Главная

Дата публикации: (06.12.2017)
Фотографии

Зимний Хан Тенгри 1992
В 1992 году команда СКА САВО под руководством Владимира Сувиги совершила первое в истории зимнее восхождение по классическому маршруту с юга на пик Хан Тенгри.

Ниже приведены выдержки из различных источников:

Из интервью руководителя Владимира Сувиги.

"Зимняя экспедиция в январе 92-го на Хан-Тенгри была самой короткой – мы вернулись домой через 10 дней после выезда из Алматы. Главный тренер спортивного клуба армии Ерванд Ильинский назначил меня главным и я первый раз руководил мастерами спорта, самыми именитыми среди которых были Валерий Хрищатый, Юрий Моисеев и Виктор Дедий. Альпинисты Артур Шегай, Александр Савин, Заурбек Мизамбеков и Владимир Присяжный влились в команду после удачного восхождения на гималайский восьмитысячник Дхаулагири.

Мы установили базовый лагерь на леднике и долго боролись за огонь в очаге – пилоты снабдили нас авиационным керосином, чтобы мы не замерзли еще до того, как совершим восхождение на семитысячник. В конце концов решили топить печку только днем, чтобы на ночь не оставлять дежурного и разработали тактику восхождения: в первый день ночевка в лагере на 4200 у подножия горы в целях акклиматизации, на другой день подъем на перемычку между пиками Чапаева и Хан-Тенгри (5700 м), в третий день выход на вершину и спуск на 5700, потом в лагерь 4200. Пока мы двигались в сторону вершины в спортивном альпийском стиле, Ерванд Ильинский получил от Казбека Валиева подтверждение - четверка казахстанцев приглашена для участия в японской экспедиции на Эверест с севера.

Тренер сообщил нам свое решение – четверка, первой достигшая вершины Хан-Тенгри, едет на Эверест. На штурм вершины с перемычки и обратно у нас было не более семи часов, так как зимний день в горах слишком короток, и тот, кто не укладывался в этот срок, должен был повернуть назад. Пещера на перемычке была вырыта под самым предвершинным гребнем и даже в случае пурги и полного отсутствия видимости мимо нее трудно было пройти, а в случае непогоды в ней можно было бы отсидеться.

На штурм мы вышли в шесть утра. На высоте 6700-6800 поднялся сильный ветер, но вершина была близка, мы боролись и первыми достигли снежного купола на высоте 7010 м, где в каменном туре я обнаружил свою собственную записку, оставленную в сентябре. Другие ребята поднялись на гору позже, а мне как руководителю пришлось спускаться вниз последним и следить за тем, чтобы никто не остался на маршруте. Спуск наш по обледеневшим склонам Хан-Тенгри был опасным: идти с переменной страховкой долго, а холод подгоняет. Скорее в лагерь, где в буржуйке горит огонь и где мы узнали, что четверка Хрищатый-Моисеев-Дедий-Сувига получила право участвовать в экспедиции на Эверест. Правда, моя мечта взойти на главную вершину мира сбылась только в 1997 году, когда я поднялся на Эверест в составе казахстанской экспедиции под руководством Ильинского. А в 92 мы спасали японцев, которые терпели бедствие на склонах Эвереста, но это уже другая история."

Фотографии и воспоминания солдата Дениса Гичева

Из дневника Валерия Хрищатого:
30 Января: Вылет вертолетом из Алма-Аты на л. Южный Иныльчек. В обед приземлились на месте базового лагеря МАЛ "Хан-Тенгри".
31 Января: В 13:30 Выход на 4200 через ледник Южный Иныльчек. Снега не очень много, марена слегка присыпана снегом.
1 Февраля: 4200-5200 Снега немного. По пути на склонах следы ледопардов. После обеда со склонов п. Чапаева огромный ледопад. Перекрыл ущелье.
2 Февраля: 5200 - Перемычка. Выкопали пещеру на 9 человек, чуть маловата.
3 Февраля: Спустились с перемычки.
4 Февраля: День отдыха.
5 Февраля: День отдыха.
С этого момента запись в дневнике отсутствует.
6 Февраля: -
7 Февраля: -
Из статьи Дениса Гитчева:
8 Февраля: Вершина. Зашло 8 человек, практически весь спортивный состав. Сувига, Моисеев, Хрищатый, Дедий, Савин, Присяжный, Путинцев, Исметов.
9 Февраля: Через день вся группа спустилась вниз.
10 Февраля: Вылет вертолетом в Алма-Ату.
После экспедиции у команды СКА САВО взяли интервью в котором разговор ведется о молодежи, зимних восхождениях на 7-ки, непосредственно зимнем восхождении на Хан и Эверест 1992.