, расположенный на берегу реки Белой, в 43 км от Хаджоха.
    Путь идет по живописному ущелью реки Белой. Над дорогой нависают скалы, внизу, в узком каменистом ложе несет свои воды река. Только около станицы Даховской ущелье несколько расширяется – здесь от Белой влево отходит широкая долина реки Сахрай, а затем снова склоны ущелья, сложенные розовым гранитом, подступают к дороге. В 21 км от Хаджоха находится приют Блокгаузный. Здесь первый ночлег. Туристы ночуют в походных палатках или летнем приюте, сами готовят себе пищу на костре.
    На другой день, пройдя большую станицу Хамышки, группа продолжает свой путь по ущелью реки Белой. Меняется пейзаж. Дорога идет прекрасным буковым лесом.
    Дорога проходит местами, связанными с героической борьбой советских патриотов с немецко-фашистскими захватчиками. Туристы пройдут мимо Андреевой балки, так получившей свое название по фамилии партизана, погибшего в неравной борьбе с фашистским отрядом. В 4 км за Андреевой балкой Гузерипль».

    Опять возвращаемся к описанию «Тридцатки»: «Затем туристы, следующие по маршруту номер 35, направляются к перевалу Псеашхо, а те, кто путешествует по маршруту номер 30,- к Белореченскому перевалу».

    В течении двух дней туристы идут от Гузерипля через ущелье реки Желобной и через Медвежью балку мимо Партизанской и Яворовой полян к Армянским балаганам и переваливают через Армянский перевал.
    Приют Фишт – место не просто ночевки. В маршрут входит подъемы к Большому и Малому Фиштинским ледникам!

    Далее – Белореченский перевал. Затем – Черкесский, и по Веселому спуску – к Бабук-аулу.
    И обратите внимание, пешком переход в Солохаул и затем – в Дагомыс (18 плюс 24 км еще)!

    «Из Дагомыса – повествует справочник, - туристы едут по железной дороге в Аше, где и заканчивают свое путешествие».
    В Аше их ждет 7-дневная программа прогулок на Ашейский хребет, в Мамедово ущелье, и выезд в Сочи.

    Подведем итоги. Даже если исключить последние дни пребывания в Аше, кто может сейчас, положа руку на сердце, похвастаться полным выполнением «Тридцатки»?
    Однако, это не все.

    «В 1975 году по распоряжению директора турбазы «Кавказ» был изменён участок маршрута. – сообщает нам интернет-ресурс madjordom.ru. Причина такого новшества точно неизвестна. Идея варианта 30-го маршрута по Тепляку, Армянке, подъем на восточные склоны, потом траверс северных склонов горы Гузерипль принадлежала Багову А.Х. — опытнейшему и уважаемому майкопскому туристу, мастеру спорта. Ранее маршрут от турбазы «Кавказ» проходил вдоль рек Желобной и Медвежки через Партизанскую и Яворовую поляны к армянским пастушьим балаганам по грунтовой дороге. Армянские балаганы — это пастушьи домики сделанные для укрытия пастухов от непогоды в горах, что часто бывает. В первый день туристы должны были проходить 18 километров с плавным набором высоты с 650 до 1600 метров от уровня моря. Иногда инструкторы нанимали грузовой автомобиль ГАЗ-66, оборудованный для перевозки людей, для заброски туристов до приюта «Партизанская Поляна», что сокращало маршрут на 14 километров. Это не приветствовалось руководством турбазы. На Армянских балаганах ночевали в заранее оборудованном палаточном лагере.

    Когда изменили маршрут, то расстояние пути первого дня перехода уменьшилось и составило всего восемь километров. Это нововведение значительно облегчит страдания туристов первого дня пешей части маршрута, но при этом второй день похода до приюта «Фишт» увеличится почти на на девять километров и составит около 18 километров. К тому же предстоял крутой и очень затяжной подъём через лес вдоль реки Армянки по склонам хребтов Скаженного и Буйного до балки «Могильной». Когда изменили маршрут, то он стал незнакомым для инструкторов, к тому же была плохо организована маркировка на маршруте и сам приют «Тепляк», который представлял из себя палаточный лагерь. Приют Тепляк был расположен около реки Армянки, где в неё впадает «Мутный Тепляк» (800 метров над уровнем моря)».

    Участок маршрута через приют «Тепляк» закрыли сразу же после трагедии 1975 года, когда в сентябрьской плановой группе погиб 21 человек, и восстановили прежнюю тропу до приюта «Армянский».

    На сегодняшнем официальном сайте Кавказского государственного биосферного заповедника опубликована следующая информация о представляемой заповедником «Тридцатке»:

    «Маршрут линейный, проходит, преимущественно, по Фишт-Оштенскому массиву, начинается от КПП Лагонаки. С перевала Азишский начинается подъем к перевалу Абадзеш (2056 м.н.у.м.), соединяющему перемычкой хребет Каменное Море и южную оконечность Мурзикал – вершину Абадзеш. Далее туристическая тропа идет по долине между Каменным морем и хребтом Мурзикал до урочища Инструкторская щель и спускается вниз по правому берегу истока реки Армянка до подножья г.Оштен в районе урочища Блям. Минуя урочище, тропа, траверсуя по склону горы Оштен в юго-западном направлении мимо озера Змеиное поднимается на Гузерипльский (1975 м.н.у.м.) и Армянский (1833 м. н.у.м.) перевалы. Отсюда хорошо просматриваются верхний и нижний ледники горы Фишт, приют Фишт и верховья реки Белая. Тропа, спускаясь с перевала через высокогорный буковый лес, выходит на поляну, где на правом берегу реки Белая расположен приют Фишт (1600 м.н.у.м). Над приютом возвышаются вершины гор - Фишт (2867 м), Пшеха-Су (2743 м.н.у.м.), Оштен (2804 м. н.у.м). Приют оборудован всем необходимым для комфортного пребывания в нём в течение нескольких дней – настилы для палаток, место для приема пищи, костровые навесы и туалеты. Во время нахождения на приюте туристы могут совершить несколько радиальных выходов. От приюта Фишт маршрут проходит через точку пересечения Главного Кавказского хребта- перевал Белореченский (1788 м.н.у.м.) и спускается на его южный макросклон. Далее, тропа ведёт к Черкесскому перевалу (1830 м.н.у.м.). Спускаясь с перевала, тропа выводит на приют Бабук-аул, от приюта маршрут пролегает вдоль реки Шахе по дороге до его конечной точки.

    Нитка маршрута:
    КПП Лагонаки – перевал Гузерипльский – перевал Армянский – приют Фишт – перевал Белореченский – перевал Черкесский – кордон Бабук-аул – приют Бабук-аул – КПП «Река Белая».

    Итак, даже официальный, ныне утвержденный государственной структурой, маршрут «Через горы к морю» безумно далек от той самой «тридцатки», созданной в далеком 1953 году.
    И те, кто водит людей по нынешнему маршруту, должны себе, наверное, отдавать отчет в том, что вводят в заблуждение массу простых людей, искренне верящих в то, что они преодолевают то самое, великое и прославленное, за которое выдавались значки, и о котором с гордостью сообщалось окружающим.
    Во всех ныне обрезанных видах это уже не всесоюзный маршрут номер «тридцать», а что-то другое, искромсанное и трансформированное в нынешнюю коммерческую сетку быстротуризма и мгновенной прибыли.

    Дмитрий Иванцов,
    руководитель отдела экотуризма Сочинского отделения РГО, директор ЭТФ Братья (Сочи).
    Москва, 2020 г.

    copyright Mountain.Ru 1999-2020