Главная

Автор: Александр Сухопяткин , г.Москва
Дата публикации: (03.09.2019)
Фотографии

Отчёт о горном туристском походе 1 к.с. в период 8 – 15 июля 2018 г. по маршруту:

Район похода: Западный Кавказ, Архыз.

Справочные сведения о походе

Вид туризм а

Категория сложно сти

похода

Протяжён ность активной части похода, км

Продолжитель ность общая

Количес тво ходовых дней

Сроки проведе ния

Горный

первая

92

8

8

8 – 15 июля 2018 г

Определяющие препятствия маршрута:

Препятствие

Категор ия

Описание

Высота (м)

Направление движения

пер.Софийск ое седло

н/к

Трависто-осыпной, тропа

2558

Радиально с запада

пер. Иркиз

Осыпь, тропа на подъём, снег скалы на спуск

2880

с юга на север

пер. Кельауш

Снежно-осыпной

2880

с юга на север

пер. Кара-Джаш

Скально-осыпной

3024

с востока на запад

пер. Айюлю

Скально-осыпной

2850

с востока на запад

Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Год рожд.

Должность в походе

1

Сухопяткин Александр Игоревич

1989

руководитель,

2

Сухопяткин Иван Игоревич

1995

завхоз,

3

Баскова Светлана Михайловна

1992

штурман

4

Пилютик Анастасия Николаевна

1990

связист, фотограф

5

Грачева Татьяна Евгеньевна

1995

медик

6

Ле Девеа Кати

2001

финансист

7

Бобошко Павел Сергеевич

1989

снаряженец-ремм астер

8

Чеботаревский Арсений Алексеевич

1993

участник

9

Цветкова Юлия Борисовна

1997

участник

10

Бондарь Роман Андреевич

2000

хронометрист- летописец

11

Пустовит Игорь Анатольевич

1995

участник

Подготовка похода

Выбор района для путешествия

Хотелось провести поход начального уровня сложности, не сильно тратясь на дорогу как во временном так и в финансовом плане.

Район Архыза к чему удачно подходил. Вдобавок к тому руководитель дважды был в районе в межсезонье на альпинистских мероприятиях, и ему хотелось ознакомится с местностью более широко и в летний сезон.

Общая характеристика района

«В туризме Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ (от г.Фишт до Эльбруса), Центральный (от Эльбруса до Казбека) и Восточный (восточнее Казбека).

Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество - в западной части. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного.

Стержень горной системы Западного Кавказа составляет Главный Кавказский хребет (ГКХ). Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Еще севернее, параллельно ГКХ, тянется Скалистый хребет. К югу от ГКХ выделяют Кодорский, Абхазский (Чхалтский), Бзыбский, Гагрский хребты.

Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Линия ГКХ в середине его протяжения достигает границы леса (2000—2200 м над уровнем моря), около горы Чугуш (3240 м) выходит за 3000 м, а высшей точки достигает в восточной части. Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе альпийских лугов, скал и осыпей.

Западный Кавказ - старейший и хорошо освоенный район горного туризма. Технически сложные участки с перевалами до 3А в основном сосредоточены в районе Аксаут-Домбай. Район наиболее предпочтителен для походов 1-3 к. с., но есть возможность построить интересные маршруты 4-5 категории.

Подъезды короткие. Почти по всем ущельям проложены автомобильные дороги, до ряда пунктов имеется автобусное сообщение (из Минеральных Вод, Черкесска, Карачаевска, Зеленчукской, Сухуми, Гудауты, Адлера). В верховья долин и на пастбища по хребтам есть тропы.»

По материалам классификатора высокогорных перевалов («Высокогорные Перевалы»,

http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz.shtml)

Транспорт

Забросится в район из Москвы проще всего поездом до станции Невинномысская. Оттуда в принципе недалеко до аэропортов в Ставрополе и Минеральных водах. О заброске от ж/д вокзала до старта маршрута договорились с Вячеславом (+79283599425). Группа вместилась в микроавтобус и легковую машину с большим багажником. От Невиномысской до поляны Таулу (на самом деле немного недоезжая до неё - смотри тех описание похода) нас довезли за 9000 рублей. При этом мы оставили ненужные на время похода вещи у водителя, так как те же люди нас и забирали. Обратно мы заехали посмотреть древние христианские храмы и на термальные источники, и потому выброска вышла немного дороже. Также Вячеслав помог нам с организацией заброски продуктов на середину маршрута (погранзаставу на р.Псыш).

Связь

Несмотря на заверение водителя “да тут ловит везде”, на протяжении маршрута устойчивая связь появилась только на асфальте, около турбазы Романтик вконце маршрута. Возможно мы не так рьяно проверяли мобильную связь, так как у группы был спутниковый телефон Глобалстар, который прекрасно ловил и спутниковый треккер SPOT той же системы.

У группы было с собой 4 радиостанции для организации связи внутри группы.

Снаряжение

Специальное горное снаряжение: На каждого участника приходилось по каске и трекинговым палкам. У трех участников были военные страховочные пояса с коушами для крепления карабинов, потому в групповое снаряжения взяли одну обвязку. В общественное снаряжение также вошли основная веревка 30м, 4 карабина, два кордалета 5 м и два репшнура 1,5 м. В последний момент для душевного спокойствия руководителя был взял ледоруб. (За два дня до посадки в поезд водитель заброски отправил руководителю видео панорамы с перевала Иркиз, где было видно, что снега на склонах еще много, а озера только вскрылись ото льда. Но в итоге ледоруб не пригодился) Палатки и бивачное снаряжение:

-Баск Bonzer 3 - 2 шт

-Splav Dolomite - 1 шт

-Тент групповой 1 шт Горелки и приготовление еды:

У нас были с собой две мультитопливные горелки: Kovea Booster+1 и её китайский брат BRS с редутором, щлангом и форсункой ковеи. Обе горелки питали очищенным бензином “нефрас”, привезенным из Москвы. Одна из кастрюль была с радиатором, что позволило экономить время на готовку.

Картографический материал, использование GPS

В походе использовались навигаторы:

-Garmin ETrex 30 с залитой сборкой OSM Maptourist, горизонталями на основе SRTM, треками и точками планируемого пути

-смартфон с приложением Locus с закаченными спутниковыми снимками Bing и Google вдоль маршрута, картами ГГЦ и Генштабом. Функция приложения отображать градиент ( уклона поверхности) позволяла информировать участников на подъёмах о ожидающегося впереди крутого участка или наоборот выполаживания.

В качестве бумажных карт были взяты карты генштаба.

МЧС

Адреса и реквизиты для связи с поисково-спасательными службами района маршрута, для маршрутов вне территории России — адреса консульств:

- оперативный дежурный КЧ ПСО, факс (Черкесск) – 8(878-2) 23-90-60 Mail – pso272@mail.ru

-Архызский ПСО: +7(87878)25-2-36, +7(928)398-37-11

Лично мы регистрировались по последнему номеру.

Погранпропуска

Маршрут похода проходил по погранзоне в долине р. Псыш. На месте слияния р.Дукка и р.Архыз также стоял пост, где проверили наши пропуска, но сложилось впечатление, что там они были уже не нужны и их бы никто не спросил бы, если бы мы не сунули, хватило бы паспортов РФ.

Погранпропуска оформлять проще всего через сайт госуслуг. От момента принятия документов до прихода группового пропуска в почтовый ящик в Москве прошло максимум недели три.

Несмотря на то, что в заявлении указывали полностью нитку маршрута, в пропуске нам написали просто “Зеленчукский район КЧР”, то есть разрешили больше, чем мы хотели.

Техническое описание маршрута

График похода

Даты

День на маршруте

Участки маршрута

Км (с коэф. 1,2)

Набор/с брос высоты (м)

Естественные препятствия, характер пути

Погодные условия

8.07

1

ст.Невинномысск ая – поляна Мостовая (авто) – поляна Таулу- стоянка Ледниковая ферма (пешком)

13,5 (пешком)

+531

-98

Грунтовая дорога

ясно

9.07

2

Стоянка Ледниковая

ферма –Софийские водопады -пер.Софийское седло (н/к, 2558)

9,6

+706

-706

тропа, осыпи, снежники

ясно

10.07

3

Стоянка Ледниковая

ферма - пер.Иркиз (1А,2880 м) –Софийские озера - пер.Кельауш (1А,2880 м) - оз.Запятая

7,2

+987

-173

тропа, осыпи, снежники

ясно

11.07

4

Оз.Запятая - пер.Караджаш (1А, 3006 м) -р.Псыш

8,4

+252

-1288

снежники, тропа

переменн ая облачнос ть

12.07

5

р.Псыш - р.Аманнауз - р.Белая-водоп ад на р.Белая (радиально) - стоянки на высоте 2041м. у р.Белая

11,4

+600

-303

брод, тропа

ясно

13.07

6

Стоянки на р.Белая - пер. Айюлю (1А, 2850 м) -оз.Семицветн ое

10,6

+890

-505

тропа, морены, травянистые склоны

облачнос ть

14.07

7

оз.Семицветн ое - слияние рек Дукка и Архыз

13,1

+39

-693

травянистый склон, тропа

облачнос ть, морось

15.07

8

слияние рек Дукка и Архыз - п.Архыз

18,6

+114

-419

дождь, морось

Итог

о:

-

-

92,4

+4119

-4182

-

-

8.07.2018, Заброска в район и первый ходовой день

Поезд прибывал на Станцию Невинномысская в 5.48. Водитель встретил нас у вагона. До Архыза ехали 2,5 часа. После съезда с асфальта нас провезли метров 100, а затем водители сказали, что дальше на не повезут, ибо дорога разбита. Это добавляло 1,5 километра ходьбы по тени по пологому уклону вниз, потому мы не сильно расстроились. Перепаковываем рюкзаки, оставляем лишние вещи в машинах и отправляемся в путь. За 30 минут доходим до поляны Таулу где уже работают кафе с хычинами. Так как отсюда мы должны были начать маршрут, то и вспоминаем, сфоткаться командой на старте только тут.

Группа в начале маршрута

Тут же в кафе оставляем часть продуктов. Владелец кафе Алимурат (+79280274927) обещал доставить наши пакеты с едой на погранпост на р.Псыш (в итоге так и было).

Расставшись с частью поклажи, отправляемся по грунтовке для внедорожников в 10.12.

Регулируем рюкзаки, привыкаем к походному темпу.

Карта пешего маршрута за день

Высотный график дня

Дорога от поляны Таулу к ст.Ледниковая Ферма

В 14.15 подходим на стоянку Ледниковая ферма. К нашему удивлению здесь тоже есть кафе с хычинами, пирогами. По заверению владельцев работают они до октября. Связи мобильной нет никакой.

Ставим лагерь подальше от коров и цивильных туристов, приезжающих посмотреть на Софийские водопады на внедорожниках. Остаток дня разлагаемся в кафе, спать ложимся рано, так как в поезде нас разбудили в неприличное время.

Лагерь у ст. “Ледниковая ферма”. N 43.45212° E 41.26964°. Высота 1989 м. Кафе и “цивильная” тусовка за фотографом.

Километров за день: 13,5 Набор высоты за день: 531 м. Сброс высоты за день: 99 м. ЧХВ: 3,5 часа.

9.07.2018, второй ходовой день, радиалка к Софийским водопадам и Софийскому перевалу
Карта маршрута дня

Подъём без будильника, так как планы на сегодня не наполеоновские. Завтракать тоже решили в кафе и потому вышли в радиалку на Софийские водопады и одноименный перевал только в 11.14.

В 11.44 делаем первый привал. Жалеем, что так поздно вышли, так идем в толпе туристов, которых привез камаз на экскурсию к водопадам.

12.13 - Дошли до первых водопадов. Тут много народу, потому особо не задерживаемся и идем дальше.

За ближайшим перегибом людей совсем нет, но открывается вид на еще один водопад.

Красиво, но ручей, в который этот водопад превращается, так просто не перейти, приходится спуститься вниз и поискать место для переправы.

Если бы не план возвращаться другим путем, который в данный момент просматривался, возможно стоило повернуть назад, так как ближе к конце дня ручей бы разлился еще сильней.

В 12.52 пересекаем ручей окончательно в N 43.43887° E 41.28045°. Далее тропа идет на перевал Софийское седло. Много снежников, те, что покруче обходим, на тех, что поположе с пологим выкатом, руководитель демонстрирует технику страховки/задержания с помощью трекинговых палок.

Путь на перевал Софийское седло от водопадов

В 13.10 делаем последний привал перед перевалом.

В 14.33 вся группа на перевале Софийское седло. Высота по GPS c барометром 2554 метра.

Перевал Софийское седло

На перевале открывается красивый вид на долину р. Кизгыч. Находим тур с запиской годовой давности от турклуба “Стрижамент” (качественные сканы записок собранных в ходе похода в конце отчета).

В 15.05 начинаем движение вниз с перевала обратно к лагерю. От идеи пройти по гребню в направлении вершины 2717 метров отказались - во второй день в горах не хотелось убиваться, притом, что завтра предстоял тяжелый день.

Спускаемся к Ледниковой ферме по линии падения воды. По ходу движения делаем один небольшой привал, больше для того, чтобы не растягивать группу. Пересекаем ручей (будущую р. София) без проблем, так как делаем это выше того ручья, что доставил нам проблемы на подъёме. В лагерь возвращаемся в 16.35.

Километров за день: 9,6

Набор высоты за день: 706 м. Сброс высоты за день: 706 м. ЧХВ: 2,5 часа.

Рекомендации другим группам: Даже идя в матрасную радиалочку, стоит взять каски, тем более если они есть.

10.07.2018, третий ходовой день, переход к озеру Запятая через перевалы Икиз и Кельауш.

Карта маршрута за день

Высотный график дня

Подъём в 6.00, выход в 8.04. В 8.15 подходим к ручью, впадающему в р.София, через который перекинуто бревно (N 43.45445° E 41.26574°). В дождь или снег переход по такому бревну может быть опасен.

Далее наверх идет хорошо видимая тропа. В 8.36 первый привал. Высота 2050 метров.

Таблица движения за день:

время начала привала

начало движения

высота

Примечание

8.36

8.50

2050

9.30

9.45

2252

10.35

10.50

2430

11.52

12.10

2630

13.05

13.20

2880 (перевал Иркиз)

13.50

14.56

2819 (Софийские озера)

Обед

15.21

15.35

2880 (перевал Кельауш)

16.03

-

2800 (оз.Запятая)

Ставим лагерь

Площадка под палатки под перевалом Иркиз N 43.44633° E 41.23843°

Перевальный взлет на пер.Иркиз

Последние 50 метров подъема - осыпная “тропа”.

На перевале группа в 13.05. Открывается прекрасный вид на Софийские озера. Тура с запиской не нашли. По-видимому перевал очень часто посещается туристами, идущими до озер, не знающими что такое записки.

Группа на перевале Иркиз

Спуск с перевала не очевиден. Если спускаться прямо с седла, то можно улететь по крутому снежнику (на фото прямо за группой).

Если смотреть на озера, то надо пройти чуть левее по гребню и там начать спуск.

Спуск с перевала Иркиз в сторону Софийских озер

Спуск с перевала Иркиз в сторону Софийских озер

По результатам опроса участников, бывших первый раз в горах, этот спуск для них был технически самым сложным за поход. Часть людей лезла лицом к склону.

В 13.50 останавливаемся у Софийских озер и купание для морозоустойчивых.

Затем начинаем подъем на перевал Кельауш. Путь туда от Софийских озер пологий и проходит по тропе.

Тропа на перевал Кельауш со стороны Софийских озер

В 15.21 группа на перевале Кельауш.

Тура с запиской на этом перевале тоже не нашли. Спускаемся к озеру Запятая по Снежнику.

Спуск с перевала Кельауш.

На месте лагеря в 16.03.

стоянки у озера Запятая, высота 2800 м

Во время ужина, в 17.30 замечаем силуэты людей на фоне неба на перевале Караджаш. Понимаем, что будем не одни на стоянках. Но группа все не спускается к нам - отдельные люди ходят по гребню и явно пытаются просмотреть путь вниз. Большие крутые снежники их явно смущают. Смеркается. Думаем, что группа уже останется ночевать на перевале, но в 19.58 видим, что они начали спуск по единственной осыпи. Вскоре включили фонарики. По скорости их движения, понимаем, что по-видимому повесили веревку. Хочется спать, но долг велит дождаться людей с чаем и предложить помощь. Туристы явно идут на наши фонари, и мы работаем маяками. В 22.30 группа спускается до нас, мы их встречаем горячим чаем. Ребята отказываются от помощи и чая, объясняют. что сегодня встали в 4.00 на р.Аммманауз (1400 метров ниже): “прошли много, девушки устали, и мы им повесили веревку, а сейчас мы вам споем!” И действительно достали гитару и начали петь (после 18 часового перехода)!

Взяли у ребят координаты мест их переправ через р.Псыш и Амманауз и отправились спать.

Километров за день: 7,2 Набор высоты за день: 987 м. Сброс высоты за день: 173 м. ЧХВ: 5,1 часа.

Рекомендации другим группам: Учитывая легкий подъем и спуск перевала Кельауш, возможно лучше было остановится лагерем на Софийских озерах - там красивее и больше мест под палатки.

11.07.2018, четвертый ходовой день, от озера Запятая через перевал Караджаш к р.Псыш

Карта перехода за день

Высотный профиль дня

6.00 подъем, 8.20 выход.

Подход к перевалу Караджаш трудностей не представлял. Переход по снежникам и моренам.

подход под пер. Караджаш

Ключевой участок перевала Караджаш возможно действительно вызовет трудности на спуск у уставших, неподготовленных участников либо при обледенелых скалах. Наверх же все шлось без проблем, иногда используя третью точку опоры на рельеф рукой.

ключевой участок перевала Караджаш со стороны оз.Запятая

участники на ключевом участке перевала Караджаш

Вся группа на перевале в 9.50.

Группа на перевале Караджаш

Записка с перевала Караджаш

Спуск с перевала сначала пологий, встречаются места под стоянки, потом становится круче.

Часть спуска с перевала Караджаш к долине р. Псыш.

По дороге встречаем много групп идущих по тропе навстречу нам и ни одной в нашем направлении. Собственно и большинство отчетов спортивных туристов описывают походы в направлении противоположном нашему.

Делаем привал в 10.36, а затем останавливаемся у озера на обед в N 43.45227° E 41.19547° в 11.40. Далее спуск становится круче, у многих начинают болеть колени.

Еще за три перехода доходим конца крутого спуска, проходим неглубокий ручей и оказываемся у избушки на берегу р.Псыш N 43.44306° E 41.17633° (высота 1745 м) в 14.30.

ручей у избушки на берегу Псыша

Спокойно обедаем, полагаясь на координаты переправы из бревен, что мы получили от группы “сейчас мы вам споем”.

Пока обедали, реку у домика перешли на конях двое местных жителей. Коням воды было по грудь.

Сходили на легке к тому месту, координаты которого нам указали встречные группы. Результат разведки не радовал. Бревна частично заливало водой, на чем они держались под водой было не ясно, как организовать страховку на Г-образной конструкции из бревен было тоже не понятно. Да и перспектива внезапно упасть в поток при разрушении моста, даже будучи прикрепленным к верёвке, была не радостной и опасной.

разрушенная переправа, которую нам посоветовали встречные люди

Решаем пройти вверх по течению от домика с той же целью поиска моста. Результат примерно такой же - бревно толстое, но даже чтобы по нему пройти надо бороться с потоком глубиной по колено.

Напрашивался вариант самим натянуть заведомо надежную переправу и переправится всем хоть и вымокнув и медленно, но надежно.

На обратной дороге руководитель видит человека на противоположном берегу Псыша. Общаемся криками и жестами из-за шума воды. Человек оказывается пограничником, советует тот же самый вариант - организовать собственную переправу.

Остаемся ночевать в домике - надо дождаться падения уровня воды утром. В нем много места, большие нары для туристов, чисто. Рядом есть место для костра и палаток.

Километров за день: 8,4 (без учета разведок переправы)

Набор высоты за день: 252 м.

Сброс высоты за день: 1288 м.

ЧХВ: 3,3 часа (без учета разведок переправы)

Рекомендации другим группам: Предыдущие дни стояла солнечная погода, которая вызвала подъем реки. Возможно, если подняться по р.Псыш полдня-день, то можно найти более простые места переправ.

12.07.2018, пятый ходовой день, брод реки Псыш и начало подъема на пер.Айлю по р.Белая

Карта дневного перехода

Высотный график дня

Руководитель поднимается в 4.00 и видит, что уровень воды не изменился с вечера. Раз не видно разницы, то спим до 6.

Пьем чай с печеньками, решая устроить нормальный завтрак уже на другом берегу, совмещая прием пищи с переодеванием. Выходим в 7.10.

В 7.25 подходим к одному из разведанных вчера мест для переправы N 43.44545° E 41.17422°. Собираемся провесить перила до острова посреди реки на котором лежат массивные стволы, пригодные для крепления веревки. Протоку от острова до финишного берега уже можно пройти пешком.

Переправа лидера

Переправа участника

челночим обвязку обратно

Радиостанции крайне упрощают общение через реку.

Забираем веревку

Проходим по острову метров 30 вниз по течению и для спокойствия души и тренировки навыков ради проходим оставшиеся русло стенкой.

Прохождение части реки “стенкой”

В 8.50 вся группа на другом берегу. Оцениваем переправу категорией 1Б, что делает её самым сложным препятствием в нашем походе.

Переодеваемся и доходим по тропе до р.Амманауз N 43.44754° E 41.16824°, где устраиваем запоздалый завтрак в 9.45.

Пока готовится завтрак, смотрим переправу через Амманауз. Тут всё хорошо - два толстенных основательных бревна, которые находятся достаточно высоко над водой и следами весеннего половодья.

В 10.44 встаем с завтрака и двигаемся вниз по долине Псыша. Проходим разрушенный годы назад мост через Псыш.

разрушенный мост через Псыш

За переход (в 11.32) доходим до погранзаставы.

Документы проверяют долго, ушли от пограничников в 12.40. Зато нам была выдана наша заброска.

Доходим по грунтовке до поворота на р.Белая N 43.47396° E 41.16355°. Начинается подъём. Перед началом крутого подъёма на развилке N 43.47303° E 41.15980° оставляем рюкзаки и ходим налегке до водопада N 43.47252° E 41.15786°.

Отдыхаем и в 13.29 начинаем движение по крутой тропе вверх. идти очень тяжело - круто и жарко. Тень деревьев спасает, но не всегда. Делаем привалы каждые 100 метров по высоте.

В 15.45 пришли на стоянку на берегу р. Белая N 43.46863° E 41.14267° (высота 2041 м). Стоянки большие, в метрах в 100-150 от нас становятся другие группы, спускающиеся с перевала Айюлю.

Остаток дня отдыхаем и тренируем некоторые элементы техники горного туризма, благо рядом есть прекрасный склон для этого.

Километров за день: 11,4 Набор высоты за день: 600 м. Сброс высоты за день: 300 м. ЧХВ: 4,5 часа

Рекомендации другим группам: тренировать технику переправ.

13.07.2018, шестой ходовой день, прохождение пер.Айюлю до озера Семицветного

Карта маршрута дня

Высотный график дня

Руководитель проснулся в 6.00 - вокруг был туман, который собирался пойти дождем. Но через час как будто прояснилось. Подъём в 7.20, выход в 9.20 выход.

В 9.35 делаем первый привал, пройдя 100 метров по высоте. Не всем идти хорошо, разгружаем девушек. На следующем переходе находим маленький с дырявой крышей недостроенный кош N 43.46889° E 41.13156°.

В 13.05 первые участники подходят к озеру Белореченскому с которого открывается вид на перевал. Начинаем готовить обед. У озера имеются хорошие стоянки.

В 14.30 Встаем с обеда начинаем двигаться к перевалу, обходя озеро справа по ходу движения и крутой снежник на перевале.

маршрут движения на пер. Айюлю

Движение по моренам

маршрут движения на пер. Айюлю

обход снежника

Взошли на перевал в 15.44.

Группа на перевале Айюлю в 15.44

Сняли записку туристов из Краснодара.

Удивляемся тому, что у них было солнечно, так как помимо всего прочего на нас идет туча.

Идем вниз. Правда быстро это делать не получается. Тропы практически нет, движение происходит по моренам, травянистым склонам, крутые снежники приходится обходить.

характер рельефа при спуске с пер.Аюлюк оз.Семицветному

последний спуск к озеру.

В 18.00 все на стоянке.

Стоянки у озера расположены на старом моренном гребне, возвышающимся над окружающим рельефом. У нас не было сильного ветра, но есть ощущение, что при сильном ветре с гор будет очень не хватать естественной ветрозащиты.

стоянки у озера Семицветное, высота 2426 м.

При этом озеро очень красивое, название соответствует сути. Отправляем сообщение со спутникового треккера и звоним по спутниковому телефону узнать погоду по нашим координатам. Нам ответили: “Сегодня нормально, а завтра небольшие дожди”. Через час мы мыли посуду в ручьях дождя, стекающих с тента и прятались от града, гремит гром…

Километров за день: 10,6 Набор высоты за день: 890 м. Сброс высоты за день: 505 м. ЧХВ: 4.30

Рекомендации другим группам: перевал Айюлю по-видимому получил категорию 1А не за какой-то короткий сложный участок, а по совокупности неудобных путей к нему по моренам и осыпям. Сложности они не представляют, но времени закладывать на преодоление перевала стоит побольше, особенно если группа из новичков.

14.07.2018, седьмой

ходовой

день, спуск

от озера

Семицветного до

слияния

р.Дукка и

р.Архыз

Карта маршрута дня

Высотный график дня

С утра идет дождь. К полудню немного растягивает. Выходим в 12:20 метров 100 круто спускаемся по травянисто-осыпному склону, а затем начинается тропа. По ней можно быстро идти даже в дождь. По дороге часто встречаются места под стоянки.

От места впадения в р.Большая Дукка Малой Дукки начинаем встречать много туристов однодневников, приехавших смотреть озера в верховьях Малой Дукки. С того же момента начинается грунтовка.

Понимаем, что сочетание времени и погоды не позволяет идти на перевал Федосеева и хребет Абишир-Ахуба в целом. 16го числа поезд, и в весьма напряженный график на Абишир-Ахубе запросто можно не уложится, особенно если придется пережидать молнии как вчера вечером перед выходом на хребет (перевал Федосеева либо Архыз) для выхода в цивилизацию. К тому же здоровье некоторых участников на последнем подъеме оставляло желать лучшего. Решаем идти по запасному варианту, который нам и рекомендовало МКК, т.е. выходить сразу в поселок Архыз.

В 16.35 доходим до погранпоста на слиянии рек Дукка и Архыз. Сюда же приходит асфальт со стороны поселка Архыз. Через одноименную реку перекинут новый мост, но асфальт и дорога за ним заканчиваются. Пограничник сказал, что дорогу строят в Красную поляну. Документы проверяют быстро. Останавливаемся на ночлег в N 43.56034° E 41.12483° недалеко от поста. Пограничникам мы не интересны, вокруг много других туристов, приехавших на машинах.

Километров за день: 13,1 Набор высоты за день: 39 м. Сброс высоты за день: 693 м., ЧХВ: 3

Рекомендации другим группам: позже, по результатам общения с водителем мы узнали, что на этот погранпост тоже можно организовать заброску продуктов.

15.07.2018, восьмой ходовой день, спуск от слияния р.Дукка и р.Архыз до п.Архыз

Карта маршрута дня

Высотный график дня

Встаем в 8.00, выходим в 10.15. Идет дождь, иногда переходя на морось или усиляясь. Но нам уже всё равно,идти по дороге просто и быстро. Проходим Лунную поляну, где-то здесь нам надо было повернуть на перевал Федосеева, но нам и не видно ничего.

вид в сторону перевала Федосеева? от Лунной поляны

А что видно - все перекопано строительной техникой. Здесь по-видимому ученили очередную стройку века (Горнолыжный курорт?). Еще через час проходим турбазу Романтик. Здесь точно горнолыжный курорт - видны подъемники, дорогие гостиницы. Отсюда уже у всех работает мобильная связь и даже мобильный интернет.

К 17 часам приходим в поселок, быстро находим дешевые домики с большим колличеством теплых душей. Активная часть похода завершена.

Километров за день: 18,6 Набор высоты за день: 114 м. Сброс высоты за день: 419 м. ЧХВ: 3,2

16.08.2018, выброска

Водитель приехал за нами в поселок и завез в музей древнего городища, к древним христианским храмам. За вход хотят 100 рублей с человека и руководителю лично не понравилось - почти все в музее новодел. А вот горячие источники уже под Невинномысском (250 руб с человека за час) очень подняли настроение.

Рекомендации другим группам:
  • Идя к перевалу Софийское седло через Софийские водопады в межсезонье или “плохое” лето следует взять каски
  • На Софийских озерах лучше остановится, даже если стоянка там не совсем укладывается в график маршрута
  • Переправа через р. Псыш опасна для неподготовленных групп, надежда на поиск переправ по бревнам в нашем случае себя не оправдала
  • Возможно организовать заброски продуктов на погранпосты на р.Псыш и на слиянии р. Дукка с р.Архыз.

Записки, снятые в ходе похода:

copyright Mountain.Ru 1999-2019