Главная

Автор: Кирилл Спирин, СПб
Дата публикации: (09.08.2017)
Фотографии

Треккинг к Эвересту через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, с посещением озер Гокио - часть 6 (заключительная)

Вот мы и добрались до завершающей части фотоотчета. Напоминаю, что речь идет про треккинг к базовому лагерю Эвереста весной 2016 через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, с посещением озер Гокио.

С первыми частями отчета можно ознакомиться по ссылкам:

• Часть 1. Акклиматизационные вылазки в окрестностях Намче Базара и Пхагдинга
  • Часть 2. Сандер Пик и посиделки в Таме
  • Часть 3. Перевал Ренджо Ла, 5400 м.
  • Часть 4. Озера Гокио и рассвет на Гокио Ри.
  • Треккинг к Эвересту через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, с посещением озер Гокио - часть 5
  • К Горакшепу мы подходили уже во второй половине дня, и к этому времени в верховья долины Кхумбу успели подняться облака. Но даже при таком освещении ледопады Нуптце смотрятся внушительно.

Уходящий вниз ледник Кхумбу (откуда мы пришли):

В Горакшепе все почти по-прежнему, разве что цены стали еще дороже :)

К вечеру, как видите, распогодилось. Даже солнышко показалось.

Стало видно, куда нам идти завтра с утра. Снежная вершина - Пумори, а прямо под ней кутается в облака верхушка Кала Патара:

Ледник Кхумбу вечером:

А под занавес стало вообще красиво:

Вечерняя Тамсерку:

Еще Пумори:

В другую сторону не менее эпично:

Миша тоже вышел на фотоохоту:

В общем, остаток дня мы провели в расслабленном режиме, а ранним утром еще затемно отправились на Кала Патар. Я проснулся чуть раньше, чтобы глянуть на небо. Во дворе встретил Женю, который, как выяснилось, всю ночь не мог заснуть (высота). Он сообщил мне, что небо было до сих пор затянуто, но вот только что в просвете показалась первая звезда. Мы, не раздумывая, решили, что одной звезды нам будет достаточно :)

Уже не раз убеждался в том, что сила коллективного энтузиазма способна творить чудеса. Выходили мы еще в тумане, но через 5 минут подъема на небе появилась еще звезда, потом пять, потом десять, и на полпути к вершине небо стало уверенно расчищаться. А чуть только забрезжил первый свет, как показалась сонная Сагарматха:

Просыпалась она неохотно, все норовила укутаться помягче.

Но утро берет свое.

Пожар прогорает за считанные минуты.

А Ама Даблам поутру предпочитает перламутровые краски.

Тамсерку и Кантега:

Долина Кхумбу тоже помаленьку просыпается:

Сочетание утреннего солнечного света и тяжелой облачности дарит нам сегодня красивые световые эффекты.

Пик Табоче:

На Кала Патаре мы сегодня первые. Высотный максимум этого трека (5640 м, такой вот "непальский Эльбрус"):

Пора собираться вниз. Из Горакшепа начинает подтягиваться народ, из низовий долины ползут облака.

Прощальный взгляд на суровую Сагарматху, она сегодня больше не желает улыбаться:

Утро задалось, спускаемся. Нам еще сегодня в базовый лагерь.

В кино такого не показывают :)

Внизу показались домики Горакшепа.

Даже Алан сегодня никуда не торопится. Обычно люди видят только его пятки где-то далеко впереди.

Горакшеп за минуту до того, как его полностью накроют облака.

Позади Пумори.

И вот мы погружаемся в них. Или они поднимаются к нам, все зависит от восприятия :)

Последние метры спуска выглядели так:

В Горакшепе позавтракали и, не рассиживаясь, отправились к базовому лагерю Эвереста.

В просветах между облаков проглядывают ледопады.

Через полтора часа ходу показался базовый лагерь. К этому времени опять немного растянуло, везло нам на этот раз с погодой в нужный момент.

Вот так люди и живут полтора месяца (не все время, конечно: акклиматизационные выходы наверх и спуски вниз для восстановления занимают значительную часть "программы восхождения"):

Одинокая "шхельда" (туалет), судя по всему:

Ну, мы, конечно, на радостях как давай обниматься с ледопадом Кхумбу:

Даже наверх немного залезли.

Ваня там хотел и остаться. Но мы не бросаем товарищей, впавших в транс.

А вечером я, к своему великому огорчению, прозевал закатный Кала Патар. Все кругом было затянуто, и перпективы закатных видов стремились к нулю, поэтому мы лениво терли языками в столовке, совсем не изъявляя желания "просто так" прогуляться на Кала Патар второй раз за день. Как вдруг под конец дня спохватились: тучи без предупреждения ушли, и начался вечерний сеанс. Но бежать наверх было уже поздно.

Поэтому покажу лишь пару снимков, что успел снять от лоджа.

Нуптце:

Верхушка Сагарматхи (эх, эх! как бы она смотрелась с Кала Патара!):

И последние уходящие краски этого дня:

Женя на ночь принял димедрол и спал как младенец.

А дальше нам предстояло возвращаться в Луклу. Грустно, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Впрочем, используя резервный день, мы решили по пути остановиться на две ночи в Пангбоче и внепланово сходить в базовый лагерь Ама Даблам.

Обедали в Фериче в компании коммуникабельных девчонок:

А это уже Пангбоче:

До базового лагеря Ама Даблам отсюда около 3 часов ходу. Наша радиалка выпала на День Победы, настроение у всех было, соответственно, праздничное. Наверх пошли не все (Серега предпочел пообщаться с монахами в монастыре, а Кирилл с Женей пожертвовали прогулкой и остались готовить праздничный обед).

По пути произошел запомнившийся всем инцендент. Навстречу нам с верховий долины спускалось небольшое стадо яков в сопровождении двух погонщиц (старой и молодой). Это смотрелось красиво в контровом свете, и, естественно, все взялись за фотокамеры. Яки быстро приближались, и мы едва успели сделать несколько фото. Я слышал резкие гортанные крики погонщиц, но принял их на счет яков (что, в общем-то, обычно в такой ситуации). Потом мимо нас полетели камни, и я тоже поначалу принял их на счет яков, хотя и удивился такому не очень мягкому обращению с животными (поводов кидаться камнями не было, яки шли в нужном направлении). И лишь когда камни стали падать в опасной близости от нас, до меня, наконец, дошло, что агрессивные крики и камни адресованы совсем не якам. Оказывается, молодой погонщице очень не понравились фотоаппараты в наших руках. Далее было уже совсем дико. Вконец разъяренная, девушка подбежала к Якубу, выбила фотоаппарат у него из рук и, кажется, еще и хлопнула Якуба по спине, угрожая камнем. Фотокамера, к счастью, была противоударная. Мы, как могли, пытались успокоить молодую погонщицу, что больше не собираемся фотографировать и что если бы она нам объяснила более спокойно и без агрессии, то мы бы уже давно перестали. Но девушка вела себя совершенно неадекватно, какие-то у нее были нелады с психикой. Бабулька тихонько посмеивалась. От греха подальше, мы поспешили удалиться. Я крайне редко сталкивался со случаями агрессивного поведения со стороны местных в Непале (могу припомнить только два случая, включая этот), и оба раза эти люди производили впечатление психически нездоровых.

Путь к базовому лагерю Ама Даблам хорошо читается.

А это вид назад в сторону Пангбоче.

Вот и пришли. В отличие от Эверестовского, этот базовый лагерь смотрится очень скромно:

Подходить близко мы не стали, чтобы не вторгаться в личное пространство обитателей, а продолжили путь наверх по гребню очень древней морены.

Ама Даблам вблизи, конечно, смотрится очень эффектно. Помню, года три назад на каком-то из форумов плохо разбирающийся в предмете человек приводил свои прикидки по маршруту эверествовского трека и писал что-то вроде "думаю сходить на Кала Патар, а потом еще на Ама Даблам подняться, если останется время". Разницу можете заценить сами (Кала Патар вы уже видели):

Еще ближе:

Базовый лагерь Ама Даблам остается внизу, мы продолжаем путь наверх.

Поднялись в этот день почти до 5000 м (а еще вчера думали, что расстаемся надолго с пятитысячными высотами). Но капризная погода и мысли об ожидающем нас праздничном обеде заставили все-таки повернуть назад :) По пути попали под небольшой дождь, а Пангбоче встретило нас звуками горнов и барабанов. Оказалось, не только мы отмечаем День Победы, но и непальцы тоже :) На самом деле, у них был свой праздник.

Ожидавшие нас парни постарались на славу. Обед состоял из трех блюд. С десертом в завершение. С сервировкой. И с музыкальным сопровождением. Накормлены были все: и Будди, и портеры. Последние очень стеснялись, им было неловко, что Кирилл с Женей за ними ухаживают. Портреты кулинарных кудесников в студию:

Музыкальное сопровождение:

В последующие два дня мы дошли до Луклы (с остановкой в Намче), поминутно расходясь с вереницами яков, портеров и туристов.

Вечер в Лукле запомнился благодаря Алану, прочитавшему нам всем лекцию по истории айкидо с наглядной демонстрацией отдельных приемов на практике. Бедный Ваня, согласившийся ассистировать на свою голову, летал по всей столовой. Портеры благоразумно сбежали (Алан им уже до этого успел показать пару приемчиков). А ведь я, между прочим, ел с этим человеком китайские бомж-пакеты в аэропорту, сидя бок о бок. Будет, что потом внукам показать.

Ваше здоровье, друзья!

До Катманду долетели благополучно, хотя и с небольшой задержкой. В городе провели пару ленивых дней, в неспешных перемещениях между ресторанами, магазинами, буддистскими ступами и прочими Бхактапурами.

На этом я с вами временно расстаюсь, меня уже ждут новые маршруты. И вас, надеюсь, тоже :)