Главная

Автор: Олег Митрясов, г.Екатеринбург
Дата публикации: (21.03.2019)
Фотографии

Отчет о прохождении горного маршрута 3 к.с. по Джунгарскому Алатау (Казахстан), совершенного группой туристов г. Екатеринбург в период с 3 по 14 июля 2017 года

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Проводящая организация.

ТСС Свердловской области (Екатеринбург, ул.Шейнкмана, 57, к.244).

Туристский клуб Уральского федерального университета «Романтик» г.Екатеринбург, ул.Мира, 19 (Профком студентов), http://romantic-ustu.ru/

Район похода:

Республика Казахстан, Алма-Атинская область (адм.) Джунгарский Алатау, Северный Центральный хребет

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность общая (ходовых дней)

Сроки проведения

горный

вторая

152

14 (12)

03.07 -14.07.2017

Подробная нитка заявленного маршрута:

р. Тентексай – пер.Тельнова (1Б, 3730) – лед.Тронова - пер.Ольги (2А, 3730) – лед.Безсонова - пер.Текелийский (1Б, 3540) – р.Аюсай – 2-й лев. приток р. Коржун – пер.Старая Крепость (1А, 3550) – р.Куркульдек – р.Караарык – р.Карангсай -- пер.60 лет Казахстана (2А, 3700) – р.Аксу – пос.Баласаз

Подробная нитка пройденного маршрута:

пер.Суюк-Тобе (н/к) - р. Тентексай – пер.Тельнова (1Б, 3730) – лед.Тронова - пер.Ольги (2А, 3730) – лед.Безсонова - пер.Текелийский (1Б, 3540) – р.Аюсай – р. Коржун – р.Караарык – р.Карангсай - пер.60 лет Казахстана (2А, 3700) – р.Аксу – пос.Баласаз

В табличном виде:

№ п/п

Заявлено

К.т. и высота

Пройдено

Причина отказа от прохождения перевала

1

пер.Тельнова

1Б, 3730

пер.Тельнова

-

2

пер.Ольги

2А, 3730

пер.Ольги

-

3

пер.Текелийский

1Б, 3540

пер.Текелийский

-

4

пер.Старая Крепость

1А, 3550

нет

Слишком высокий уровень воды в реке Коржун, потратили полдня на переправу, не успели на перевал

5

пер.60 лет Казахстана

2А, 3700

пер.60 лет Казахстана

-

Определяющие препятствия маршрута:

Препятствие

К. тр. и высота

Характер препятствия

Путь прохождения

пер.Тельнова

1Б, 3730

осыпь - снег

от р.Тентексай до лед.Тронова

пер.Ольги

2А, 3730

снег - скалы

от лед.Тронова до лед.Безсонова

пер.Текелийский

1Б, 3540

снег - осыпь

от лед.Безсонова до лед.Аюсайский

пер.60 лет Казахстана

2А, 3700

лед - лед

от лед.№122 (долина р.Карангсай) до лед.Ажар

Общая протяжённость маршрута: 152 км.

Время путешествия: с 3 по 14 июля 2017 г

Количество дней активного маршрута: 12

Вид туризма: горный

Категория сложности: третья

Набор локальных препятствий: 1Б +1Б + 2А +2А

Состав группы:

Ф.И.О.

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Митрясов Олег Юрьевич

Джунгарский хр., 3ГР, Фанские горы, 3ГР, 2А

руководитель

2

Митрясова Алина Олеговна

Фанские горы, 3ГУ, 2А

видеооператор

3

Павлова Татьяна Владимировна

Алтай, 5ПУ, 2А

-

4

Степанов Константин Сергеевич

Фанские горы, 2ГУ, 1Б

фотограф

5

Моргунов Игорь Михайлович

хр.Кичик-Алай, 2ГУ, 1Б

медик

6

Волкова Елена Игоревна

Северный Тянь-Шань, Заилийский Алатау, 3ГУ, 2А

-

7

Щербина Мария Евгеньевна

хр.Кичик-Алай, 2ГУ, 1Б

хронометрист

8

Белоусова Алёна Андреевна

Фанские горы, 2ГУ, 1Б

летописец

9

Масленникова Наталия Васильевна

хр.Кодар, 5ПУ, 2Б хр. Южно-Муйский, 5ПУ, 2Б

завхоз

10

Диковская Вера Сергеевна

Фанские горы, 2ГУ, 1Б

метеоролог

11

Кузьмин Роман Сергеевич

Фанские горы, 3ГУ, 2А

-

12

Емельянов Александр Сергеевич

Фанские горы, 3ГУ, 2А

-

Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов:

Екатеринбургский городской туристский клуб, http://romantic-ustu.ru

Маршрут рассмотрен МКК турклуба УрФУ «Романтик»

Маршрутная книжка № 08/17

Штамп (полномочия) МКК, рассмотревшей маршрут: 166-14-323200000

Сведения о страховой компании

Группа была застрахована в страховой компании Кокс-Полис (группа компаний Энергогарант).

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Джунгарский Алатау в пределах СНГ — это горная система в юго-восточной части Казахстана, простирающаяся с запада—юго-запада на восток—северо-восток почти на 400 км вдоль границы с Китаем. Продольные долины рек Коксу на западе и Боротала на востоке делят Джунгарский Алатау на два крупных хребта, идущих параллельно друг друга: Северный Центральный хребет (СЦХ) и Южный Центральный хребет (ЮЦХ).

Общая протяженность СЦХ с запада на восток составляет около 250 км. В западной части СЦХ ограничен отрогом, отделяющим правую составляющую реки Мисбулак от левой, с востока — Джунгарскими воротами — тектоническим разломом, отделяющим горы Джунгарского Алатау от хребта Майли. Среди северных отрогов СЦХ следует выделить Айдаусайский, Аксуйский и Саркандский отроги. В центральной части СЦХ на юг вдоль границы с Китаем отходит Коксу- Бороталинская перемычка, связывающая СЦХ и ЮЦХ. На западе через Коржун-Коринскую перемычку СЦХ стыкуется с хребтом Каратау, имеющим самостоятельное значение. Последний тянется параллельно СЦХ почти на 50 км, достигая максимальной высоты (пик 3902) в верховьях ледника Безсонова.

Средняя высота гор осевой части СЦХ равна примерно 4000 м. Седловины главного хребта лежат ниже соседних вершин всего на 200—300 м. Высочайшая вершина СЦХ, как и всего Джунгарского Алатау, — пик Семенова-Тян-Шанского — 4662 м (по последним уточненным .данным), самая низкая — седловина Талды (3504 м). Снеговая линия гор, примыкающих к СЦХ и хребту Каратау, расположена на высоте 3400—3800 м. Один из значительных районов оледенения находится в верховьях р. Коры. Здесь расположены крупные ледники: Тронова, Безсонова, Каратальский, Сапожникова. Самый длинный ледник Джунгарского Алатау — ледник Абая длиною 10,9 км. Преобладающий тип ледников — долинные и каровые. Иногда встречаются висячие ледники и ледники плоских вершин.

От северных и южных склонов хребтов почти геометрически равномерно отходят меридиональные отроги: отдельные из них (Аксуйский, Б.Усекский, Хоргосский и др.) достаточно велики и имеют самостоятельное значение. Отличительная черта северных склонов СЦХ и южных склонов ЮЦХ - резкий ступенчатый рельеф. Ясно видны три главные высотные зоны:

  • низкогорье (700 - 1600 м)
  • среднегорье (1600 - 3100 м)
  • высокогорье (3100 - 4662 м)

Общая смысловая идея похода

Район достаточно экзотичен для уральских туристов. В горах Джунгарского Алатау из Свердловской области было всего 3 группы: Шуклин Л.К. (Серов, 1993), Липин С.Л. (Екатеринбург, 2005), Митрясов О.Ю. (Екатеринбург, 2010).

Джунгария нас привлекла тем, что это самое настоящее высокогорье с высотами около 4000 метров с наличием всевозможных перевалов от н/к до 3А. Горный район очень большой. По сей день есть места, где туристы появлялись очень давно или не появлялись вовсе. Для нас достаточно удобная заброска в район. Есть прямой поезд до Алма-Аты, авиасообщение.

В Талды-Кургане есть группа туристов-энтузиастов, которые имеют свой боеспособный спасотряд, ежегодно устраивают туриады, готовы помочь с надёжной заброской глубоко в горный район, имеют актуальную информацию. Классные мужики!

Варианты подъезда и отъезда

Аварийные выходы по тропам в долины рек: Чижа, Казан и Кора, либо на север, минуя предгорья хребта.

По рекам Чижа и Казан и их притокам в скотоводческий сезон много кошей. В Кошах всё лето живут местные жители. У каждого второго коша стоит грузовик. Уехать есть шансы.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы вниз по рекам до мест начала-окончания маршрута (см.выше).

Изменения маршрута и их причины

Нижняя дорога по Ойсазу оказалась в ужасном состоянии, водитель по ней не повёз, мы поехали прямо по хребту Койтас. В результате, точку начала маршрута изменили на перевал Суюк-Тобе (должны были доехать до моста через Тентексай)

Не пошли пер.Старая крепость.

Причины. В июне в горах шли снегопады. Перед нашим приездом началась жара +30-35 С. Снег и ледники резко стали таять, уровень воды в реках значительно поднялся. По прошлому походу мы уже сталкивались с проблемой форсирования рек. Но в этот раз ситуация оказалась намного серьёзнее. Все ручьи превратились в бурные потоки, а крупные реки перейти очень проблематично. В результате на каждую переправу мы тратили много времени, а на переправу через реку Коржун потратили полдня – тянули навесную переправу. Возникло некоторое отставание от графика.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженно- сть (с коэф.1,2)

Перепад высот, м (по треку)

ЧХВ* часы

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия (по умолчанию днём)

0

03.07

Алма-Ата -Талды-Курган - пер.Суюк-Тобе (н/к) – устье р.Тентексай Западный (акклиматизаци онная полуднёвка)

5,4

230

+100

-130

1,5

-

ясно, +30

1

04.07

устье р.Тентексай Западный –р.Тентексай восточный(акклиматизаци онная полуднёвка)

5,4

560

+480

-80

2

-

ясно, +30

2

05.07

акклиматизационн ая днёвка, радиальные выходы на ледники №194 и №196

6 (4 в зачёт)

1000

+500

-500

5

-

ясно, +30

3

06.07

р.Тентексай восточный –лед.пер.Тельнова (1Б) – ледник Тронова -пер.Ольги (2А) – ледник Безсонова

7,8

1500

+840

-660

7

пер.Тельнова (1Б)

пер.Ольги (2А)

ясно, +25

4

07.07

ледник Безсонова- пер. Текелийский (1Б) – устье р.Аюсай

17,5

2070

+550

-1520

7,5

пер.Текелийский (1Б)

ясно, +30

5

08.07

устье р.Аюсай - переправа – р.Коржун (полуднёвка)

10,2

800

+350

-450

4,5

-

ясно, +30

6

09.07

р.Коржун -р.Караарык - устье р.Куркульдек

12

680

+380

-300

3,5

-

ясно, +30

7

10.07

устье р.Куркульдек – устье р.Карангсай

16,8

1000

+710

-290

6

-

утром - ясно, +25 с обеда –кратковременные дожди +22

8

11.07

устье р.Карангсай – пер.60 лет Казахстана (2А) – лед.Ажар – озеро в верховьях

р.Жасылколь

15,6

2070

+1320

-750

7,5

пер.60 лет Казахстана (2А)

еременная облачность +15

9

12.07

озеро в верховьях р.Жасылколь – р.Аксу (полуднёвка)

22,8

800

+200

-600

5,5

-

утром – сильный дождь +12 с обеда – ясно +25

10

13.07

р.Аксу – р.Салдатсай

9,6

750

+300

-450

5,5

-

переменная облачность, +25

11

14.07

р.Салдатсай –пос.Баласаз – 7 км по дороге - Алма- Ата

25

750

+250

-500

6,5

-

переменная облачность, +25

-

-

-

152,1 км

12210

62

-

-

* - ЧХВ – чистое ходовое время (без учёта времени на привалы и обед)

Высотный график

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

0-й день

С обеда и до трёх ночи мы ждали, когда починится шишига у водителей. Наконец, поехали. Приехали в точку старта – перевал Суюк-Тобе в 10 утра, ехали на ГАЗ-66 с 3 часов ночи.

Ехали на 2 машинах по причине того, что машины постоянно ломаются. Мы влезали и в одну машину, но ехали на двух. Этот расчёт оправдался, где-то в 6 часов утра одна из машин сломалась, мы перегрузились в другую и доехали до точки старта. Решили дойти до реки Западный Тентексай, где сделать совмещённый завтрак-обед и заночевать, т.к. все не выспались. Перевалив несколько небольших отрогов, мы достигли цели. Учитывая высоту, полдня отдыха пришлись кстати. Дров нет, вода хорошая, места под палатки с небольшим уклоном.

ф1. Заброска

ф2 Группа на старте

ф3.

ф4. стоянка у р.Зап.Тентексай

1-й день

Рано утром вброд по одному не без труда перешли реку Западный Тентексай.

В среднем течении ширина реки – около 7 м. Течение умеренное, глубина примерно до середины голени. Бродим реку с самостраховкой треккинговыми палками.

За 4 перехода по тропе дошли до хорошей стоянки. Подниматься на перевал смысла в этот день не было. Снова полуднёвка. В горах для этого времени года много снега.

Дров нет, вода хорошая, места под палатки хорошие – на морене. Рядом со стоянкой – небольшое озеро, в котором в такую жару было очень приятно искупаться.

ф6. По долине Тентексай

ф7. В горах много снега

2-й день

Не все участники за 2 дня успели акклиматизироваться, решаем подождать со штурмом перевала, устраиваем радиальные выходы в цирк перевала Натальи и в цирк перевала Дана. Активная днёвка.

На ледник перевала Натальи путь по некрутым моренам, ледник открытый и спокойный.

Взошли на ледник за 2 перехода.

До ледника под перевалом Дана дошли за 3 перехода (здесь и далее по умолчанию 1 переход равен 40 мин). Ледник открытый, сильно растрескан, на ледник не полезли.

ф8 Вид на пер.Натальи

ф9 Вид на пер.Дана

3-й день

За 2 перехода дошли до ледника. Открылся вид на перевал. Видны 2 седловины. По описанию Марии Кутовенко (май 2008), перевал находится в правой седловине, куда они поднимались. Правая седловина сложнее и имеет категорию 2А и чуть ниже левой. Вероятнее всего, группа Марии Кутовенко не стали подниматься на явную левую седловину из-за возможной лавинной опасности (ходили в начале мая).

Мы стали подниматься на левую явную седловину. Путь до перевального взлёта занял ещё 30 минут по открытому леднику.

Перевал Тельнова (1Б, 3730)

  • Ориентация: Ю-З - С-В
  • Характер Ю-З склона: снежный (фирн) с участками осыпи
  • Характер Ю-З склона: снежный
  • Снаряжение на подъёме и спуске: кошки, ледоруб
  • На спуске идём в связках, т.к. закрытый ледник, ледник Тронова в верхней части спокойный, никто не проваливался
  • На перевале есть вода (в твёрдом виде)
  • Есть место под палатку
  • Есть большой тур
  • Сняли записку группы под рук. Кутовенко Марии, тк НГУ, г.Новосибирск от 7 мая 2008
  • Взошли в 6 июля 2017 в 9-20

Участок движения

Краткая Характеристика пути

Км

Набор / сброс высоты

Ходовое время

Погода

1

Подход под перевал

открытый ледник (до 10гр)

700м

+100 м

30 мин

ясно

2

Подъем на перевал

открытый ледник (до 35гр)

осыпь (до 35гр)

500м

+310 м

1 час 40 мин

ясно

3

Спуск с перевала переходящий в траверс склона

закрытый ледник (снега по голень) (до 25гр)

1,5км

-200 м

45 мин

ясно

Перевал простой, логичный. В мае может быть лавиноопасен. Слева на подъём скалы, с которых может что-нибудь прилететь, советуем от скал держать дистанцию. Во время прохождения перевала камнепадов не было.

ф10. Группа на фоне пер.Тельнова

ф11. Подъём на пер.Тельнова

ф12 Группа на пер.Тельнова

ф13. Спуск с пер.Тельнова

Спустившись с перевала Тельнова, пошли в связках в сторону перевала Ольги, который хорошо видно.

Перевал Ольги (2А, 3740)

  • Ориентация: З - В
  • Характер З склона: снежный (фирн) с участками осыпи
  • Характер В склона: скальный, внизу снежно-осыпной
  • Снаряжение на подъёме: кошки, ледоруб
  • Снаряжение на спуске: ледорубы (альпенштоки)
  • На подъёме идём в связках, т.к. закрытый ледник
  • На перевале можно добыть воду (в твёрдом виде)
  • Нет места под палатку
  • Есть тур
  • Седловина узкая осыпная
  • Сняли записку группы под рук. Петруниной И.О., тк Гадкий утёнок, г.Москва от 19 августа 2016
  • Взошли в 6 июля 2017 в 11-50, перекусили

Участок движения

Краткая Характеристика пути

Км

Набор / сброс высоты

Ходовое время

Погода

1

Подход под перевал

закрытый ледник (до 25гр)

700

м

+50 м

45 мин

ясно

2

Подъем на перевал

Закрытый ледник (до 30гр), осыпь (до 35гр)

250

м

+150 м

40 мин

ясно

3

Спуск с перевала

скалы с полками и участками осыпей (до 50гр осыпь (до 30гр) снежник (до 30гр)

150

м

-250 м

1 час 30 мин

ясно

Подъём на перевал сложности не представляет.

Спуск не прост. По описаниям предыдущих групп, здесь вешают перила до самого низа. И это оправдано в плохую погоду и недостаточную видимость. Мы проходили перевал в идеальных условиях: тепло, безветренно, ясно, отличная видимость. Кроме того, пришлось много времени потратить на разведку пути спуска. Путь с полочки на полочку, местами по миниосыпям, местами используя гимнастическую страховку. Так спустились с перевала до ледника. Получилось вполне безопасно. Категория 2А оправдана, снижать её не надо. Перевал Ольги напоминает перевал Исток на Кодаре, заставляет подумать.

ф14 Путь на пер.Ольги с пер.Тельнова

ф15. Подъём на пер.Ольги

ф16 Подъём на пер.Ольги

ф17. Группа на пер.Ольги

ф18 Спуск с пер.Ольги

ф19 На леднике Безсонова

ф20. Путь спуска с пер.Ольги

ф21. На леднике Безсонова

Далее движемся по леднику Безсонова в связках. Ледник фактически открытый (присыпан снегом 15 см). Большей частью ледник спокойный, на сбросах растрескан, зоны трещин без труда обходятся.

До места ночёвки идём 1 час 20 мин.

Место ночёвки на морене, есть озерцо с водой. Для трёх палаток место есть. С помощью ландшафтного дизайна и небольших усилий, места под палатки получились близкими к идеальным.

ф22. Место ночёвки на лед.Безсонова

ф23. Ландшафтный дизайн

ф24. Стоянка на морене ледника Безсонова

4-й день

Путь до подъёма на перевал Текелийский в связках по леднику.

Перевал Текелийский (1Б, 3540)

  • Ориентация: С-В – Ю-З
  • Характер С-В склона: снежный (фирн) с участками средней и крупной (живой!!!) осыпи
  • Характер Ю-З склона: снежно-осыпной
  • Снаряжение на подъёме: кошки, ледоруб
  • Снаряжение на спуске: ледорубы (альпенштоки)
  • На подъёме идём в связках, т.к. закрытый ледник
  • На перевале воды нет (спускаться до снега близко)
  • Есть место под палатку
  • Есть тур
  • Седловина широкая осыпная
  • Сняли записку группы под рук. Петруниной И.О., тк Гадкий утёнок, г.Москва от 18 августа 2016
  • Взошли в 7 июля 2017 в 9-50

Участок движения

Краткая Характеристика пути

Км

Набор / сброс высоты

Ходовое время

Погода

1

Подход под перевал

Закрытый ледник (до 10гр)

1800м

+50 м

45 мин

ясно

2

Подъем на перевал

закрытый ледник (до 25гр), крыпная осыпь (до 40гр)

250 м

+140 м

40 мин

ясно

3

Спуск с перевала

осыпь (до 30гр) снежник (до 30гр)

250 м

-150 м

15 мин

ясно

ф25. Подъём на пер.Текелийский

ф26. Группа на пер.Текелийский

ф27. Спуск с пер.Текелийский

ф28. Спуск с пер.Текелийский

Вышли на ледник Аюсайский. Ледник спокойный, фактически открытый. Идём без связок вдоль границы ледника.

Через 40 мин доходим до большого красивого озера, в которое живописно обрывается ледник.

Ещё через переход по приятным моренам и куртинам травы доходим до реки, где делаем обед. Дров нет.

Долина реки Аюсай – одна из самых живописных. Фантастическое количество цветов. По правому берегу идёт тропа, которая часто теряется в высокой траве.

В нижней части долины много кустарника, высокая трава, у воды труднопроходимая урёма – джунгли.

В нижнем течении река бурная. Нам надо было Аюсай где-то перейти. По левому берегу внизу долины прижим, поэтому по плану переправа должна была быть ниже прижима, в 300 метрах от устья. Пройдя половину прижима, мы увидели огромный снежный мост через реку. Решили перейти в этом месте. Конечно, пришлось ползти на склон и потом по крутому склону, зато сэкономили время на сложной переправе.

Место ночёвки на большой поляне в высокой траве. Много дров. От места обеда до места ночёвки прошли 3,5 часа.

ф29. Привал на лед.Аюсайский

ф30. Группа на озере у ледника Аюсайского

ф31. Привал в верховьях р.Аюсай

ф32. Спуск по Аюсаю

5-й день

Вышли со стоянки с рассветом в надежде реку Коржун перейти стенкой. Разведали наиболее широкую часть реки. Подошли, попробовали – стенкой перейти не реально, глубина реки выше колена, местами по пояс, ширина около 30 метров, скорость течения высокая.

Пришлось идти вверх по течению в поисках места для переправы. Перешли по камням Коржун-5.

Переправа через реку Коржун (2Б).

С высокого правого берега увидели камень посреди реки, до которого можно без проблем добраться, и с которого удобно перепрыгивать основной поток. Для наведения навесной переплывать первому желающих не было. Таким образом, первый участник переправился через реку (по всем правилам с организацией сопровождения и страховки).

Потом на целевом берегу 1 участник сложил кучу из больших камней, за которую привязали один конец сдвоенной верёвки. На исходном берегу точкой крепления перил был большой камень. Переправу натянули полиспастом, все благополучно переправились, верёвки сдёрнули.

На подход к месту переправы и на форсирование реки потратили полдня.

На левом берегу реки Коржун при впадении р.Коржун-3 и Коржун-2 огромная урёма, через которую продираться очень сложно.

На берегу Коржун-3 сделали горячий обед.

В нижнем течении ширина реки Коржун-3 – около 5 м. Течение быстрое, глубина примерно до середины голени. Бродим реку с самостраховкой треккинговыми палками.

Переправа через реку Коржун-2 сложнее. Пришлось переходить стенкой, расход воды больше, течение сильнее, чем в реке Коржун-3. Ширина реки 7 метров, глубина по развилку.

После переправы через Коржун-2 вышли на тропу. Тропа местами очень хорошая, местами теряется в траве, местами приходится продираться через кустарник.

Не доходим пары километров до р.Караарык, разбиваем лагерь.

ф33. Навесная переправа через р.Коржун

ф34. Спуск к реке Коржун-2

ф35. Переправа через Коржун-2

ф36 Полуднёвка в долине р.Коржун

6-й день

Полуднёвка.

В первой половине дня купаемся, стираемся, собираем цветочки и чабрец.

После обеда идём без тропы до дороги. По дороге 2-3 года никто не ездил. Скорость движения группы резко возросла. Идти очень приятно.

Через 4,5 км дорога переходит на левую сторону, по правой стороне идёт конная тропа (до заставы Карангсай).

ф37. Вдоль реки Караарык

ф38. Привал на р.Караарык Через 2,5 часа доходим до реки Куркульдек.

В нижнем течении ширина реки Куркульдек – около 15 м. Течение быстрое, глубина по колено. Бродим реку стенкой.

Река вытекает из мощного каньона.

В 200 метрах от реки хорошая поляна. Разбиваем лагерь.

ф39. Переправа через р.Куркульдек

7-й день

Через 1 км от места стоянки река прижимается к правому берегу, тропа обходит прижим по

Ещё через 1 км подходим к реке Талдыбулак. Река вытекает из каньона.

Переправа по одному, река в месте перехода разбивается на рукава. Первый рукав - самый

большой. Его ширина 10 метров, глубина по развилку. Переходим стенкой. Суммарно ширина реки 30 метров, течение местами сильное. Чтобы перейти все протоки, приходится лавировать между потоками воды.

ф40. Прижим на р.Караарык

ф41. Переправа через р.Талдыбулак Ещё через 1,5 км доходим до реки Демекпе. Погода портится, делаем обед на дровах.

Переправа через Демекпе – самая серьезная за весь поход, если не считать навесную переправу через Коржун. Очень долго искали место для брода стенкой. Не нашли, глубина везде по пояс, течение быстрое. В середине реки (в месте наибольшего расхода воды) нашли 2 камня на расстоянии примерно 1,2 метра. Перепрыгнули, рюкзаки друг другу передали. Ширина реки 15-20 метров.

К вечеру дошли до р.Карангсай.

Ширина реки – около 10 м. Течение быстрое, глубина примерно до середины голени.

Бродим реку по одному с самостраховкой треккинговыми палками.

На левом берегу реки – разрушенная застава. На заставе несколько лет никого нет, всё заросло. Лучше всех сохранилась баня, но мыться в ней совсем не хочется, другие строения разрушены сильно.

Разбиваем лагерь с костром из старых досок. Дров в округе нет.

ф42. Баня пограничников

8-й день

Идём вверх по реке Карангсай.

Местами есть тропа. Внизу долины путь по высокой траве и кустарникам, выше – по каменистым пустошам.

Через 8 км подходим к огромной морене, под которой на большой поляне с жёлтыми цветочками делаем обед.

Далее поднимаемся на моренные валы (+100 метров) и выходим на сравнительно пологий участок, с которого виден язык ледника №122.

Перевал 60 лет Казахстана (2А, 3700)

  • Ориентация: С-В – Ю-З
  • Характер С-В склона: снежный (закрытый ледник)
  • Характер Ю-З склона: снежный (закрытый ледник)
  • Снаряжение на подъёме и спуске: кошки, ледоруб
  • На подъёме и спуске идём в связках, т.к. закрытые ледники
  • На перевале вода в твёрдом виде
  • Есть место под палатку
  • Есть тур
  • Седловина широкая
  • Сняли записку группы под рук. Большаковой Татьяны., тк МГУ, г.Москва от 1 августа 2010
  • Взошли 11 июля 2017 в 15-40

Участок движения

Краткая Характеристика пути

Км

Набор / сброс высоты

Ходовое время

Погода

1

Подход под перевал

средняя и мелкая осыпь (до 45гр)

300 м

+150 м

45 мин

ясно

2

Подъем на перевал

закрытый ледник (до 30гр)

700 м

+250 м

40 мин

ясно

3

Спуск с перевала

Закрытый ледник (до 30гр)

2000м

-500 м

15 мин

ясно

Ледник обрывается очень круто, в нижней части крут и растрескан. Круто лезем на левый (по ходу) осыпной склон, тем самым обходя крутую часть ледника. В месте, где ледник выполаживается (25 градусов), надеваем кошки, связываемся и выходим на закрытый ледник. Через 250 метров крутизна склона увеличивается до 30-35 градусов (около 100м). Если бы ледник был открытый, здесь стоило бы подниматься по перилам. Трещин в этой части ледника почти нет.

Перевального взлёта как такового нет. Ледники с обеих сторон от перевала – это и есть перевальный взлёт.

ф43. Вверх по Карангсаю

ф44. Подъём на пер.60 лет Казахстана

ф45. Перевал 60 лет Казахстана

ф46. Группа на перевале 60 лет Казахстана

ф47 Перевальная седловина 60 лет Казахстана Ледник Ажар протяжённый и закрытый, есть трещины, 2 раза первый участник проваливался. В верхней части ледника есть ступень крутизной до 35 градусов, протяжённостью 100 метров. Если ледник будет открытым, советуем повесить перила.

ф48. Спуск по лед. Ажар

ф49. На леднике Ажар

Советуем двигаться в нижней части ледника, забирая влево, т.к. справа вдоль ледника течёт мощный грязевой поток, который перейти сложно.

Категория перевала 2А вызывает вопросы. Предполагаем, что, когда ледники открытые с обеих сторон от перевала, приходится провешивать некоторые участки подъёма.

Обойдя слева озеро, расположенное прямо под ледником, спустились с морен и подошли к очень красивому большому озеру. На берегу – потрясающая поляна. Заночевали. Готовили на кизяке. Всю ночь и утро поливал дождь, в горах выпал снег.

ф50, ф51. Стоянка у большого озера в верховьях р.Жасылколь

9-й день

Весь день спускались по торной тропе вдоль рек Жасылколь и Аксу сперва по левому берегу, потом по правому (переправа простая).

В долине встретили стадо коров, людей не видели. Заночевали у реки, место не самое лучшее.

10-й день

Спустились в предгорья, очень много полевой земляники (полоники).

К обеду подошли к домику охотников, где встретили первых людей. Обед на костре. Шёл проливной дождь. От домика охотников идёт хорошая дорога, через р.Аксу хороший капитальный мост.

Через 7 км дошли до посёлка, где живёт лесник и находится пограничный пост. Поднялись вверх по ручью, где заночевали. Есть дрова. Лесник угостил нас большой редиской и хлебом.

ф52. Мост через Аксу

Стоянка на р.Солдатсай

11-й день

Весь день шли по дороге, обедали на реке Тастыбиень, в которой чистая вода. По дороге с чистой водой проблемы, т.к. много скота.

От реки до пос. Баласаз советуем идти не по дороге, которая обозначена на карте, а по тропе, ведущей через холмы. Подсказал по ней идти местный житель.

Автодорога до Баласаза плохая, наш водитель на Мерседесе недовольствовал. Нам пришлось от посёлка пройти ещё 7 км ему навстречу.

ф54. До пос. Баласаз осталось 300 метров

ф55. На въезде в пос. Баласаз

Пояснения к техническому описанию маршрута

1. Описание маршрута состоит из описания ходовых дней. Каждый день маршрута разбит на логические участки.

Везде приводится чистое ходовое время группы.

а) названия берегов рек и склонов долин в текстовом описании - орографические (если специально не указано иное)

в) в тексте используется краткая форма обозначения основных технических характеристик движения группы по маршруту в текстовом описании в скобках может быть указано:

  • направление движения — Ю, С, В, З и т.д.
  • крутизна склонов — 30°, до 45°и др.
  • время движения группы — напр., 1 ч 30 мин (речь идет о чистом ходовом времени!)
  • пройденное расстояние — напр., 1, 5 км
  • набор (сброс) высоты — напр., +100 м, - 50 м и пр.

г) участники похода имели в личном снаряжении альпенштоки или треккинговые палки (по личному усмотрению) все участки сложного рельефа (склоны, участки движения по осыпям и льду, броды и пр.) проходились с самостраховкой альпенштоком или треккинговыми палками, используемыми в качестве альпенштока, на более сложных участках использовалась самостраховка ледорубом

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ НА МАРШРУТЕ (ПРЕПЯТСТВИЯ, ЯВЛЕНИЯ)

Переправы через реки!!!

Надо уметь переправляться стенкой, делать навесные переправы. Особенно р.Коржун и р.Демекпе.

Закрытые ледники

Надо уметь ходить в связках, доставать из трещины провалившегося участника.

лед.Ажар, лед.№122, лед.Тронова, лед. Безсонова.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ДР. ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

  1. Долины рек: Аюсай, Караарык, Коржун
  2. Поля земляники в предгорьях
  3. перевал Ольги

Ремонтный набор

Был собран исходя из возможных поломок на маршруте:

  1. швейный набор (иглы, всевозможные заплатки, лавсановые нитки)
  2. для ремонта ботинок (шило с крючком, толстые капроновые нитки, толстые иглы, напёрсток)
  3. для ремонта мультитопливной горелки (штатный комплект + брали запасной насосик)
  4. рюкзачная фурнитура (особенно грузовые пряжки лямок и пояса)
  5. собачки для починки молний спальников и анорачек
  6. изолента, трёхгранный напильник, тонкая проволока
  7. отвёртка крестообразная для регулировки трекинговых палок
  8. плоскогубцы для разных целей
  9. скотч, для ремонта порванных карематов и для ремонта порванных мешков с продуктами
  10. ножовка по металла для ремонта дуг палатки + запасные дуги Из того, что взяли, использовали:
  11. Комплект для прочистки сопла горелки, т.к. бензин АИ-92, не Галоша.
  12. Швейный набор и заплатки для ремонта порванной одежды и рюкзаков.
  13. Скотч
  14. Отвёртка
  15. Проволока для ремонта фонариков (гамашей)

Походная аптечка

стандартная, пригодилась

Продуктовая раскладка

550 гр/чел сухих продуктов – еды всем хватало

Раскладка увеличивалась к концу похода

Полукоммунистическая (сахар, сухари и карманное питание личные)

Открыли для себя таджикский компот из 12 компонентов и таджикские шоколадные конфеты

Пемикан

Обед старались делать горячим: разные супы из пакетиков + сушёные овощи + рис или вермишель + пемикан

5 перекусов на наиболее сложные перевалы, в состав которых входили: колбаса, сыр, курага, чернослив, щербет, грецкие орехи и арахис (закупали в Душанбе)

На ужин: рис, греча, макароны или чечевица + сушёные овощи + пемикан

На завтрак молочные каши: рисовая, геркулес, пшённая, пшеничная, ячневая с изюмом на сухом молоке

Питьё: иранский крупнолистовой чай, молотый и растворимый кофе, какао (2 раза), компот (2 раза)

К чаю: печенье, шок. конфеты, халва, пастила.

Продукты развешивались на точных весах в п/э пакеты, которые укладывались в пакеты по приёмам пищи и по дням. Дневной пакет заматывали скотчем для прочности. Пемикан упаковывали в коробки из под сока. Входит 900-950 гр в одну коробку объёмом 1 литр

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Не удалось:

пройти основную нитку маршрута (пошли по запасному), т.к. использовали запасной день из- за поломки машины и из-за высокого уровня воды в реках

Удалось:

  1. Полностью пройти красивый маршрут, соответствующий горной 3 к.с..
  2. Новизна похода:
  3. Удалось пройти перевал 60 лет Казахстана, на котором (по моим данным) всего были 4 раза, группы под рук.: Тихонова (1980), Савосина (1992), Тихоря (1993), Большаковой (2010).
  4. Удалось найти путь безопасного спуска без верёвок с популярного перевала Ольги (2А).
  5. Удалось пройти перевал Тельнова, на котором не были с 2008 года, и указать верную седловину.
  6. За всю историю в горах Джунгарского Алатау из Свердловской области было всего 3 группы: Шуклин Л.К. (Серов, 1993), Липин С.Л. (Екатеринбург, 2005), Митрясов О.Ю. (Екатеринбург, 2010)
  7. ЛИТЕРАТУРА

Краткое название отчета в Интернете

Район похода

Клуб, коллектив

Руководитель

Год похода

Отчет о походе (Щербина А.В., 3 к.с. , Джунгария, 2011)

Джунгарский Алатау

Т.к. «Гадкий утенок», Москва

Щербина А.В.

2011

Отчет о походе (Родина О. В., 2 к.с. , Джунагрия, 2011)

Джунгарский Алатау

Т.к. «Гадкий утенок», Москва

Родина О. В.

2011

Джунгарский Алатау (Цветков А.В.)

Джунгарский Алатау

Т.к. «Гадкий утенок», Москва

Цветков А.В.

2011

Отчет о походе

Джунгарский Алатау

т/к МГУ

Большакова Т.

2010

Горная 2ка Кутовенко на Джунгарский Алатоо 2008

Джунгарский Алатау

Секция горного туризма НГУ, новосибирск

Кутовенко М. П.

2008

ЗАПИСКИ С ПЕРЕВАЛОВ

пер. Тельнова

пер.Ольги

пер.Текелийский

пер.60 лет Казахстана

КАРТЫ

copyright Mountain.Ru 1999-2019