Главная

Автор: Василий Сапрыкин, г.Ульяновск
Дата публикации: (14.03.2017)
Фотографии

Отчет о прохождении горного спортивного туристского маршрута 4 к.с. по Ц.Кавказу, совершённого в период с 4 августа по 26 августа 2016 года. Часть 2.

Продолжение. Часть 1 здесь

10 августа. 9 день активной части маршрута.

Долина р. Ирикчат, перевал Ирикчат, «рыжий бугор».

Пройдено:

ходовых часов 6-55,

км 10, 2.

Набор высоты 933 м, сброс высоты 813 м.

Выход в 8-20. Температура +13°. Переменная облачность, лёгкие порывы ветра. Идём вниз, слегка траверсируя вправо по ходу. Под нами и вправо осыпи с крупными камнями и длинные. Идти вниз быстрее. Конечно, придётся прилично сбросить высоту к тропе вдоль реки (70). Выходим на зелёнку и тропу.

Фото 70. Долина р. Ирикчат в средней части.

Хорошо просматривается вверх долины р. Ирикчат, перевал Ирикчат (71). Тропа хорошая, набитая до самого перевала. Где-то в середине пути к перевалу справа по ходу прижим – крупнокаменистая осыпь, которая прибила тропу к самой реки, и тропа петляет среди крупных камней то вверх, то вниз.

Фото 71. Верховье долины р. Ирикчат, пер. Ирикчат.

Ближе к перевальному взлёту выходим на поверхностную морену ледника со склонов левого хребта (72). Грязь, тропа то пропадает, то появляется. Но эта тропа есть только свежая: быстро пропадает из-за таяния ледника. Значит, туристы проходили совсем недавно.

Фото 72. Под перевальным взлётом пер. Ирикчат с юга.

На перегибе внизу перевального взлёта сильная грязь, как болото, ноги проваливаются на полный ботинок (73). Может и больше, но проверить никто не решился. Этот участок не большой - около 100 м. Далее серпантин по мелко осыпному перевальному взлёту до 40-45° и выход на широкую седловину.

Фото 73. Грязь поверхностной морены под перевальным взлётом пер. Ирикчат с юга. Много мест под палатки (74). Оборудованы стенки. Турик. Время 17-00. Высота 3667. Переменная облачность. Слабый ветер. С перевала открывается великолепный вид на кратер Эльбруса и Ачкерьякольский лавовый поток.

Спуск на север с перевала ледовый. И количество мест под палатки, выложенных стенок, и множество хорошо набитых троп, всё говорит о том, что это место посещается часто.

Собственно, через пер. Ирикчат проходят группы вверх для восхождения на в. Эльбрус Восточная.

Фото 74. На пер. Ирикчат.

И наш путь вверх на «рыжий бугор». Туда ведёт хорошая тропа. Ещё бы! Все, кто совершает восхождение по лавовому потоку по ней проходят. Через 10- 15 минут мы на «бугре». Хорошие места под несколько палаток (75). Высокие стенки. 2 палатки уже стоят.

Здесь одна проблема: нет воды. И приходится за ней спускаться по тропе по гребню бугра дальше в сторону лавового потока на ледник - метров 200.

Время 17-30. Высота 3733. Сплошная облачность. Не сильный туман. Слабый ветер. Всё! Мы на сегодня пришли.

Фото 75. Оборудованные места для палаток на «рыжем буре».

11 августа. 10 день активной части маршрута радиально с Северному приюту. Проводы 2-ки.

Пройдено:

ходовых часов 7-30,

км 15,6.

Набор высоты 434 м, сброс высоты 434 м.

Часть группы ходили 4,5 часа за заброской.

А мы провожали «двойку». Радиально до стартовой морены и обратно. Стартовая морена – это верхний выступ морены, на которой на её нижнем выступе находится Северный приют. Вышли в 9-00. Температура +14°. Ясно. Тихо.

Ледовые поля, т.е. средние течения ледников Кынчырсырт и Микальчиран между «рыжем бугром» и стартовой мореной проходятся. Общее направление движения на северо – запад (76).

Фото 76. Вид с «рыжего бугра» на северо-запад в сторону стартовой морены.

Сначала крутой уступ открытого гладкого ледника 100м. до 30°. Далее прошли ниже 2-х ледовых сбросов с обнажением поверхности ложа ледника и траверс с небольшим подъёмом.

На перегибах имеются 2-3 участка с разломами и различной величины трещинами. Много открытых и широких трещин, между которыми приходится петлять (77). Движение в связках с одновременной, местами с попеременной страховкой. А количество петляний зависит от пути выбранного маршрута.

Фото 77. разрывы ледников Кынчырсырт и Микальчиран.

Можно выбрать удачно, а можно чуть ниже или чуть выше и тогда придётся пройти более длинные участки и затратить больше времени. Лучше иметь кошки, но мы провожали «двойку», и у них кошек не было. Одну пару мы взяли свои. В принципе обошлись без них. Обратно на леднике уже появилось много воды и ручьёв. Так что ноги промокли полностью. На леднике встречаются большие ледяные «грибы». В 17-00 были на «рыжим бугре». Температура около + 9°. Сплошная облачность. Ветер, порывы до сильного.

17 августа. 11 день активной части маршрута.

Подъём по Ачкерьякольскому лавовому потоку.

Пройдено:

ходовых часов 6-30,

км 7,2.

Набор высоты 967 м, сброс высоты 0 м.

Вышли с «рыжего бугра» в 9-00. Пасмурно. Но позже временами появлялось солнце. Ночь была кошмарной. Дул сильный ветер, шёл снег и дождь. Дуги палаток были на пределе.

По ровному открытому леднику путь не трудный (78).

Фото 78. Характер пути от «рыжего бугра» до нижних скал Ачкерьякольского лавового потока.

До нижних скал Ачкерьякольского лавового потока подошли за 1 ходку - за 40 мин. Попали на одну из троп, которая, петляя между скалами по осыпям через 20 мин. выводит с ледника на верхнюю часть потока. После небольшого спуска выходим на его пологую широкую нижнюю часть и начинаем основной подъём на вершину Эльбрус Восточная. Высота в нижней части лавового потока 3843 м.

Сплошная облачность, видимость ограничена. Свободное движение, идти не трудно. Подъём по потоку. Поверхность его – весь спектр лавового конгломератрата, твёрдого и мягкого: мелкая пыль, каменная крошка, мелкие средние и крупные камни. На высоте 3990 м поток широкий, много удобных мест для палаток. Есть вода.

В 12-15 были на высоте 4151м. Как и ниже, лавовый поток широкий, но крупных камней меньше (79).

Фото 79. В средней части Ачкерьякольского лавового потока.

Средние камни и мелкая осыпь. И на этой высоте можно поставить бивак много хороших мест для палаток. Можно соорудить стенку, можно выровнять площадку. Но вода может и не быть: можно топить снег (80). Погода сплошная облачность, ветра нет, тепло. Снег, который шёл вчера и ночью, здесь не растаял. При хорошей погоде здесь на потоке снега, наверное, нет.

Время 13-10, высота 4310 м. Продолжаем подъём.

Фото 80. Ачкерьякольский лавовый поток выше 4000 м.

Характер потока такой же, но снега уже больше. Так же можно ставить палатки. Но воду получать из снега. Начался ветер, с сильными порывами. Уже прохладно.

Выше расширение потока, ровное место и много палаток. Высота 4479.

Время 15-00. Место основного лагеря восходителей (81).

Фото 81. Лагерь восходителей на в. Эльбрус Восточная на Ачкерьякольском лавовом потоке.

Фото 82. Высота 4700. Кратер потухшего вулкана Эльбрус.

Они говорят, что выше есть одно место под 2-3 палатки, последнее, что-то вроде штурмового лагеря и вроде занято. До него уже подъём круче до 30-40° и по снегу и фирну вдоль кратера, т.е. здесь на потоке участок без открытых камней. Сильный ветер уже дует постоянно.

Высота 4700 м. Время 15-30. Поток узкий. Температура около -5°. Место для штурмового лагеря. Стоит одна палатка. Пришлось потрудиться, чтобы выровнять ниже ещё 2 площадки. Ветер сильный, порывы до ураганного. Валит с ног. Как мы ставили палатки на ветру, это надо было видеть. Нам немного повезло во время организации бивака: на протяжении 2 – 3 часов небо прояснилось,

была хорошая видимость. Облака ниже нас. Это дало нам возможность обустроить бивак и приготовить ужин. Далее началось: пошёл сильный снег, почти сразу завалил основания наших палаток, заполнил все ниши и карманы, налетел в палатку, таял, в общем, было неприятно (78). Мы всё закрыли, все щели. Дуги от сильного ветра были близки к поломке. Видимость не более 10-и метров. И мы сидели в палатках, потом спали, но спали, в общем, не холодно.

Фото 78. Высота 4700. На Ачкерьякольском лавовом потоке. Непогода.

12 3августа. 12 день активной части маршрута.

Непогода

Пройдено:

ходовых часов 0,

км 0.

Набор высоты 0 м. сброс высоты 0 м.

И так было всё утро и весь день. Уже 12 часов, а мы как дураки и бездельники сидим, мучаемся в палатках в полусонном состоянии. Палатки, почти поваленные, как-то устояли (84).

Фото 84. Высота 4700. На Ачкерьякольском лавовом потоке. Палатка после штормового ветра.

Смогли приготовить в нормальном режиме завтрак и теперь тупо бездельничаем, и пытаемся выходит на связь. Не получается - заряд у всех телефонов кроме руководителя закончился. А у руководителя оператор Билайн не ловит, лишь иногда на мгновение появляется сигнал начало приёма (1-2 палочки уровня сигнала) и пропадает. Но что интересно: пробивался сигнал с какого-то города диспетчера такси, и он наш сигнал принимал. Впереди тревожная ночь. И что нас ждёт завтра.

Мы отчётливо понимали: «завтра» — это решающий день. И погода, и высота, и предчувствие, что «комфорта» будет ещё меньше, не давали повода для успокоения. Решили выйти, как можно раньше. Основной мотив для этого – изменение погоды, как правило, во второй половине дня.

13 августа. 13 день активной части маршрута.

Восхождение на вершину Эльбрус Восточная (5621)

Пройдено:

ходовых часов 10-50,

км 4,8.

Набор высоты 921 м, сброс высоты 171 м.

Вышли из штурмового лагеря в 2-45. Тихо. Звёзды. Температура -15°. Особенность подъёма такова: сразу начался крутой взлёт 30 - 40°, местами до 45°. Средние камни в снегу, между ними проваливаемся. Идём справа от камней по фирну и льду. Свободное движение. Наст хорошо держит и не глубокий (85).

Фото 85. Характер подъёма по Ачкерьякольскому лавовому потоку выше 5000 м.

Длинный подъём без пологих участков по высоте продолжался почти до самой вершины. На привалах приходилось вырубать «лоханки», чтобы более или менее удобно стоять. Рюкзаки почти не снимали - ставить негде: уклон. Скалы и скальные выходы местами большие. Всё в снегу, и лёд покрыт снегом. В скалах можно организовать бивак, укрыться от ветра. Движение в кошках. В бахилах. Холодно. Ветер усиливается (86). Идёт снег.

Фото 86. Прохождение Ачкерьякольского лавового потока ночью.

У последней большой скалы, снег на которой местами лежал, как кристаллы (87), склон выполаживается до 10-15° и так до самой вершины (88),

Фото 87. Верхняя большая скала на Ачкерьякольском лавовом потоке, которая была в 500 – 600 м от этой скалы. Под ногами снег глубоко не проваливался.

Фото 88. Верхнее окончание Ачкерьякольского лавового потока и пологая часть выхода на в. Эльбрус Восточная.

Высота, идти трудно. Начинается ветер. Конечно, группа растянулась в пределах видимости. Первый поднялся к стальной пирамидке на вершине около 9-30, последний, я, гораздо позже. Я останавливался буквально через 50 -100 м. Рады и довольны, фотографируемся сами, с эмблемами, флагами (89).

На пирамидке их нержавеющего металла слова в память о Великой Отечественной Войне. На вершину уже поднимаются другие группы.

Фото 89. На в. Эльбрус Восточная, 5621.

Пробыли около получаса. Холодно. Уже снова сильный ветер. Уходить не спешим. Ещё и ещё любуемся отсюда видами гор и далёкой кривизной горизонта. Точно Земля круглая!

Далее спуск на седловину. Пологая тропа сначала идёт метров 800 на север, потом проходим осыпь с крупными камнями, и справа от неё начинаем спуск по плотному фирну, местами льду на седловину. Решение продолжить движение по маршруту далось не сразу. Были просьбы спускаться вниз к Северному приюту.

Ниже нас на седловине, на её северной части, на этой осыпи, вдоль которой мы идём, стоит металлический домик - хижина на 4-х человек с продуктами (90). Наверное, продукты оставляют здесь те, кто совершает восхождение на вершины.

Фото 90. Седловина в. Эльбрус со склона в. Эльбрус Восточная и хижина (красная).

Хижина тросами закреплена к скальному основанию. Судя по конструкции сооружение надёжное, и должно выдержать напор ветра любой силы.

Ребята туда сходили, посмотрели. Всем не уместится (91). Бивак организовали за крупными, как 2 легковых автомобиля, камнями с их северной стороны. За ветром. А ветер как в аэродинамической трубе. Но камни спасают: за ними тише. А 5 шагов влево, 5 вправо от палатки и ветер сдувает.

Фото 91. Хижина на седловине Эльбруса.

Площадки вырыли в снегу. Высота 5450.На седловину спустились где-то в 14-15. Ночь тревожная холодная. Температура «за бортом» -15°. Ясно.

14 августа. 14 день активной части маршрута. Восхождение на вершину в. Эльбрус Западная (5642).

Пройдено:

ходовых часов 15-15,

км 6,6.

Набор высоты 292 м, сброс высоты 1478 м.

Выход в 4-15. Температура -15°. Тихо. Ясно. Сначала вниз на перегиб седловины, т.е. до высоты 5350. Кто через хижину, кто косым траверсом по осыпи в направлении тропы, которая от Приюта 11-и ведёт на вершину Эльбрус Западная. Движение в кошках. Подъём по тропе до 30 - 35°, местами до 40° около 500 м (92). Идём медленно.

Фото 92. Путь подъёма на в. Эльбрус Западная с седловины.

Быстрее не получается. Минут 15-20 идём и несколько минут отдыхаем. И всё-таки есть ощущение, что вчера при подъёме на Восточную было гораздо труднее. Может быть, какая-то акклиматизация на 5450.

Последний участок - пологий подъём до вершины около 1 км. (93).

Фото 93. Последний участок пути подъёма на в. Эльбрус Западная.

Конечно мы в восторге. Мы на высшей точке России и Европы.

Время 7-30. Высота 5642. Ясно. Хорошая видимость. Вокруг горы, горы. И они ниже нас. Здорово. И снова фотографируемся (94). Подходят первые поднимающиеся с Приюта 11-и.

Фото 94. На вершине Эльбрус Западная. 5642 м. Высшая точка России и Европы.

Смотрим путь спуска. Ищем место, которое называют «утюг». Вроде всё просматривается (95).

Пытаемся угадать наличие закрытых трещин по пути нашего предполагаемого маршрута. Абсолютно белый снег. На крутом участке, где видим выходы заснеженных скал, выбираем путь спуска вдоль скал левее по ходу.

На хребтах хорошо просматриваются все перевалы: Кольцевой. Машкова, Балкбаши, Бурунташ, Нарджал, Поволжье и другие.

Фото 95. Вид со склона в. Эльбрус Западная на запад.

Начинаем спуск в 8-20. Сразу организуем связки. Спуск небольшой дугой сначала на север, и постепенно поворачиваем в направлении «утюга» на запад, выбирая наиболее пологие участки (95).

Фото 96. С «утюга» смотрим путь спуска с вершины Эльбпус Западная.

Но на последнем перегибе всё же пришлось при обходе скально-осыпного участка по крутизне до 30-35° использовать местами попеременную страховку.

«Утюг» нас подвёл. Из-за подвижки ледника Кюкюртлю, он стал не прохо- дим. Получается, мы оказались в ловушке. Сделали несколько коротких разведок (97). Пообедали. Решение идти краем, вправо на север, искать варианты спуска.

Фото 97. Верхнее плато лед. Битиктебе.

Так и вышли на ледник Битиктебе, ближе к его верхней части. Отсюда верхняя часть спуска почти просматривалась. Решили, что сможем.

Прохождение ледопада ледника Битиктебе.

1-я верёвка 50 м до 35° в т.ч. ледовая вертикальна стенка 9 м, под которой трещина. Спуск в хаос ледопада на наклонную полку. Перила. Крепление и сня- тие верёвок с помощью системы ледорубов (98-100).

Фото 98, 99, 100

2-я верёвка 30 м до 45°. Перила, последний с нижней страховкой (101). Разведка (102).

Фото 101, 102.

3-я верёвка 5 0 м до 45°. Далее около спуска с попеременной страховкой(103).

Фото 103.4 верёвка 30 м, в т.ч. 7 м вертикальная стенка. Перила.

5 верёвка 30м до 50° и в т.ч. вертикальные перила в пустоте перед входом в ледовую пещеру 5м (104, 105).

Фото 104. 6 верёвка 30 м перила до 40° (106).

Фото 105.7 верёвка 80м до 50°. Ниже 100 м до 20° снег, небольшое слегка наклонной поле до 15° (106, 107). Свободное движение до крупных снежных глыб.

Фото 106.

Фото 107.

Темно. Последние уже спускались с фонарями. Бивак. Время 21-30. Высота 4264. Тихо. Ясно. Температура около - 2- 5°.

21 августа. 15 день активной части маршрута. Окончание прохождения лед. Битиктебе.

Пройдено:

ходовых часов 13-20,

км 9,6.

Набор высоты 0 м, сброс высоты1702 м.

Техническая работа на ледопаде:

Перепад высот 980 м.

Количество перил -13.

Кол. верёвок движ. с поперемен. стр-кой – 3.

Кол. точек опор, включая поперемен. стр-ку -28

Утро. Тихо, ясно. Мороз около - 8°. Выход в 8-30. Смотрим дальнейший путь спуска. Уходим вправо вниз 200 м до 30°. Связки, идём в кошках. Одновременная страховка. Ледник практически без снега.

И снова начинаем навешивать очередные перила.

4 верёвка 80 м до 50°. Перила (108).

Фото 108.

На пологом участке 80 - 100 м идём в связках.

9 верёвка 10 м ледовой стенки. Перила, верхняя страховка, раздельно спус- каем рюкзаки (109).

Но так как у подножия этой вертикальной стенки была ещё и трещина до 1,5шириной, то пришлось организовать оттяжки и участникам, и рюкзакам.

10 веревка. 30м до 50°, внизу трещина

11 веревка. 30 м. Ледовый склон до 45°. Перила.

12 веревка. 30 м. маятник от 20° до вертикали.

Фото 109.

Вокруг как в сказочной долине: башни, бастионы (111).

С правого борта вниз до самого пологой части ледника спускаются кулуары. Сверху видим, как нам кажется, прекрасный по ним путь. Какие мы наивные! Где это в горах рядом с ледопадом прекрасные пути?

Фото 110

В связках уходим по пологому участку льда на правый борт. Сверху изредка летят камни. Собираемся на ребре ближайшего кулуара. Все довольны: ледопад вроде позади. Далее по скалам и осыпям. Начали. Но, ой- ой! Под ногами почти бараньи лбы, мелкая осыпь и еле держащиеся обломки коренной породы. При нагружении всё летит вниз. А вроде и не круто - 35-45°, местами до 50° (110). Это были мучения: каждый шаг и куча камней летит вниз, и ноги проваливаются за ними

Фото 111. Так выглядит хребет справа от ледника Битиктебе.

Организуем верхнюю страховку. Спускаемся 30 м по ребру, уходя вправо на дно кулуара. Последние проходят с попеременной страховкой.

Следующие 20 м переходим дно кулуара с верхней страховкой и организуем перила вниз, закрепив верёвку за большой камень. Перила 30 м до 45°. Последняя связка – 2 участника спускаются с попеременной страховкой.

Переходим следующий кулуар, практически с гладким дном до 45° и с трудом поднимаемся по живой осыпи не его правый борт. Ещё правее кулуар, начинающийся с пер. Фрунзе. Мы с ним рядом.

Продолжаем путь по ребру между этими кулуарами. Тоже всё катится. Наше ребро внизу оканчивается скальным сбросом. Снова спускаемся вправо на дно следующего кулуара. Он достаточно широкий, чтобы маневрировать в случае падения камней. Внизу проходим с гимнастической страховкой небольшие скальные выходы и, наконец, выходим на пологий язык ледника.

Уже снизу смотрели наш путь: а что, он, может быть, и был наиболее оптимальным (112).

Фото 112. Путь спуска по кулуарам правее нижнего ледопада лед. Битиктебе.

Путь по открытому леднику не сложный - свободное движение ближе к правому борту: так короче (113).

С середины языка перед более крутым участком косой траверс к левому борту, выходим на поверхностную морену и спускаемся с языка на морену ниже. Пришлось навесить 20 м перил: открытый участок льда до 40°. Это нам напоследок этот ледопад поднёс сюрприз.

Обед. Пасмурно. Температура около 10-13°. Ниже троговая долинка с ручьём. Но по склонам боковых хребтов под моренами ледник сохранился.

Характеристика спуска по ледопаду ледника Битиктебе. Перепад высот - 980 м. Количество перил - 12.

Количество верёвок движения с попеременной страховкой - 2. Количество точек опор, включая попеременную страховку – 28.

Фото 113. Открытый лёд языка ледника Битиктебе.

Короткая троговая долина выводит на гребень конечной морены (114).

Фото 114. Троговая долина ниже языка лед. Битиктебе.

Далее выход на правый борт долины р. Битиктебе. Траверсируя её склоны, по осыпям и участкам зелёнки поздно ночью приходим к мин. источникам и ищем нашу 2-ку. Что-то их нет! Совсем стало тревожно. Усталые, ноги подламываются, ищем. Ура! Находим. Они поставили бивак ниже ванн, на левой стороне реки. Там, где мы никогда этого не делали. Наконец, мы на месте. Время 23-50, высота 2562. Температура + 15°. Тихо. Пасмурно. Блин, они, участники 2-ки, даже не вылезли из палатки, кроме Игоря. Мы их будить не стали. Утро вечера мудренее.

22 августа. 16 день активной части маршрута. Полднёвка. Радиально на южный склон за ягодой.

Пройдено:

км 1,5.

ходовых часов 1-00,

Набор высоты 200 м, сброс высоты 200 м.

Минеральные источники Джылысу расположены в долине р. Битюктебе. Была гостиница (300 руб/сутки) - сгорела, «постоялый двор», где можно платно

поставить палатку на огороженной территории, кош, поставляющий свежее молоко и сыр окрестным туристам, широкая долина реки, где можно поставить свои палатки у воды. Сюда приезжают люди отдохнуть и полечиться. Собственно, минеральные источники представляют собой несколько ванн, закрытых сверху остекленными крышами, как в теплицах. Поэтому ванны можно принимать независимо от погоды. Солнечный свет поднимает температуру воздуха в купальнях до 18 градусов. Наша группа в этот день активно отдыхала, посещая минеральные источники.

Как лентяи, отсыпаемся, отъедаемся, расходуем свои кровные на покупку продуктов: айрана, сыра, лепёшек. Погода хорошая: тепло, почти весь день ясно. Ветра нет. Температура в обед до +22°.

Совершаем «восхождение» на ближайший южный склон долины за черникой.

23 августа. 17 день активной части маршрута.

Спуск по дол. р.р. Битиктебе, Уллухурзук.

Пройдено:

ходовых часов 5-00,

км 22,8.

Набор высоты 0 м, Сброс высоты 906 м.

В 8-50 мы ушли от мин. источников. Хорошая погода. Температура +10°. Путь по колёсной грунтовой дороге (109), которая ведет в аул Хурзук по долинам рек Битиктебе, Уллухурзук.

Фото 115. Долина р. Битиктебе ниже мин. источника.

На реке построено девять автомобильных мостов, включая мост в ауле. По дороге можно проехать на машине до минеральных источников. Эльбрус ещё какое – то время виден, но и он исчезает за очередным поворотом. По мере спуска по долине, альпийские луга постепенно сменяются лиственными, ниже хвойными лесами. В лесу растёт малина, смородина, земляника, много грибов. К 13.50 мы дошли до р. Еникол, которую мы называем «банной речкой», и встали на бивак на её левой стороне в 300 м выше устья, недалеко от домика МЧС (110).

Фото 116. Домик МЧС на поляне выше устья р. Енукол.

Осенью спасатели переезжают сюда от мин. источников. Время 13-50. Высота 1656. Переменная облачность. Большая стирка, поход в аул Хурзук, в магазин. Вечером костёр и первые воспоминания.

24 августа. Отъезд.

Пройдено:

ходовых часов 0-40,

км 3,0.

Набор высоты 0 м, Сброс высоты 160 м.

Выход в 10-45. Мы прощались с горами. Грунтовая колёсная дорога вдоль р. Уллухурзук была короткой. Перейдя 2 последних моста и по 3-му, уже в самом ауле, мы снова перешли на левый берег реки, где рядом была остановка автобусов и магазин, и где мы договорились о встрече с нашим транспортом. Ждать пришлось не долго.

До свидания Кавказ! До свидания этот край. Такой для меня известный, знакомый, родной. Даже местные аксакалы уже со мной приветствуются. Помнят с прошлых лет.

4.7 Потенциально опасные участки на маршруте.

Поскольку маршрут проходил в высокогорной местности, то можно считать, что группа туристов находилась в экстремальной среде всё время пребывания. И спортивный туризм недаром находится в перечне видов спорта с повышенным риском. В таком случае, рассмотрим опасные явления с точки зрения группы, подготовленной к организации жизни в горной среде, в соответствующих погодных условиях, на микро- и макрорельефе при прохождении данного маршрута.

4.7.1 Крупнокаменистые осыпи, курумники, участки морен с крупными камнями.

При движении по ним с тяжелыми рюкзаками появляется опасность получить травму при падении. Не прыгать, а переступать с камня на камень, передвигаться в касках и с ледорубом или трекинговыми палками для дополнительной опоры. Но трекинговые палки не выдерживают изгибающих нагрузок. Где это было:

- спуск с пер. Российских Офицеров

4.7.2 Камнепадоопасные участки

Опасность представляют падающие камни. От мелких камней помогают каски. Необходимо организовать наблюдение всеми членами группы и своевременную подачу сигналов. И крайне желательно правильно выбрать путь движения и время суток для прохождения таких участков. Где это было:

- перевальные взлёты перевалов Шахты, Балык, Мкяра-Субаши с севера

- выход по кулуару на ледник Мкяра Западный с перевала Мкяра-Субаши

- участки ледового подъема ниже скальных рёбер на перевалах Мкярский Перемёт и Мукал-Мкяра Южный

- на перевальном взлёте на спуске с пер Российских Офицеров

- выход после прохождения ледопада лед. Битиктебе на южный скально- осыпной склон правого хребта

- спуск с пер. Мукал-Мкяра Южный.

4.7.3 Ледники

На крутых ледниках возможно падение и соскальзывание. Движение в касках и кошках. Самостраховка ледорубом. Командная страховка. Весь арсенал ледового снаряжения. Где это было:

- ледопад ледника Битиктебе в одноименной долине.

Закрытые ледники опасны трещинами, местами, имеющими значительную глубину. При движении по закрытому леднику можно провалиться в трещину. Движение в связках с выбранной веревкой: Где это было:

- западные ледовые поля Эльбруса.

Прохождение разорванных участков ледников очень опасно: проходы между трещинами узкие, переходящие в острые гребни. Глубокие трещины, уходящие в бездну, часто заполненные внизу водой, вызывают ощущение страха. Возможно падение. Местами необходима организация попеременной страховки:

Где это было:

- северные ледовые поля Эльбруса от Ачкерьякольского лавового потока до Северного приюта.

4.7.4 Горные реки

Опасность представляет собой снос течением воды при переправе. Вода ледниковая, холодная. Требуется тщательно подбирать место для организации брода или переправы по камням (бревну). Правильно выбрать и выполнить способы переправы. По возможности лучше организовать навесную переправу:

Где это было:

- реки Кызылкол и с ледников Микельчиран и Берджалычиран, Субаши.

4.7.5 Погодные условия

Погодные условия в этом году, в общем, позволили пройти весь маршрут в сроки, хотя и ветер и капало, и лило почти каждый день. Как на Кавказе!

Дождь. Затяжные дожди действуют угнетающе и вызывают повышенную утомляемость при движении. В зоне ледников дождь может вызвать переохлаждение. Также опасен крупный град на больших высотах.

Подвёл нас дождь в 1-й активный день маршрута. Сразу отстали.

Сильно потрепало нас на спуске с пер. Мукал-Мкяра Южный. В аккурат, когда работали на верёвках. Холодный дождь со снегом. Спустились, встретились с 2-кой, поставили тент большой палатки и час отогревали друг друга, пока зубы перестали стучать.

Ветер. Холодный шторм на высотах более 4000 м представляет собой реальную опасность гибели от переохлаждения.

А на 4700 после ночёвки ещё сутки сидели: Снег, видимость не более 10 м.

Да ещё и порывы ветра - до штормового.

На 5400 штормовой ветер. Хорошо, что за камнями чуть меньше дул. Но 5 шагов влево - вправо – на ногах не устоишь.

Гроза. Чрезвычайно опасна в горах. В центре грозы в этот раз мы не находились.

4.8 Перечень наиболее интересных объектов.

4.8.1 Приэльбрусье – это удивительный горный мир. Притягательная особенность его складывается и из его высотности, и из разнообразия рельефа, и из мощного оледенения, и из возвышающейся на всем этим двуглавой горы Эльбрус, и конечно, из уникальных природных объектов, разбросанных по всему горному району.

  • Вершина Эльбрус. Высота 5642,7 метров. Это высшая точка России и Европы, с самым мощным оледенением. Панорама Эльбруса величественна.
  • Восточный гребень вершины Эльбрус Восточная – Ачкерьякольский лавовый поток, в верхней части которого - кратер уснувшего вулкана. Сколько ему суждено спать? В нижней части потока озеро.
  • Северный приют – комплекс построек у подножия горы Эльбрус, динамично развивающийся усилиями его немногочисленной команды. Островок цивилизации на высоте 3750 м.
  • Места боев в ВОВ за Кавказ. Мемориальные таблички обелиски на перевалах, вершинах.
  • Горное озеро Хорлыкёль (Хурла-Кёль) – жемчужина в лесах Приэльбрусья. Бывая там, не верится, что оно находится на высоте 2045 м. Великолепное место для отдыха у костра на берегу озера. Вода не холодная, можно купаться. Существует легенда, связанная с этим озером.
  • г. Тузлук – священная гора, гребень которой возвышается над долиной р. Артыкчал.
  • Минеральные источники – буквально на каждом шагу. Настоящий нарзан, с газом, бьёт прямо из-под земли. Очень освежает в жару на маршруте. В долине р. Тохана целый склон образован осадочным конусом мощного минерального источника. Как на Марсе красная почва. Травертины, так называют такие отложения.
  • Заброшенные шахты в долинах ручьёв Голубой, Кислый и на подъёме на пер. Поволжье. В некоторые штольни всё ещё можно пройти. Из штолен текут сильно минерализованные ручьи – пить нельзя.
  • Пик Калицкого – черный конус, возвышающийся над ледовым плато Джикаугенкёз. В связи с обильным таянием ледников с каждым годом открывается всё более.
  • Западный отрог от в. Эльбрус Западная с перевалами Пастухова, Машкова и Кольцевой известен своими неземными ландшафтами. На перевале Летчика Машкова установлена табличка в память о погибшем экипаже.

4.8.2 Верховья реки Малки:

Чертов (Калинов) мост – огромная каменная глыба, с узкой тропой, соединившая берега глубокого каньона реки Кызылкол .

Ниже гремит 40-метровый водопад Султан.

И сразу после водопада Султан, буквально в 100 м. начинаются минеральные источники Джылысуу. Здесь, на высоте 2150 метров, уже целый поселок. Сотни людей отдыхают и лечатся.

Рядом 5-10 метровые островерхие останцы из твердой скальной породы.

Долина замков.

Выше по реке с ледника Карачаул, в пяти километрах, где оборудована база ПСП Кисловодского ПСО, Серебряный источник. Что интересно, действует только в августе.

По пути к Северному приюту можно выйти в долину каменных грибов. В верховьях реки Битюктебе, что в Карачаево-Черкесии, оборудованы минеральные и грязевые ванны, тоже на основе нескольких целебных источников.

Конечно, это далеко не полный перечень интересных объектов. Повсюду обелиски, мемориальные доски, напоминающие о кровопролитных боях ледовые воронки, каменные грибы, причудливые скалы-башни, обилие водопадов в верховьях реки Малка, озера. И многие, многие другие красоты в этом удивительном крае – Приэльбрусье.

4.9. Дополнительные сведения о маршруте.

4.9.1. Характеристика района.

Много литературы имеется по Кавказу. Информация по нему накапливалась десятилетиями. И найти эту информацию теперь не трудно. И в большом количестве она (информация) грамотная. И мы не будем Вас затруднять её повторением. Только немного: об особенностях.

С севера Приэльбрусье сухой район. Леса почти нет. Немного его только внизу.

Ледники от обильного таяния в последние годы теперь внизу изуродованы до неузнаваемости. Большая разорванность, много конгломерата, множество ручьёв на поверхности, изрезанность – всё это затрудняет передвижение по ним. Скалы, в основном, разрушаются. Но есть и участки из твёрдых пород.

4.9.2. Личное снаряжение.

Мы остановимся лишь на том снаряжении, которое, как нам кажется, в каких-то моментах имеет особенности по сравнению со стандартным снаряжением, которого сейчас достаточно много и российского и зарубежного производства.

Ботинки, специально предназначенные для движения в горах, были не у всех. Причина экономическая. Участники прошли маршрут в берцах или в рабочих ботинках. Приобретали берцы рантопрошивные, по возможности из более толстой кожи. А рабочие ботинки мы приспособились использовать типа

«Курьер», кажется, китайского производства. Разве это точно определишь. Самое интересное, это достаточно хорошие ботинки с относительно толстой и крепкой кожей, рантопрошивные, на хорошей подошве и, что удивительно, мало стирающейся. Пропитывали их гусиным жиром. 2-3 горных маршрута от 1 до 5 к.с. они выдерживают, и ещё хватает на тренировки. Применяли толстые войлочные стельки и на высоте (где глубокий снег) использовали самодельные бахилы, не утеплённые.

Использовали термобельё.

Вошли в обиход рабочие перчатки х/б. Конечно, рукавицы для страховки тоже были.

До сих пор пользуемся накидками, изготовленными из целого куска полиэтилена в форме трубы. Для дачных нужд он продаётся. Ширина его в рулоне 1,5 м. Используем кусок длиной то же около 1,5 м: одну сторону прошиваем, в углу прорезаем для лица отверстие и готово. В нём тепло, воду не пропускает и накрывает рюкзак полностью. А уж сидя пережидать сильный порыв дождя вообще хорошо: полностью в полиэтилене и тепло.

Маску на лицо шили из куска белого ситца. В районе рта прорезали отверстие и прошивали двумя слоями марли, чтобы дышать было легче. Пригодилась. Кто-то мазался кремом.

Помимо общей медицинской аптечки брали и индивидуальные аптечки.

Каждый знает свои болячки: получается дешевле.

Из страховочного снаряжения брали: каску, ИСС, петлю самостраховочную, прусик, карабины, ледорубы, ледобуры, ТУ, кошки, кусок верёвки &216 6-8мм 5-8 м на все случаи жизни.

Некоторые из нас пользовались трекинговыми палками.

4.9.3 Командное снаряжение.

Конечно, палатки местного производства слабоваты для высокогорья, но ничего, частично выдержали. Частично, потому что в обеих палатках юбки местами оторвалась и дырки от камней образовались. Под дно палаток брали плёнки, чтобы улучшить гидроизоляцию.

Налобные фонари были почти у всех. И один был с направленным лучом, но тоже светодиодный.

Кухня состояла из кастрюли, автоклава своего производства, куска стеклоткани, половника, мерной кружки (из личного комплекта). Без автоклава мы в горы не ходим.

Горелку фирмы «Примус» заменили на горелку «фирмы» «Шмель», переделанную и приспособленную для присоединения стандартных бензиновых и газовых баллонов. Уже научились делать и шланги, и головки с насосами к баллонам. Естественно, без «шмелёвских» бачка, стоек, насоса и т.п. Здорово. Ни разу не чистили. Бензин приобретали на месте.

Использовали вывинчивающийся ледобур (ледосброс) и самоблокирующийся скальный сбрасыватель (скалосброс). Это свои разработки. Сбрасывателем можно сбрасывать и локальные петли.

С собой брали диктофон. Хорошо. Отчёт писать проще. В этот раз ходили с навигатором. Помогает.

4.9.4. Питание.

Система времён СССР. Питание – трехразовое и перекус. Суточная норма продуктов 600 гр. на человека. Крупы, суп-концентрат, сушёное мясо, сахар, сухари, перекус. Утром готовили втрое и третье блюда в обед - первое и третье ужин – второе и третье. Видовое количество блюд минимизировали. Так как готовили в автоклаве, то блюдо доводили до кипения в автоклаве, и оно на камнях варилось, а в это время готовили на примусе третье блюдо - чаи или кофе.

На перекус употребляли колбасу, сало. Покупали в Невинномысске на рынке. Сало оказалось немного жирноватое. Брали шоколад на перевалы.

На высоте или некогда было, или всё - таки аппетита не было: ели мало.

В этот раз перекус, сахар и сухари были личными – по 200 г: кто как хотел. Или их чем-то заменяли - отчасти или полностью. Но суточный вес продуктов был 600г нетто. Мясо сушили сами.

4.9.5. Медицинское обеспечение.

Была укомплектована командная аптечка. Так же были у каждой личной аптечки. Так оказалось дешевле, без ущерба полноты комплектности.

Аптечку, по возможности, минимизировали, но, тем не менее, набор медикаментов в командной аптечке укомплектовали достаточно полным, с учётом тех медикаментов, которые были у участников.

Перечень медикаментов.

1. Перевязочный материал

2. Внутреннее

3. Наружное

Бинт стерильн. разный

15шт

Корвалол

1фл

Апизатрон

1тюб

Бинт разный

10шт

Кофеин

2уп

Бальзам «Звёздочка»

2шт

Бинт эластичный

4 шт

Левомицетин

2уп

Бриллиантовая зелень

2фл.

Вата гигроскопическая

50 г

Либексин

2уп

Галазалин, санорин

1фл

Ватно-марлевые пакет.

3 шт

Лоперамид

1уп

Гидрокортизоновая мазь

1тюб

Жгут резиновый

1 шт

Люминал

1уп

Йод 3-5

2фл.

Лейкопластырь разный

4 рул

Метоклопрамид

1уп

Калия перманганат

2фл.

Пластырь бактерицидн.

15шт

Мукалтин

1уп

Линимент синтомицина

1тюб

Салфетки разные

20шт

Найз

5уп

Нашатырный спирт

2фл.

Настойк. валерианы

1фл

Оксициклозоль

1тюб

2. Внутреннее

Нитроглицерин

2уп

Пантенол

1тюб

Амидопирин

1уп

Олететрин

3уп

Перцовый пластырь

10шт

Ампиокс

2уп

Папазол (дибазол

2уп

Спирт 98

1л.

Анальгин

5уп

Пирамидон

3уп

Сульфацил натрия

4амп

Аспирин

2уп

Таблетки от кашля

1уп

Фурацилин

10тб

Белалгин

1уп

Триоксазин

1уп

Зубные капли

1фл

Беналгин

1уп

Уголь активирован

10уп

Барбамил

1уп

Фарингосеп

1уп

4. Инструменты

Бутадион

1уп

Фестал

3уп

Булавка

3шт

Валидол

2 уп

Фуразолидон

3уп

Палочка стеклянная

2шт

Викалин

2уп

Фуросемид

2уп

Палочка тампон

5шт

Димедрол

2уп

Элениум

3уп

Перчатки резиновые

2пар.

Интестопан

1уп

Энтеросептан

1уп

Пинцет

1шт

Кардиовален

1уп

Эритромицин

3уп

Скальпель

2шт

Кеторол

5уп

Этазол

1уп

Термометр

1шт

Юнэнзим

1уп

4.10 Смета расходов

№ п/п

Статьи затрат

Сумма на 1 чел. руб.

Сумма на 7чел. руб.

Примечание

Подъезд к начальной точке активной части маршрута

1

г. Ульяновск - г. Невинномысск. Поезд, плацкартный вагон.

2755-80

19290-60

условно

С постельным бельём. 2уч. ехали с Зеленодольска

2

г. Невинномысск – мин. источники Джыглысуу (КБР) в верховьях р. Малка. Заказной а/транспорт - «Газель» и мик- роавтобус

833-30

5833-30

«Газель» маломестная

Итого:

3589-10

25123-90

Выезд от конечной точки активной части маршрута

3

а. Хурзук – г. Невинномысск. Заказной а/транспорт. Микроавто-бус

636-40

4454-50

4

г. Невинномысск – г. Ульяновск. Поезд, плацкартный вагон.

2755-80

19290-60

условно

С постельным бельём. 2 уч. ехали до Зеленодольска

Итого:

3392-20

23745-10

Другие расходы

5

Питание в походе командное

2451-20

17158-20

6

Личное питание (сахар, сухари, лук, чеснок, перекус, шоколад)

900- сред- нее

6300-

7

Аптечка командная

162-70

1139-10

8

Аптечка личная

400- сред- нее

2800-

9

Бензин (12 л)

58-30

408-

10

Бензин «калоша» (0,2 л)

7-90

55-

Для разогрева горелки

11

Прочие расходы (батарейки, мыло, ре- монтный набор, шланг, мешки для упа- ковки забросок, сотовая связь и др.)

279-30

1954-90

12

За хранение продуктов, снаряжения

82-90

580-

Временно на базе МЧС

13

Страховка спортсмена

300-

2100-

Итого:

4642-30

32495-20

Всего:

11623-60

81364-20

4.11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута в Приэльбрусье

Характеристика пройденного маршрута (4-ки):

Протяженность – 152 км.

Количество ходовых дней – 16+1 непогода.

Пройдено перевалов, вершин, локальных препятствий – 14.

Максимальная высота подъёма – 5642 м.

Количество ходовых часов – 121-25. Суммарный набор высоты – 8125 . Суммарная потеря высоты –9009.

Средняя скорость - 9,5 км/день, 1,25 км/час.

Примечание. Эти показатели можно было бы использовать для оценки маршрутов при определении рейтинга или места в соревнованиях

Напряжённость по локальным препятствиям – 0,82препятствия/день.

Мы планировали горные маршруты II и IV к.с.

К сожалению, участников становится всё меньше и меньше. Но те, которые хотят посмотреть горы, пройти спортивный маршрут должны это реализовать. Вот мы и собираем их вместе. Дело ещё и в том, что и руководителей, способных и желающих частицу себя отдать планированию, организации, подготовке и прохождению маршрута в качестве руководителя, становится всё меньше. Это сложно и ответственно. Вот мы и объединяем группы вместе, направляем в один район, увязываем нитки их маршрутов: это и безопаснее, и больше вероятности реализации задуманного, и, в конце концов, веселее. И это мы уже делаем много лет. И получается.

Но так плохо, наверное, не только у нас. В этом году, удивительно, мы не встретили на маршруте ни одной спортивной туристской группы, не считая восходителей на Эльбрус.

Приэльбрусье для нас, ульяновцев, самый близкий горный район, пригодный для прохождения спортивных горных маршрутов. К сожалению, цена имеет значение.

И когда мы не планируем сложные маршруты, не планируем изучение какого-либо горного района, Приэльбрусье для нас палочка - выручалочка. Удобные подъезды, доступная для нас общая стоимость мероприятия, обжитой район, достаточно безопасная обстановка, хорошая организация работы структур МЧС - всё это позволяет нам без больших сложностей организовывать и проходить маршруты.

По природной безопасности этот район, в общем, не отличается от других горных районов. Разве что высота Эльбруса и его нрав принимаются во внимание при планировании высотных горных маршрутов. Да ещё надо учитывать практическое безлесье северной части района.

Почти везде устойчивый горный рельеф, достаточно сухой климат в спортивный сезон, читаемая ориентация и орография местности, наличие информации, большое количество спортивных групп в районе – всё это способствует активному освоению и использованию этого района в спортивном туризме: горном, водном, пешеходном, лыжном, вело и спелео туризме.

Имеется и патриотическая составляющая маршрутов по Приэльбрусью. Множество обелисков, мемориальных табличек, находок времён ВОВ тому подтверждение.

А вот ранее спокойные ледники, изменились. В течение последних лет имеет место обильное их таяние. Они изменились до неузнаваемости. Увеличилась их открытость, количество разломов, ослабление прочности льда, до невероятности изрезана их поверхность: волны, камни, бесконечные трещины, потоки воды. Их прохождение стало весьма сложным.

А теперь самое главное. Теперь о категориях сложности.

Удивительно, но по Приэльбрусью, а это достаточно ограниченный район, можно совершать горные маршруты от I до IV к.с. Пока сложнее разработать маршрут V к.с. Но потенциальные возможности имеются. И район в. Шаукамбаши, и прохождение участков склонов в. Эльбрус, и узел Мукал-Мкяра, и район ледника и вершины Кюкюртлю - это участки, подлежащие освоению.

Мы благодарим туристов, изучавших и изучающих этот район. И в скромном варианте мы это продолжаем.

Думаю, хорошо в этом районе проводить учебно-тренировочные сборы, совместные сборы, другие сборы, чемпионаты по маршрутам, как это делал ранее Николай Трюхан на Западном Кавказе.

Немного о нашем маршруте 4 к.с. Он пройден.

Набор препятствий и характер рельефа соответствуют горному маршруту 4 к.с: травянистые склоны, осыпи, морены, скальные участки, ледники, снег, кум- непадоопасность, высотность, суммарный набор и сброс высоты – всё это было.

Его основные характеристики имеют несколько более высокие значения, как в количественном, так и в качественном отношениях, в отличие от эталонное- го. И протяжённость маршрута, и количество перевалов, и их сложность, и продолжительность маршрута превышают необходимые показатели.

Мы так хотели, мы так запланировали.

Маршрут практически проходит через все горные пояса. Начиная с высоты около 2000 м, мы прошли долины предгорий, выше - уже альпийские луга во всём своём великолепии и далее царство осыпей скал, снегов и ледников.

На выходе, удаляясь от склонов Эльбруса, внизу в долинах смешанный лес, обилие ягод, грибов. И шли мы на выходе вдоль реки, что позволило нам иметь достаточно высокую скорость, так как не было чередований спусков и подъёмов.

Ну а выше обычный горный рельеф: подъёмы на перевалы и спуски с них Перевалы в основном расположены достаточно близко друг от друга за исключением некоторых.

Маршрут можно условно разбить на 4 части:

- первая - обзорная и акклиматизацонная и для 2-ки для 4-ки. Зелёнка, не сложные перевалы, достопримечательности

- вторая - техническая и для 2-ки для 4-ки. И перевалы выше. Это уже для высотной акклиматизации

- третья - высотная

- и заключительная. Постепенная обратная адаптация.

На маршруте мы организовали две небольшие заброски: одна к Серебряному источнику, другая – под северный перевальный взлёт пер. Джикаугенкёз.

С погодой нам, в общем, повезло: в первый ходовой день ливень отнял у нас половину дня и ещё один просидели на 4700 из-за снега, метели и ветра, порывами до ураганного. И на биваке на 5400 был сильный ветер и мороз до -15°. Остальные дни, как на Кавказе - после обеда что - то да капает или моросит.

У нас имеется множество фотографий участков хребтов и отрогов, где имеются, на наш взгляд, подходящие понижения и по технической сложности и логичности их прохождения. Мы некоторые из их включили в «нитку» маршрута, чтобы попробовать пройти.

И вот некоторые ключевые моменты:

- Впервые пройдены перевалы Поволжье (1Б, 3369), Шахты с севера (1Б, 3386) и Обходной. (1А, 3562).

- Совершено, если я не ошибаюсь, или первое, или второе сквозное прохождение перевала Мкярский перемет (2Б*, 3700) с севера на юг.

- А перевал Мукал Мкяра Южный (2Б*, 3800) прошли с севера на юг впервые. Если не считать нашего его прохождения в 2003г. Тогда мы отчёт не писали и его не подали на первопрохождение.

- Основной «изюминкой» маршрута стало сквозное прохождение – траверс обеих вершин Эльбруса с востока на запад.

- И как приложение к траверсу явилось прохождение 980-и метрового ледопада ледника Битиктебе.

В целом, маршрут оказался насыщенным и интересным, но от участников потребовалось предельного физического напряжения, технического умения в экстремальных и высотных условиях.

Мы можем рекомендовать его прохождение только для групп с высоким уровнем физической и технической подготовки и наличием достаточного количества специального снаряжения.

Друзья!

Вот что хотелось бы сказать об этом мероприятии. Мы в горах. И если вы хотите горы, то да. Если нет, то это не ваш район. Вы запланировали горы.

Помните: вы должны быть готовы к горам, именно к горам, а не к возвышенностям или холмам.

Помните и о погоде. Это лето, но не лето. Это и до минусовых температур, и снег, и зимние элементы природы, это то, что даёт зима на поверхности, по которой вы пойдете.

Это горные естественные препятствия: их нет у вас, живущих на равнине или холмах. Камни, скалы, ледники - это горный рельеф, и он необычен, и имеет другой уровень опасности.

Помните: спортивный горный туризм по свой сущности, по своей природе потенциально опасен.

Друзья! вы в горах. И каждые горы имеют свои особенности. Помните это!

Друзья! Удачи всем вам!

И желаем всем вам посетить Приэльбрусье - район на стыке Центрального и Западного Кавказа.

Место, где вечно стоит седой Эльбрус, воспетый кавказскими народами.

Место, где находится высшая точка Европы и России - вершина Эльбрус.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

5.1 Данные спутниковой навигации (некоторых точек по маршруту).

№п/п

Время

Место

Высота в м

Координаты

1-й день. 07.08

1

10:02

Групповое фото (между 1 и 2 кошем)

2542

43°26’117’’

042°31’598’’

2

13:49

Обед

2857

43026.002,

042027.589,

3

18:14

Бивак

2781

43026.072,

042028.195,

2-й день. 08.08

1

11:42

Перевал Поволжье

3383

43026.519,

042027.091,

2

17:25

Слияние ручьёв Кислый и Голубой

2706

43028.158,

042025.856,

3

18:10

Бивак

2744

43028.391,

042025.393,

3-й день. 09.08

1

09:03

На с-з гребне отрога от в. 2920,7

2917

43028.169,

042025.165,

2

13:07

Перевал Шахты

3386

43027.182,

042025.275,

3

14:11

Обед (нижний перегиб «нит- ки» маршрута)

3212

43027.099,

042024.759,

4

18:00

Перевал Обходной

3562

43026.336,

042024.842,

5

20:28

Бивак на ручье от пер. Бурунташ

3029

43025.413,

042025.112,

4-й день. 10.08

1

Перевал Бурунташ

3086

2

15:12

Бивак

2560

43025.796,

042030.974,

5-й день. 11.08

1

13:07

Ночевка 5

3292

43°36.264

42°56.168

6-й день. 12.08

1

5:43

Перевал Балык

3578

43,35814

42,56841

2

12:25

Перевал Мкяра Субаши

3633

43,34397

42,60221

3

13:45

Бивак на левом борту лед. Мкяра Зап.

3452

43,3387

42,60429

7-йдень. 13.08

1

8:48

Перевал Мкярский перемет

3699

43,33374

42,60467

2

13:39

Бивак под пер. Мукал-Мкяра

3638

43,32606

42,61936

8-й день. 14.08

1

7:43

Перевал Мукал-Мкяра Юж- ный

3844

43,32307

42,62149

2

13:02

Перевал Российских Офице- ров

3847

43,31606

42,62533

3

2:42

Бивак ниже перевального взлёта пер. Российских Офи- церов

3613

43,31497

42,61878

9-й день. 15.08

1

12:49

Перевал Ирикчат

3667

43,34459

42,53988

2

14:26

Бивак на «рыжем бугре»

3733

43,3448

42,5327

1

Бивак на 4700

4700

13-день. 19.08

2

7:45

Восточная вершина г. Эль- брус

5621

43,34694

42,45418

3

10:24

Бивак на западном склоне в. Эльбрус Восточная

5451

43,3509

42,45002

14-день. 20.08

1

3:12

Западная вершина г. Эльбрус

5642

43,35273

42,43835

2

9:52

Обед на «утюге»

4499

43,3659

42,40568

3

19:21

Бивак в средней части ледопада лед. Битиктебе

4263

43,37129

42,40896

15 день. 21.08

1

13:37

Обед на конечной морене под открытым языком лед. Битиктебе

3476

43,37861

42,39257

2

20:49

Бивак у мин. источников Джыглысуу (КЧР)

2561

43,4071

42,34756

16-день. 22.08

1

Бивак у мин. источников Джыглысуу (КЧР)

2561

43,4071

42,34756

17. день. 23.08

1

10:41

В 300 м выше устья р. Ену- кол

1656

43,42802

42,18692

24.08

1

7:32

А. Хурзук

1495

43,42549

42,15558

Высотный профиль-график маршрута

Обзорная карта маршрута

Копии записок с перевалов

Фотографии

Фото 5-12-1. С севера.

Фото 5-2. С юга.

Фото 5-3. С запада.

Фото 5-4. С севера.

Фото 5-5. С севера.

Фото 5-6. С юга.

Фото 5-7. С юга.

Фото 5-8. С юга.

Фото 5-9. С юга.

Фото 5-10. С запада.

Фото 5-11. С севера.

Фото 5-12. С запада.

Фото 5-13. С западного склона в. Эльбрус Западная

Фото 5-14. Скальный закрытый сбрасыватель

Фото 5-15. Ледоруб для сброса

Фото 5-16. Горелка

Фото 5-17. Насос к горелке

copyright Mountain.Ru 1998-2010