Главная

Автор: Николай Охримович, г.Севастополь
Дата публикации: (09.02.2017)
Фотографии

Отчет о горном туристском спортивном походе 4 к.с. по Алтаю, совершенном с 7 августа по 4 сентября 2012 г. Часть 1

1 Справочные данные о спортивном туристском походе.

1.1 Параметры похода

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходових дней

горный

четвертая

272

29

21

07.08-04.09.2012

1.2 Характеристика района проведения похода

Горный Алтай изобилует разнообразием флоры, фауны, всех видов горного/лесного/степного и даже пустынного рельефа. Все эти красоты описаны в столь большом количестве источников, что утомлять читателя данного отчета еще одним «ремейком» данного раздела мы не будем. Если у читателей возникнут трудности с поиском данной информации, руководитель будет рад предоставить эти данные в любой удобной для них форме – контактная информация руководителя (номера телефонов и адреса электронной почты) указана в данном отчете.

1.3 Подробная нитка маршрута

Запланированный маршрут:

Пос. Чибит – р. Чуя – р. Орой – пер. Орой (н\к) – дол. р. Ештикол – р. Шавла – оз. Н. Шавлинское – оз. В. Шавлинское– пер. Мечта (2Б) – рад. в. Мечта – р. Камрю – оз. Камрю – р. Карагем – Карагемская поляна – р. Калынагач – пер. Анитим (1Б) – р. Оштуайры – лед. Оштуайры – пер. Тюнь В. (2А) – р. Тюнь В. – пер. Узургу З. (1Б) – пер. Сибстрин (2А) – лед. Талдуринский – пер. Девяти (2Б) – лед. Софийский – р. Аккол – р. Тура-Оюк – пер. Ленинградский (1Б) – р. Талдура – р. Джелло – пер. Купол (1Б) – а\л Актру – лед. Б. Актру – пер. Машей (2Б) – вер. Тамма – пер. Тамма (2Б)– лед. Л. Карагем – р. Л. Карагем – дол. р. П. Карагем – оз. Абыл-Оюк – пер. Надежда (2Б) – лед. Л. Маашей – р. Маашей – оз. Маашей – р. Мажой – р. Чуя – пос. Чибит.

Пройденный маршрут:

Пос. Чибит – р. Чуя – р. Орой – пер. Орой (н\к) – дол. р. Ештыкол – р. Шавла – оз. Шавлинское – оз. В. Шавлинское – пер. Мечта (2Б) – р. Камрю – оз. Камрю – р. Карагем – Карагемская поляна – р. Калынагач – пер. Анитим (1Б) – р. Оштуайры – лед. Оштуайры – пер. Тюнь В. (2А) – р. Тюнь В. – пер. Узургу З. (1Б) – связка (1Б) (пер. Сибстрин Ложный (1Б) – пер. Сибстрин (2А)) – лед. Б. Талдура – пер. Девяти (2Б) – лед. Софийский – р. Аккол – р. Тура-Оюк – пер. Ленинградский (1Б) – р. Талдура – р. Джелло – пер. Купол через вершину (1Б) – а\л Актру – лед. Б. Актру – а\л Актру – р. Б. Актру – р. Корумду – р. Куркурек – оз. Караколь – р. Мажой – р. Карасу – пер. Орой – р. Орой – р. Чуя – пос. Чибит.

Данные об участниках

Фото

Ф.И.О.

Год рождения

Должность в походе

Туристский опыт

Охримович Николай Николаевич

1975

руководитель

6ГУ

Ц. Тян-Шань, 3ГР

Памиро-Алай, Фанские горы

Пименов Леонид Александрович

1985

зам. руководителя

4ГУ Кавказ, 2ГР Кавказ

Адамлюк Андрей Александрович

1981

завхоз по снаряжению

4ГУ Кавказ, 2ГР Кавказ

Теплицкий Евгений Александрович

1986

завхоз по питанию

4ГУ Кавказ

Лосева Надежда Петровна

1982

медик, фотограф

3ГУ Кавказ, 5ПУ ЮЗ

Памир

Ефремов Дмитрий Александрович

1983

финансист, фотограф

3ГУ Кавказ, 2ГР Кавказ, 5ПУ ЮЗ

Памир

Добрыдин Иван Олегович

1987

хронометрист

2ГУ Кавказ

Светильский Тарас Владимирович

1983

фотограф

3ГУ Кавказ

Организация спортивного туристского похода

Общая идея похода

Алтай для всей группы, исключая руководителя, являлся новым районом путешествия, поэтому хотелось посетить как можно больше достопримечательностей. Маршрут планировался таким образом, чтобы охватить максимальное количество ключевых точек района путешествия, при этом объединить в едином походе подрайоны: Северо- и Южно- Чуйские белки. В качестве ключевых точек, при планировании похода, были выбраны: Шавлинские озера, река Карагем и Карагемская поляна, пик Икту, ледники Большой Талдуринский и Софийский, долины рек Аккол и Талдура, долина Актру, озеро Маашей. Подбор препятствий и километраж делался с некоторым запасом, ориентируясь на то, что состав группы достаточно сильный физически и технически хорошо подготовлен.

Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.

Добраться до крупных населенных пунктов, в которые пребывает большинство групп идущих в походы на Алтай (Новосибирск, Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск) можно двумя видами транспорта: поездом и самолетом (имеется в виду добирание из Украины, поэтому вариант подъезда автотранспортом нами не рассматривался). Поезд был исключен нами из-за продолжительного времени в пути при незначительной разнице в стоимости (учитывая проедание средств по пути следования поезда). Поиск варианта авиа-перелета вывел нас в конечном итоге на авиакомпанию «Turkish Airlines». Достаточно низкая стоимость перелета и «бонус» в виде возможности посетить Стамбул (разница между прилетом в Стамбул и вылетом в Новосибирск была 1 сутки и 1.5 суток по пути обратно, гостиница, трансфер от аэропорта и одноразовое питание входили в стоимость перелета) сыграли решающую роль! Т.о. мы летели по маршруту Симферополь – Стамбул – Новосибирск – Стамбул – Симферополь.

В качестве начальных точек маршрута подходили 2 варианта: поселок Бельтир и трасса в окрестностях Мажойского моста через реку Чуя (пост МЧС). В связи с большими затратами финансов и времени для заброски в поселок Бельтир (от поселка Курай транспорт ходит не всякий, стоимость резко возрастает из-за данного участка пути от Курая до Бельтира), от данного варианта, мы отказались. Был выбран вариант через Мажойский мост. При этом варианте мы получили немаловажные для нас преимущества: найти транспорт до поселка Чибит достаточно просто (весь путь от Новосибирска в нашем случае, либо от иного другого крупного населенного пункта в который группа приедет на поезде или прилетит на самолете, пролегает по Чуйскому тракту), цены на этот транспорт значительно меньше, чем до поселка Бельтир (например: участок пути от поселка Курай до поселка Бельтир по стоимости выходил примерно в ту же цену что дорога от Новосибирска до Чибита). Но за 2 недели до начала похода озеро Маашей было прорвано и селевым потоком уничтожены все мосты по реке Мажой и сам Мажойский мост через реку Чуя. В связи с этим начальная точка маршрута была перенесена в поселок Чибит, где мосты не пострадали по предварительно полученным сведениям.

Трансфер из Новосибирска до Чибита и обратно обеспечивался турфирмой «Биалтур» (http://www.bialtur.biysk.ru/) – вполне надежный и адекватный оператор, все о чем договорились было нам предоставлено за договоренные суммы.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Запасные варианты:

Обход перевала Тюнь В.: лед. Оштуайры – пер. Мрачный (2А) – р. Тюнь В.

Обход перевалов Сибстрин - Девяти: пер. Безымянный (1А) – пер. Туманный (2А) – лед. Софийский – р. Аккол.

Обход связки пер. Машей – вер. Тамма – пер. Тамма (вариант №1): пер. Физкультурник (2Б) – лед. Л. Карагем – р. Л. Карагем.

Обход связки пер. Машей – вер. Тамма – пер. Тамма (вариант №2): пер. Машей (2Б) – лед. Машей – оз. Маашей.

Обход пер.Надежды: оз. Абыл-Оюк – пер. Абыл-Оюк (1Б*) – Шавлинские озера – р. Шавла – р. Ештыкол – пер. Орой (н/к) – р. Орой – пос. Чибит.

Аварийные выходы с маршрута:

В случае необходимости аварийного схода с маршрута предполагалось движение по следующим вариантам:

  1. Из под пер. Мечта со стороны Шавлинских озер: возврат по пути подхода через долины рек Шавла и Ештыкол, через перевал Орой, по долине реки Орой, переход реки Чуя через Оройский мост, выход к поселку Чибит.
  2. Из долины реки Камрю: спуск по долине реки Камрю до реки Карагем, далее вверх по долине Карагема к Карагемской поляне, далее эвакуация на попутном транспорте или пешком по дороге через Карагемский перевал в поселок Бельтир.
  3. Из долины реки Калынагач: спуск по долине реки Калынагач к реке Карагем, выход на Карагемскую поляну, далее по варианту 2.
    1. Из долины реки Оштуайры: выход через перевал Талдуринский (1Б*) в долину реки Талдура, далее подъезд на попутном транспорте либо пешком по дороге вниз по долине реки Талдура в поселок Бельтир.С южных склонов Южно-Чуйского хребта: выход через перевал Троих (1Б) в долину реки Талдура, далее по варианту Из долины реки Аккол: выход вниз по долине к поселку Бельтир.
    2. Из долины реки Джелло: выход по укороченному варианту 2 в поселок Бельтир.
    3. Из долины реки Большой Актру: выход в а/л Актру, далее попутным транспортом в поселок Курай.
  4. Из верховья долин рек Правый и Левый Карагем: выход на Карагемскую поляну, далее по варианту 2 выход\выезд в поселок Бельтир.
  5. Из долины реки Мажой: выход вниз по долине реки Мажой к Мажойскому мосту, либо через долину реки Орой к Оройскому мосту, далее к поселку Чибит.

Изменения маршрута и его причины

В связи с ограничениями по времени, связанными с наличием дешевых авиабилетов для перелета из Симферополя в Новосибирск и обратно на определенные даты, не удалось заложить достаточное количество запасных дней необходимых для прохождения маршрута по запланированному графику. Кроме того, за месяц до начала похода на Алтае произошло землетрясение, сход озера Маашей в результате чего перестал существовать Мажойский мост через реку Чуя, который являлся наиболее удобным местом входа и выхода с маршрута – это вынудило несколько удлинить планируемый километраж активной части похода, который и без этого был достаточно напряженным. Т.о. изначально план похода подразумевал прохождение «от корки до корки» всего запланированного только в случае хорошей погоды и состояния участников группы.

В связи с вышеозначенными причинами, на маршруте руководителем был принят ряд решений по изменению маршрута:

  1. После прохождения пер. Анитим (ночевка под пер. Талдуринский), на следующий день погода резко ухудшилась. Было принято вынужденное решение использовать запасной день и не подходить под перевал Тюнь Восточный. Т.о. один запасной день был израсходован ранее субъективно намеченного времени.
  2. При прохождении перевала Тюнь Восточный был поломан единственный молоток (айсбайль), в связи с чем группа оказалась перед фактом: определяющая сторона перевала Сибстрин (2А) со стороны долины реки Узургу – скально- осыпной склон протяженностью до 4-5 достаточно сложных на вид веревок, снаряжение для преодоления скальных препятствий было рассчитано по большей части как вспомогательное, т.к. остальные локальные препятствия на маршруте преимущественно снежно-ледовые. Соответственно из скального снаряжения у группы остались скальные крючья, которые стало нечем забивать, и закладки. Для преодоления скал на перевале Сибстрин с организацией необходимой безопасности этого снаряжения было недостаточно. Поэтому, группа поднялась на хребет не по скалам перевала Сибстрин, а по, просмотренному визуально из перевального цирка (а также из имеющихся материалов, предварительно найденных при подготовке похода, о прохождении данного участка предыдущими группами), осыпному кулуару – справа по ходу движения от перевальной седловины (найден перевальный тур в котором снята записка о том, что этот перевал назван Сибстрин Ложный 2А к.т.) и далее, спустилась (место выхода на гребень было выше на 50-100 метров по высоте) на перевальную седловину перевала Сибстрин по скально-снежному гребню.
  3. В заключительной части похода погода сильно ухудшилась – по всем признакам ухудшение идентифицировалось не как кратковременное, а как объективно затяжное. Группа вышла по леднику Большой Актру под перевал Машей (2Б) при усиливающемся дожде/снегопаде и ухудшающейся видимости. Было принято решение разбить лагерь на леднике под перевалом и ожидать «окна». При этом были израсходованы все мало-мальски накопленные запасы времени – дальше по плану предстояло проходить 2 определяющих препятствия. Запаса по времени практически не было – в случае ухудшения погоды или каких-либо иных технических проблем, группа рисковала попасть в ситуацию, когда она не могла по объективным причинам пройти локальное препятствие, а простейшего выхода в цивилизацию по расстоянию и времени уже не оставалось. В сложившейся ситуации, было принято решение отказаться от прохождения части маршрута (пер. Маашей – вер. Тамма – пер. Тамма – река Карагем – озеро Абыл-Оюк – пер. Надежды – река Мажой) и выходить к конечной точке маршрута (пос. Чибит) кружным путем: через а/л Актру – долину р. Бол. Аутру – р. Корумду – р. Куркурек – оз. Караколь – р. Мажой. Далее, после переправы группы через реку Мажой, было решено не рисковать, спускаясь к остаткам Мажойского моста (трос через реку), и обойти его через перевал Орой и далее к поселку Чибит.

Маршрут с указанными выше сокращениями (по факту) пройден всеми участниками полностью.

2 График движения и технический отчет

2.1 График движения

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

10.08

1.1

Мост через реку

12:15 – 13:00

11 км

Тропа

После дождя тропа

1 день

Чуя (ниже по

13:20 – 14:10

+600 м

размокает. Над

течению поселка

14:30 – 15:20

водопадами на реке

Чибит) – долина

15:30 – 16:30

Орой (р. Колмеш) –

реки Орой

17:00 – 17:50

ягодные места!

(р. Колмеш

18:00 – 18:45

приток р. Орой)

ЧХВ:

5 ч (300 мин)

Всего

5 ч 00 мин

11 км,

+600 м

11.08

2.1

Долина реки Орой

8.00 - 8.50

6 км

Подъем – тропа, от коша до перевала дорога.

На коше можно

2 день

– перевал Орой

9:00 – 9:45

+505 м

закупить продукты –

(н/к)

10:15 – 10:30

цены немаленькие.

ЧХВ:

1 ч 50 мин

2.2

Пер. Орой –

10:45 – 11:35

8.5 км

Спуск – тропа.

-

река Ештыкол

11:45 – 12:30

-400 м

ЧХВ:

1 ч 35 мин

2.3

Река Ештыкол –

14:30 – 15:00

11 км

Спуск по реке Ештыкол – тропа, подъем по реке

Тропа сильно

река Шавла

15:10 – 16:00

-165 м

Шавла – тропа.

размокает при дожде.

16:10 – 17:00

+120

17:10 – 18:30

ЧХВ:

3 ч 30 мин

Всего

6 ч 55 мин

25.5 км,

+625 м

-565 м

12.08

3.1

Река Шавла –

8:30 – 9:20

9 км

Подъем – тропа

-

3 день

оз. Шавлинское.

9:30 – 10:20

+200 м

11:30 – 12:00

12:20 – 12:45

ЧХВ:

3 ч 25 мин

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

3.2

оз. Шавлинское –

14:35 – 14:50

7 км

Подъем – тропа. При выходе в цирк над В.

Обход В.

оз.В. Шавлинское

15:10 – 16:00

+420 м

Шавлинским озером тропа постепенно

Шавлинского озера по

– цирк над В.

16:10 – 17:00

«растворяется», переходя в курумы и невысокие

завалам из больших

Шавлинским

17:10 – 17:50

стланики.

камней – тропы нет.

озером

18:00 – 18:30

ЧХВ:

3 ч 05 мин

Всего

6 ч 30 мин

16 км,

+620 м

13.08

4.1

Цирк над В.

6:00 – 6:50

5 км

Курумники горизонтальные и наклонные местами

В связи с выявленной

4 день

Шавлинским

7:00 – 7:30

+870 м

заросшие кустами высотой до пояса, луговая

по факту

озером – взлет

8:10 – 9:00

растительность – от места ночевки до выхода на

прохождения

под пер. Мечта

9:10 – 10:00

морены под ледником. Осыпные склоны морен при

перевала камне-

10:50 – 18:00

выходе на язык ледника. Открытый ледник

опасностью, не

ЧХВ:

практически до перевального взлета. Закрытый

рекомендуется

10 ч 10 мин

ледник перед перевальным взлетом – есть

повторять путь

трещины. Снежно-ледовый склон. Бергшрунд – до

движения группы,

бергшрунда движение с одновременной страховкой

описанный в отчете.

в связках. От бергшрунда до перевальной

Лучше выбрать

седловины ледовый склон провешен перилами – 6

вариант подъема

веревок.

правее вдоль скал.

Всего

10 ч 10 мин

5 км,

+870 м

14.08

5.1

Спуск с пер.

6:30 – 11:00

13.5 км

От перевальной седловины на спуск провешено по

До обеда кулуар

5 день

Мечта в долину

11:15 – 12:00

-1230 м

кулуару: 2 веревки по скально-осыпным склонам, 3

находится в тени.

реки Камрю

ЧХВ:

веревки по ледовому склону. На скалах везде есть

Прохождение кулуара

5 ч 15 мин

места под петли на выступах (местами имеются

рекомендуется в это

старые петли и скальные крючья). На льду везде

время суток, т.к.

делали крепление на ледобурах, последний

после появления

спускался на самовыкруте. Далее выход на ледник

солнца на склонах

по осыпным склонам – движение плотными

вероятны камнепады!

группами (опасаться схода камней). Ледник

открытый – трещин немного и все они обходятся.

После спуска с ледника движение по осыпным

склонам морен, луговая растительность.

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

5.2

Долина реки Камрю – оз. Камрю

15:00 – 15:50

16:00 – 16:50

17:00 – 17:50

18:05 – 19:00

19:10 – 19:30

ЧХВ:

3 ч 45 мин

Луговая растительность постепенно переходящая в кусты и низкие деревца. В зоне леса местами встречается тропа, но постоянно пропадает. Двигались по левому (орографически) берегу реки

– возможно тропа есть на правом берегу. Озеро Камрю обошли по левому берегу над кромкой воды

– курумники. Стоянки в устье озера плохие. Брод с левого на правый берег в устье озера возможно есть, но нами не найден.

В верхней части озера нужно переходить на правый берег – там есть тропа по берегу озера. Бревна через реку имеются.

Всего

9 ч 00 мин

13.5 км

-1230 м

15.08

6 день

6.1

Оз. Камрю – р. Карагем

8:00 – 9:00

10:00 – 10:50

11:00 – 12:00

ЧХВ:

2 ч 50 мин

3 км

-295 м

Навесная переправа на правый берег в устье озера. Первого переправили без рюкзака чуть ниже устья по камням. Крепление навесной переправы на деревьях. От стоянок на правом берегу в устье озера тропа, которая постепенно пропадает в селевых выносах. Движение по старой заброшенной тропе, много завалов и густо- заросших участков леса. Спуск в русло реки Камрю по осыпным склонам, далее движение по руслу (крупные и средние камни) до р. Карагем. Обозначенного на карте моста через реку Камрю нет, но имеются хорошие бревна - переход через р. Камрю на левый берег по ним.

В месте где тропа пропадает (заброшена), нужно спускаться в русло реки и идти по нему (там имеются сложенные из камней туры). Стоянки на р. Карагем в месте впадения р. Камрю плохие – лучше стоять на озере.

Всего

2 ч 50 мин

3 км

-295 м

16.08

7 день

7.1

Лодина реки Карагем - Карагемская поляна

7:30 – 8:20

8:30 – 9:20

9:50 – 10:40

11:00 – 11:45

12:00 – 12:30

ЧХВ:

3 ч 45 мин

11 км

+195 м

Подъем – тропа. Брод через р. Карагем на разливах напротив Карагемской поляны – движение группами по 2-3 человека.

-

7.2

Карагемская поляна – долина р. Калынагач

16:45 – 17:15

17:20 – 18:00

ЧХВ:

1 ч 10 мин

3.5 км

-40 м

Брод через р. Йолдоайры напротив Карагемской поляны, группами по 4 человека. Далее спуск по дороге переходящей в тропу. Местами идет по руслу боковых притоков реки Карагем. У ответвления долины р. Калынагач дорога растворяется. Движение по стланикам и луговой растительности.

От Карагемской поляны по левому берегу р. Карагем, практически до дол. р. Калынагач, имеется не обозначенная на карте дорога.

Всего

4 ч 55 мин

14.5 км

+195 м

-40 м

17.08

8 день

8.1

Долина реки Калынагач

8:00 – 8:50

9:00 – 9:50

10:00 – 10:50

11:00 – 11:30

13:30 – 14:20

14:30 – 15:30

ЧХВ:

4 ч 50 мин

11 км

+1200 м

Движение на подъем по правому (орографически) берегу р. Калынагач до ледника. Сначала по заросшим мхом курумам по мощному лесу, постепенно лес переходит в альпийские луга и курумники. Далее осыпные склоны морен под ледником. Цирк пер. Анитим из дол. р. Калынагач не виден – отворот по бараньим лбам влево по ходу движения от основной долины в месте где она практически упирается в хребет. Перевальный взлет перевала ледово-осыпной, сильно сыпет. Обошли по правым (по ходу движения) скально- осыпным склонам – движение плотными группами.

Тропы нет. Местные говорят, что ее там никогда и не было в принципе! От границы леса до ледника много смородины.

8.2

пер. Анитим - цирк под пер. Талдуринский

15:45 – 16:55

17:15 – 18:00

18:10 – 18:45

ЧХВ:

2 ч 30 мин

4 км

-300 м

Спуск с перевальной седловины на ледник – осыпной склон. Ледник открытый. От нижнего края ледника движение по осыпным склонам переходящим в курумы по правому берегу реки ближе к цирку пер. Талдуринский.

-

Всего

7 ч 20 мин

15 км

+1200 м

-300 м

18.08

9 день

9.1

Дневка

ЧХВ:

0 мин

0 км

-

Вынужденное место для дневки: ягод, грибов – нет.

Всего

0 ч 0 мин

0 км

19.08

10 день

10.1

Цирк под пер. Талдуринский – р. Оштуайры

5:45 – 6:00

6:20 – 7:15

ЧХВ:

1 ч 10 мин

3 км

-395 м

Спуск – луговая растительность. Перешли на правый берег реки, потом вернулись на левый берег. Спуск к р. Оштуайры по средним курумам.

Изначально не нужно переходить на правый берег реки.

10.2

р. Оштуайры - лед. Оштуайры

7:30 – 8:15

8:30 – 9:20

9:30 – 9:50

ЧХВ:

1 ч 55 мин

3.5 км

+895 м

Подъем по осыпным склонам боковой морены под язык ледника (левые склоны по ходу движения), обходя бараньи лбы. У ледового грота в языке ледника переход с правого берега вытекающей из ледника реки на левый вброд. Ледник открытый.

-

10.3

Пер. Тюнь Вост.

10:00 – 14:30

ЧХВ:

4 ч 30 мин

Взлет перевала снежно ледовый в нижней части и сн-лд-ск-ос в верхней. На горизонтальной части ледника связались – движение к маленькому бергу с одновременной страховках в связках. От берга провесили 2 веревки перил по льду на ледобурах. Далее до перевальной седловины 1.5 веревки по заснеженному скально-осыпному склону (крепление на петлях за выступающие камни). Седловина перевала – узкий скально-осыпной гребень.

Движение на перевал с утра пока склон в тени – после обеда возможна камнеопасность

10.4

Пер. – долина реки Тюнь Вост

15:50 – 16:40

16:50 – 17:40

17:50 – 18:30

ЧХВ:

2 ч 20 мин

5 км

-600 м

Спуск с перевала – скально-осыпной склон протяженностью 100-150 м. Идется ногами – необходимости в провешивании перил нет. Ледник под перевальным взлетом открытый. По леднику двигались придерживаясь левого по-ходу движения края. От ледника до места ночевки – движение по осыпным склонам переходящим в луговую растительность.

Перевал односторонний - перевальный взлет со стороны р. Тюнь В. Не требует технической работы.

Всего

9 ч 55 мин

11.5 км

+895 м

-995

20.08

11 день

11.1

Дол. Реки Тюнь Вост

6:00 – 6:50

7:00 – 7:50

8:00 – 8:50

9:00 – 10:00

ЧХВ:

3 ч 30 мин

10 км

-300 м

+400 м

-100 м

Спуск – скальные заросшие лугами лбы, курумники заросшие растительностью. Подъем по берегу реки

– луговая растительность, перед выходом в цирк под пере. Узургу З. завал из огромных валунов.

11.2

Пер. Узургу Зап.

12:15 – 13:30

13:50 – 14:30

ЧХВ:

1 ч 55 мин

Подъем на взлет перевала Узургу З. – осыпной склон. Ярко выраженной седловины у перевала Узургу З. – нет. Есть несколько равноправных седловин – перемещение между ними по скальному гребню свободное. Спуск с перевала на ледник в дол. р. Узургу – осыпной склон, движение плотной группой (возможен спуск камней). Движение к лед. по моренам – осыпные склоны. Ледник открытый.

Для спуска выбрали самую правую по ходу движения седловину – с нее спуск наиболее прост.

11.3

пер Сибстрин Ложный - пер. Сибстрин

14:45 – 15:40

15:50 – 17:15

17:30 – 18:10

ЧХВ:

3 ч 00 мин

1.5 км

+400 м

Подъем по осыпному склону – движение плотной группой, склон очень «живой», местами камни лежат непосредственно на льду. Седловина пер. Сибстрин Ложный находится выше седловины пер. Сибстрин. Движение от ложного к основному перевалу по снежно-скальному склону с самостраховкой ледорубом.

-

Всего

8 ч 25 мин

11.5 км

+800 м

-400 м

21.08

12 день

12.1

Пер. Сибстрин - нижняя часть взлета пер.

Девяти по лед. Б. Талдуринский

5:45 – 7:30

ЧХВ:

1 ч 45 мин

4 км

-100 м

+300 м

Закрытый ледник – движение в связках.

Предпочтительно проходить плато лед. Б. Талдуринский рано утром – снег скорее всего раскисает.

12.2

пер. Девяти

8:00 – 12:30

ЧХВ:

4 ч 30 мин

Подъем на пер. Девяти – снежно-ледовый склон. Провешено вверх 6 веревок по льду (крепление на ледобурах), 1 веревка по льду (крепление на ледобурах) - наклонный траверс под скалами, 2 веревки по сн-лд склону – выполаживание к перевальной седловине (крепление на петлях за скальные выступы). Седловина перевала широкая – возможна ночевка.

Пер. односторонний – определяющая сторона с

лед. Б. Талдуринского

12.3

Спуск с пер. Девяти по Софийскому леднику в долину реки Аккол

13:15 – 14:00

14:10 – 15:00

15:10 – 16:00

16:10 – 17:00

ЧХВ:

3 ч 15 мин

11 км

-1150 м

Спуск: закрытый ледник – движение в связках, местами пришлось перепрыгивать трещины. Ледник ровный, без ярко выраженных перепадов и ледопадов в верхней и средней частях. Движение по центру, постепенно к нижней части забирая на правую сторону ледника. Спуск с ледника на морены правого края. Далее спуск по моренам по осыпным склонам до конца ледника.

В нижней части ледника уходить на правый край – не пытаться идти по центру и левому краю до конца ледника.

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

Всего

9 ч 30 мин

15 км

+300 м

-1250 м

22.08

13.1

Долина реки

8:30 – 9:20

8.5 км

От места ночевки – брод на левый берег реки

-

13 день

Аккол

9:30 – 10:20

-150 м

Аккол, далее спуск по тропе (помечена турами из

10:30 – 11:15

камней) идущей все время по левому

11:25 – 12:15

(орографически) берегу реки до коша на слиянии с

ЧХВ:

рекой Тура-Оюк.

3 ч 15 мин

13.2

Долина реки

15:00 – 15:45

5.5 км

Подъем – тропа по левому (орографически) берегу

-

Тура-Оюк –

16:00 – 16:45

+480 м

реки Тура-Оюк.

оз. Тура-Оюк

16:50 – 17:00

ЧХВ:

1 ч 40 мин

Всего

4 ч 55 мин

14 км

-150 м

+480 м

23.08

14.1

Оз. Тура-Оюк -

7:30 – 8:20

3.5 км

Подъем – курумники переходящие в осыпные

-

14 день

пер.

8:30 – 8:55

+400 м

склоны моренных валов. Взлет перевала – осыпной

Ленинградский

9:00 – 9:35

склон, седловина перевала – широкий осыпной

ЧХВ:

гребень.

1 ч 50 мин

14.2

Спуск с пер.

10:00 – 10:50

11.5 км

Спуск – осыпной склон, движение плотной

Каньон в нижней

Ленинградский -

11:00 – 11:30

-960 м

группой. Выход на боковую морену ледника и по

части спуска

в долину реки

11:45 – 12:15

ее гребню спуск к нижней части языка ледника.

прекрасно обходится

Талдура

ЧХВ:

Далее движение по курумникам и осыпным

и справа и слева.

1 ч 50 мин

склонам старых морен постепенно переходящих в

Спускаться по

альпийские луга. Ступень непосредственного

каньону смысла нет.

сброса в дол. р. Талдура прошли по травянистым

склонам левее каньона.

14.3

Долина реки

14:30 – 15:20

Брод через реку Талдура с правого на левый

-

Талдура

15:30 – 16:20

орографически берег в месте широкого разлива.

16:30 – 17:20

Далее – дорога идущая мимо кошей.

17:30 – 17:45

ЧХВ:

2 ч 45 мин

Всего

6 ч 25 мин

15 км

+400 м

-960 м

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

24.08

15.1

Долина реки

8:00 – 8:50

23 км

Движение по тропе, потом по дороге вплоть до

Переходить через

15 день

Талдура

9:00 – 9:50

-120 м

кошей под пер. Карагемский.

мост на правый берег

10:00 – 10:30

+400 м

реки не нужно – часть

10:40 – 11:00

без дороги имеет

ЧХВ:

хорошую тропу

2 ч 30 мин

15.2

Долина реки

11:15 – 12:10

Движение по тропе. Постепенно тропа

-

Джело

14:30 – 15:20

растворяется переходя в каменистое русло реки

15:30 – 16:20

Джелло. Альпийские луга.

16:30 – 17:30

ЧХВ:

3 ч 30 мин

Всего

6 ч 00 мин

23 км

-120 м

+400 м

25.08

16.1

Дол. Реки Джело -

8:20 – 9:10

8 км

Подъем по тропе и травянистым склонам, осыпные

-

16 день

пер. Купол (через

9:20 – 10:10

+1060 м

склоны, скально-осыпные склоны, снежно-ледовые

вершину)

10:20 – 11:30

поля.

14:30 – 15:20

ЧХВ:

3 ч 20 мин

16.2

Спуск в долину

15:30 – 15:50

5 км

Снежно-ледовый склон (одели кошки, но в

Спуск к а/л Актру

реки Б. Актру (а/л

16:00 – 16:20

-1460 м

принципе они не нужны). Скально-осыпные

нужно идти по

Актру)

16:30 – 18:30

склоны.

«правильному»

ЧХВ:

кулуару!

2 ч 40 мин

Всего

6 ч 00 мин

13 км

+1060 м

-1460 м

26.08

17 день

17.1

а/л Актру (дневка)

ЧХВ:

0 ч 00 мин

0 км

Дневка

-

Всего

0 ч 00 мин

0 км

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

27.08

18.1

а/л Актру -

6:00 – 6:50

8 км

Подъем по тропе от а/л Актру. Ледник Б. Актру в

-

18 день

лед. Б. Актру

7:00 – 7:30

+1200 м

нижней части открыт. Начиная со средней части –

(полудневка)

7:40 – 8:30

закрытый ледник.

8:50 – 9:40

9:50 – 10:20

ЧХВ:

3 ч 20 мин

Всего

3 ч 20 мин

8 км

+1200 м

28.08

19.1

Лед. Б. Актру -

6:00 – 6:50

16 км

Верхняя часть лед. Б. Актру – закрытый ледник,

19 день

а/л Актру

7:00 – 7:55

+360 м

движение в связках, средняя и нижняя часть –

8:20 – 9:10

-1600 м

открытый ледник – самостраховка ледорубом.

9:30 – 10:30

Ниже ледника – движение по тропе.

10:40 – 11:30

11:40 – 12:30

12:40 – 13:30

ЧХВ:

6 ч 05 мин

19.2

а/л Актру –

15:30 – 16:20

Движение по дороге

дол. Р. Б. Актру

16:30 – 17:30

ЧХВ:

1 ч 50 мин

Всего

7 ч 55 мин

16 км

(5 км)

+360 м

-1600 м

29.08

20.1

Долина реки Б.

9:00 – 9:50

27 км

Движение по дороге

-

20 день

Актру

10:00 – 10:50

-400 м

11:00 – 11:50

+225 м

ЧХВ:

2 ч 30 мин

20.2

Река Корумду –

12:00 – 12:50

Движение по дороге

-

река Куркурек –

14:20 – 15:00

оз. Караколь

15:10 – 16:00

16:10 – 16:55

17:00 – 17:30

17:55 – 18:40

ЧХВ:

4 ч 20 мин

Дата День пути

№ уч-ка пути

Название участка

Время

Расстоя- ние* и перепад высот

Описание участка

Примечания

1

2

3

4

5

7

8

Всего

6 ч 50 мин

27 км

-400 м

+225 м

30.08

21.1

Оз. Караколь –

7:00 – 7:50

5.5 км

Движение по дороге.

Через р. Мажой

21 день

река Мажой

8:00 – 8:50

+55 м

наведены бревна

ЧХВ:

-260 м

вместо разрушенного

1 ч 40 мин

моста.

21.2

Река Мажой –

9:00 – 9:50

13 км

Движение по дороге

-

река Карасу -

10:00 – 10:50

+580 м

пер. Орой

11:00 – 11:50

12:00 – 12:50

13:00 – 13:15

ЧХВ:

3 ч 35 мин

21.3

Пер. Орой –

15:00 – 15:50

13 км

Спуск по тропе до Оройского моста, переход реки

-

Оройский мост

16:00 – 16:50

(7 км)

Чуя по мосту, дальше движение по дороге.

через реку Чуя –

17:00 – 17:50

-1110 м

пос. Чибит

18:00 – 19:00

ЧХВ:

3 ч 30 мин

Всего

8 ч 45 мин

31.5 км (25.5 км)

+635 м

-1370 м

Всего за поход:

130 ч 40 мин

289 км

(272 км)

* - Горный коэффициент – 1.2 (в скобках указаны километры, которые идут в зачет – учитывая повторно пройденное расстояние)

Итого: Пройдено километров: 272 км – в зачет, 289 км – с учетом повторно пройденного пути. Набор высоты: 11165 м. Чистое ходовое время (ЧХВ): 130 часов 40 минут.

2.2 Высотный профиль похода

2.3 Техническое описание прохождения маршрута

День 0

Маршрут: Новосибирск – поселок Чибит.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

09.08.2012

-

-

-

-

Ясно, дождь, ясно

При получении багажа в аэропорту Новосибирска были обнаружены первые потери: при перелете были деформированы

до неузнаваемости банки с упакованными в них продуктами (топленое масло, мясо в сале и сало с чесноком). Пришлось устраивать «спасработы» и спешно спасать последствия «стихийных разрушений» причиненных турецкими авиалиниями. Погрузились в заказанный микроавтобус «Биалтура» на котором доехали до Бийска (Фото 1), где пообедали, докупили недостающие продукты, перегрузились в другую машину на которой ехали до начальной точки маршрута – поселка Чибит. По пути в Горно-Алтайске зарегистрировались в МЧС (Поисково-спасательный отряд МЧС Республики Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13, номер 270 в журнале регистрации) и купили сим-карту местного МТС (при регистрации в МЧС просят указать номер телефона, не российские номера просят не давать). По пути попытались оптимизировать время – распаковать докупленные продукты (Фото 2). В связи с задержками по дороге, выгрузились у моста через реку Чуя (ниже поселка Чибит) только в 12 ночи. В темноте, при свете фонариков, перешли по мосту на левый (орографически) берег реки Чуя и в леске напротив моста остановились на ночевку. Утомленные дорожной суетой – спали все хорошо!

Фотографии дня:

Фото 1 – Дорожные будни

Фото 2 – Упаковка докупленных продуктов на ходу

День 1

Маршрут: Мост через реку Чуя (ниже по течению поселка Чибит) – долина реки Орой.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

10.08.2012

11

+600 м

6 ч 30 мин

5 ч

Переменная облачность

Рисунок 1. Орографическая схема 1-го дня пути

Техническое описание дня:

Как и следовало ожидать, здоровый сон, после дорожных волнений, подействовал расслабляюще. Для того чтобы войти в

«тонус» - пришлось заметно напрячься! Раннего подъема не получилось. При дневном свете обозрели мост и окрестности (фото 5) в которых выгрузились ночью. Встали в 9:00 и занялись доупаковкой продуктов (Фото 3) и их окончательным распределением, сбором лагеря. Неспешно позавтракали и вышли в 12:15 (фото 4). Дальнейшее движение - по тропе левого (орографически) берега р. Чуя. Вначале идет дорога до кошей расположенных напротив пос. Чибит – местами она идет по песчано-галечным пляжам русла старицы, поэтому пришлось немного полазить по прибрежным кустам и уступам. Перед кошами она выходит на луга (фото 6). После кошей дорога постепенно вырождается в тропу. За переход дошли до поворота реки напротив пос. Чибит, тут имеется разрушенный мост (от него остались только бетонные опоры и стальной трос). Далее тропа, петляя, взбирается на склоны, уходя от берега реки – обходит верхом каньон на р. Чуя. Дальше по в хвойном лесу идет хорошая тропа, набитая лошадьми. За 3 переходы дошли к р. Орой. Врожденная жадность пересилила разум и мы попытались сократить петлю тропы, которая делает крюк к кошам у Оройского моста, и выйти сразу повыше. Попытка не вполне удалась и, побродив по кущам (потеряв на этом час времени), забравшись на скальные выступы мы осмотрели панораму долины реки Чуя (фото 7), но в конце-концов вышли на ту же тропу – сокращение себя не оправдало, но внесло определенное разнообразие. Еще за 2 перехода вышли к притоку Ороя – р. Колмеш, где и остановились на стоянку в 18:45. Место довольно ягодное – много черники и брусники, встречается голубика

Фотографии дня:

Фото 3 – утро после 1-й ночевки

Фото 4 – Группа на мосту через р. Чуя (ниже пос. Чибит)

Фото 5 – Мост через р. Чуя ниже пос. Чибит

Фото 6 – Дорога по левому берегу р. Чуя

Фото 7 – Вид на дол. р. Чуя с начала дол. р. Орой в сторону пос. Чибит

День 2

Маршрут: долина реки Орой - пер. Орой (н/к) – река Ештыкол – река Шавла

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

11.08.2012

25.5

+625 м

-565 м

10 ч 30 мин

6 ч 55 мин

Переменная облачность,

во второй половине дня - дождь

Рисунок 2. Орографическая схема 2-го дня пути

Техническое описание дня:

Подъем в 6:00, выход со стоянки в 8:00. Подъем продолжается по тропе правого (здесь и далее по тексту отчета, если это не указано дополнительно, стороны рек и долин указаны в орографическом понимании) берега р. Орой. Через пол часа подъема тропа переходит с правого на левый берег (фото 8), тут начинается ряд мест с хорошими стоянками – ягодные места сразу начинают сходить на нет, что логично. За 2 перехода поднялись до коша под пер. Орой (фото 9). Закупили молока (фото 10) и в 10:30 вышли на перевал Орой (фото 11). От коша через перевал в дол. р. Ештыкол идет дорога (фото 12), которая постепенно превращается в лошадиную тропу, идущую по правому берегу р. Ештыкол. Мы пересекли по камням р. Ештыкол, перебравшись на левый берег, и далее по тропе, идущей по осыпным склонам (фото 13), продолжили спуск. В 12:30, пройдя полтора перехода от пер. Орой, остановились на обед на тропе. Пообедав, продолжили спуск дальше по тропе. Тропа везде хорошая и сильно захоженная. Во всех местах, где она пересекает какие-либо притоки или ручьи, втекающие в р. Ештыкол, есть перекинутые бревна (фото 14 – переправа через левый приток, р. Шабага). После обеда погода начала неуклонно портиться и к вечеру начался дождь, тропа размокла и превратилась в болото. За 3 перехода перешли из долины р. Ештыкол в дол. р. Шавла. Места не очень пригодные для стоянки, но погода и время вынудили искать стоянку – нашли что-то похожее на берегу реки среди хвойного леса, много мха и довольно сыро. В 18:30 остановились на ночевку (фото 15). Всю ночь шел дождь. Пришлось заниматься «борьбой за живучесть палатки» - идеальной площадки под палатку не нашлось, а продавленный мох способствовал накоплению воды под днищем палатки. Испытание пройдено успешно – сделаны выводы об особенностях установки шатра на различных формах рельефа

Фотографии дня:

Фото 8 – Тропа в дол. р. Орой к пер. Орой

Фото 9 – Группа у коша под пер. Орой

Фото 10 – Кош под пер. Орой

Фото 11 – группа выходит по дороге на пер. Орой от коша

Фото 12 – Дорога в дол. р. Ештыкол с пер. Орой

Фото 13 – тропа по дол. р. Ештыкол

Фото 14 – переправа по бревнам через приток р. Ештыкол - р. Шабага

Фото 15 – место ночевки в дол. р. Шавла

День 3

Маршрут: река Шавла - Н. Шавлинское озеро – В. Шавлинское озеро – цирк над В. Шавлинским озером.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

12.08.2012

16

+620 м

10 ч

6 ч 30 мин

Переменная облачность,

дождь

Рисунок 3. Орографическая схема 3-го дня пути

Техническое описание дня:

Утром дождь прекратился, прибавив настроения слегка приунывшим участникам ночных заплывов по палатке. Встали в 6:00. Вышли со стоянки в 8:30. Поднимаемся по тропе по правому берегу р. Шавла (фото 16, 17). Тропа после дождя размокшая, но виды долины реки неуклонно радуют своими красками и насыщенностью (фото 18). Кроме того, на встречаемых стоянках есть возможность пополнить съестные запасы различными разносолами как-то: картошка свежая и практически не мороженная, рис и макароны необычайно аппетитного вида. Хорошо, что всего этого оставляют не ящиками – иначе у группы могли возникнуть серьезные проблемы… За 3.5 перехода от места ночевки поднимаемся к Шавлинскому озеру (фото 19). По тропе правого берега выходим на стоянки перед «местом силы» (фото 20) и останавливаемся на обед в 12:45. Удается даже частично просушить шатер. В 14:35 выходим дальше по тропе. За 2 часа поднимаемся к оз. В. Шавлинскому (фото 21). Обходим озеро по правому берегу (фото 22). Тропа прерывается у каменного хаоса на правом берегу и появляется только после его окончания. По завалу пришлось попрыгать почти час. После завала тропа заболочена, в верхней части озера у границы леса имеются хорошие стоянки, но нам надо подняться поближе к перевалу, поэтому продолжаем подъем на взлеты морен от озера по тропе (фото 22 – желтая стрелка). В 18:30 останавливаемся на ночевку, на терассе - в цирке над оз. В. Шавлинское.

Фотографии дня:

Фото 16 – тропа в дол. р. Шавла

Фото 17 – тропа в дол. р. Шавла

Фото 18 – Озеро в дол р. Шавла

Фото 19 – Шавлинское озеро (вид снизу вверх)

Фото 20 – Шавлинское озеро (вид от «места силы»)

Фото 21 – Вид на Шавлинское озеро с оз. В. Шавлинское

Фото 22 – Озеро В. Шавлинское

День 4

Маршрут: цирк над В. Шавлинским озером - пер. Мечта (3225 м).

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

13.08.2012

5

+870 м

12 ч

10 ч 10 мин

ясно

Рисунок 4. Орографическая схема 4-го дня пути

Полезные точки:

Объект

Широта

Долгота

Высота

1

Перевал Мечта (2Б)

N50°02.428'

E87°28.492'

3225 м

Техническое описание дня:

Ранний подъем в 4:00, выходим в 6:00. Позади наконец-то видна панорама Шавлинских озер (фото 23). Тропы нет – идем по заросшим моренным валам и курумникам. В предыдущий день в потемках забрались слегка правее (по ходу движения), чем нужно, поэтому обходим скальный контрфорс с права налево (фото 24) и углубляемся в долину ледника под пер. Мечта (фото 25). Почти под ледником есть хорошие ровные стоянки. В 7:30 подошли под ледник, надели кошки и в 8:10 вышли на него (фото 26). Ледник открытый, ровный (фото 27, 28, 29). За 2 перехода от выхода на ледник, вышли под взлет пер. Мечта (фото 30). Одели системы (фото 31), перекусили. Путь, описанный предыдущими группами (обозначен зеленой линией на фото 32), показался нам с одной стороны излишне затянутым, а с другой – камнеопасным, т.к. склоны под скалами испещрены черными «потеками» и следами чего-то падавшего. Решили идти по более прямому пути, показавшемуся нам более предпочтительным (фото 32 – желтая линия) – короче и не видно следов обвалов. В 10:50 начали подъем в связках к бергшрунду (фото 33) – ледник с этого места закрытый. Обошли несколько трещин и подошли к бергшрунду без навешивания перил с одновременной страховкой (фото 34). От нижнего края бергшрунда начали провешивать перильные веревки (фото 35). 1-я веревка: спуск в бергшрунд (3-4 м), потом наклонный траверс вправо вверх – выход за верхний край бергшрунда (его узкая часть находится слева по ходу движения, а справа он раскрывается). Конец 1-й веревки пришелся на очень удачное (как оказалось впоследствии) место – станция на ледобурах под ледовой ступенькой высотой 1-1.5 м. Пока последний переходил бергшрунд, было провешена еще 1 веревка и 1-й работал на 3-й веревке вверх по льду. В этот момент из-за перегиба снежно-ледового склона вылетел весомый «чемодан» внушительных размеров, который пролетел почти параллельно левее по ходу движения верхних двух веревок перил, пересек перила (перелетев их) над нижней (на верхнем краю бергшрунда) базой и улетел вниз по склону (фото 32 – красная линия, примерная траектория полета камня). Никаких предпосылок к данному «явлению природы» не наблюдалось ни до ни после его появления – к счастью он был одинок, но морально группу он встряхнул и напряг. После этого перильные веревки (фото 36), по возможности, вешались как можно правее от его траектории движения. Склон чисто ледовый, трещины мелкие и проходятся без затруднений, в верхней части, перед выходом на седловину появляется плотный фирн со льдом (фото 37). Непосредственно перед седловиной имеется забитый снегом бергшрунд, видимый только справа по ходу движения у скал. На седловину перевала вышли в 18:00, провесив в сумме 6 перильных веревок. Скорость движения группы явно мала, что объясняется недостаточной «акклиматизацией» (группа еще не втянулась в походные условия) и большим весом рюкзаков, которые еще не успели облегчиться с начала похода. На седловине перевала есть озеро, перевальный тур расположен на узкой скально-осыпной перемычке у начала спуска в сторону дол. р. Камрю. Сняли записку группы туристов г. Москвы под руководством Сафонова Александра от 19 августа 2011 г. Остановились на ночевку и поставили палатку на широком ледовой гребне между озером и склоном по которому поднимались (фото 38). При детальном изучении окружающего рельефа был найден источник того «шального» камня (фото 39). При этом, весь относительно мелкий обломочный материал, по всей видимости, задерживается в рантклюфте, а крупные образцы имеют достаточный разгон, чтобы преодолеть его. Снизу данный скальный гребень детально не просматривается, обломочного материала и следов схода его на склоне под перевальным взлетом не наблюдалось, а те немногие следы, которые присутствовали, были отнесены нами как нечто свалившееся со скал правее перевального взлета. Поэтому спрогнозировать опасность выбранного нами пути по фактическим наблюдениям было субъективно затруднительно. Не рекомендуем наш вариант пути подъема к повторению, т. к. по вероятному направлению схода

камней – возможно попадание в зону «поражения» всего перевального взлета. Видимо имеет смысл подниматься на перевал по рекомендуемому предыдущими группами пути (зеленая линия на фото 32).

Фотографии дня:

Фото 23 – долина Шавлинских озер с места ночевки

Фото 24 – путь подъема к леднику в цирке под пер. Мечта

Фото 25 – нижний язык лед. под пер. Мечта

Фото 26 – выход на ледник

Фото 27 – путь подъема по леднику

<

Фото 28 – вид на пер. Мечта с ледника

Фото 29 – выход в цирк под перевальным взлетом

Фото 30 – взлет пер. Мечта

Фото 31 – група на фоне перевального взлета

Фото 32 – путь подъема на перевал (желтая линия), путь схода камня (красная линия), предполагаемый безопасный путь (зеленая линия)

Фото 33 – подъем в связках с одновременной страховкой под бергшрунд

Фото 34 – выход к бергшрунду

Фото 35 – 1-я веревка перил через бергшрунд

Фото 36 – перила выше бергшрунда

<

Фото 37 – перила перед выходом на седло перевала

Фото 38 – ночевка на седле перевала

Фото 39 – источник схода камней по пути подъема группы

День 5

Маршрут: пер. Мечта (3225 м) – долина реки Камрю – озеро Камрю.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

14.08.2012

13.5

-1230

13 ч

9 ч

Ясно, пасмурно, дождь

Рисунок 5. Орографическая схема 5-го дня пути

Техническое описание дня:

Подъем в 4:00, погода солнечная и ясная. В 6:30 начинаем спуск по кулуару от перевального тура (фото 40). От перевальной седловины вниз просматривается скально-осыпной склон постепенно переходящий в ледовый желоб. Радует экспозиция склона – до обеда кулуар находится в тени! Провешиваем 2 веревки перил по скально-осыпному склону (фото 41) – крепление на петлях за скальные выступы. Старые петли и скальные крючья местами присутствуют. После этого вешаем еще 3 веревки перил по ледовому желобу (фото 42, 43) – крепление на ледобурах (последний участник организует ледобурные самовыкруты). Скально-ледовый желоб выходит на осыпной склон (фото 44) по которому спускаемся ногами до ледника – движение плотными группами, чтобы не вызвать сброс камней на ниже идущих. На ледник спустились в 11:00 (фото 46). Ледник открытый, горизонтальный (фото 45). За 1 переход (фото 47, 49, 50) спускаемся с ледника на морены и с них на лужайки зеленой травы, где остановились в 12:00 на обед. После напряженных дней обед получился продолжительный, просушили все сырое и мокрое на солнце, вышли только в 15:00. Спускались по левому берегу реки (фото 51), луговая растительность, старые курумы. Перегиб долины со спуском в дол. р. Камрю – резкий сброс высоты (фото 52). Далее по долине спускались так же по левому берегу (фото 53) вплоть до оз. Камрю. У верхнего края озера через реку имеются бревна или можно легко перебродить с левого на правый берег реки. Погода резко портиться – начинается дождь, сильный порывистый ветер. Пока были бревна – каждое казалось не последним, потом не хотелось лезть в воду. Продолжили спуск по курумам левого берега озера. Вышли к его устью – переправы не нашли. Брод проблематичен – сильное течение и большая глубина у места вытекания реки из озера, дальше река втягивается в каньон. Тропы по левому берегу нет, склоны довольно крутые и куда приведут не ясно. Решили ночевать на левом берегу и утром разбираться с этой проблемой дальше. Стоянок на берегу озера нет – курумы опускаются в воду без выполаживания, в нижней части озера стоянки маленькие и неудобные. Спрятались от ветра в лесу и встали на ночевку в 19:30.

Фотографии дня:

Фото 40 – группа у перевального тура перед началом спуска

Фото 41 – 1-я веревка спусковых перил

Фото 42 – спуск по перилам на льду

Фото 43 – ледовая часть спускового кулуара

Фото 44 – путь спуска на ледник по осыпям

Фото 45 – ледник и долина в сторону озера Камрю

Фото 46 – группа на леднике под перевалным взлетом

Фото 47 – спуск по леднику

Фото 48 – вид на спусковой кулуар (путь спуска)

Фото 49 – язык ледника

Фото 50 – Вид на ледник из долины

Фото 51 – спуск по долине

Фото 52 – Спуск по долине

Фото 53 – спуск по долине к оз. Камрю

День 6

Маршрут: озеро Камрю – река Карагем (полудневка).

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

15.08.2012

3

-295

4 ч

2 ч 50 мин

Переменная облачность,

после обеда дождь

Рисунок 6. Орографическая схема 6-го дня пути

Техническое описание дня:

Подъем в 6:00, утром погода солнечная и ясная. По плану у нас должна быть дневка на слиянии р. Камрю и р. Карагем – куда мы вчера не дошли. Мрачное при вечернем дожде и ветре оз. Камрю играет совсем другими красками и выглядит значительно привлекательней (фото 56). Одновременно с приготовлением завтрака организуем навесную переправу (обходить вокруг озера показалось нам гораздо более утомительным занятием, чем переправа, учитывая протяженные курумники на берегах озера). Первого переправляем на целевой правый берег по камням в начале каньона, крепление переправы на деревьях у места вытекания реки из озера (фото 54, 55). В 9:00 все переправились на целевой берег (фото 57). На правом берегу озера прямо напротив места нашей ночевки отличные поляны и стоянки, но нам советовали идти на р. Карагем, ибо там должны быть «рыбные» места – охотничьи инстинкты возобладали и мы решили спускаться. Тем более, что по карте показана хорошая тропа и мы надеялись не особенно напрягаясь добежать по ней к месту предполагавшейся дневки. Тропа действительно есть (фото 58, 59), но показана она высоко над рекой, идущей по склонам, что не соответствует реальности. От стоянок на озере она идет, как и показано на карте (фото 58), но после того, как она выходит на луговые склоны (фото 59) и пересекает селевые выносы, она начинает значительно портится (как оказалось впоследствии, в этом месте надо было спуститься по этим выносам в русло реки и двигаться дальше по нему вниз – там имеются туры сложенные из камней, которые мы проглядели, быстро устремляясь к месту дневки), приобретает характер давно заброшенной (фото 60, 61). Видимо ею пользуются только звери – следов людей не видно давно. В конце-концов мы спустились в русло реки Камрю (фото 62) и по нему дошли до слияния рек, где перешли по бревнам (фото 64) на левый берег р. Камрю и поставили лагерь (фото 63) в 12:00. Видно, что с противоположного склона сошел огромный сель и превратил это, возможно когда-то очень живописное место в не очень привлекательное (фото 63). Побродив в окрестностях – ничего лучшего, к сожалению не нашли и стали там где было наиболее ровно (фото 65). После обеда погода испортилась – к вечеру пошел дождь.

Фотографии дня:

Фото 54 – группа на исходном берегу перед переправой

Фото 55 – навесная переправа

Фото 56 – оз. Камрю

Фото 57 – группа на фоне оз. Камрю после переправы

Фото 58 – тропа на спуске от оз. Камрю

Фото 59 – спуск к р. Карагем

Фото 60 – спуск по завалам к р. Карагем

Фото 61 – место впадения р. Камрю в р. Карагем

Фото 62 – спуск по руслу реки Камрю

Фото 63 – место стоянки

Фото 64 – переправа через р. Камрю по бревнам

День 7

Маршрут: река Карагем – Карагемская поляна – долина реки Калынагач.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

16.08.2012

14.5

+195

-40

10 ч 30 мин

4 ч 55 мин

ясно

Рисунок 7. Орографическая схема 7-го дня пути

Полезные точки:

Объект

Широта

Долгота

Высота

1

Мемориальная табличка Николаю Стельмаху

N49°99.089’

E87°62.238’

1973 м

Техническое описание дня:

Подъем в 5:00, выход в 7:30. Погода солнечная и ясная. По хорошей тропе правого берега поднимаемся вверх по долине р. Каргем в сторону Карагемской поляны (фото 66, 67, 68). За 4 перехода к 12:30 выходим на Карагемскую поляну (фото 71), перебродив р. Карагем на разливах напротив поляны (фото 72) группами по 2-3 человека. Одной из задач, которые стояли перед нашей группой, была установка мемориальной таблички нашему старшему товарищу Николаю Стельмаху, погибшему в этих местах в 2008 году. Одно из оговоренных заранее мест установки – Карагемская поляна. Останавливаемся на обед (фото 73) рядом с единственным на Карагемской поляне камнем (фото 74). Пока готовим обед, пытаемся установить на этот камень мемориальную табличку, но местная «администрация» явно не одобряет наших действий. Поэтому решаем не идти на конфликт в этом вопросе, и отряжаем экспедицию из 3-х человек к другому оговоренному месту, остальные остаются для просушки вещей и готовки обеда на поляне. Ребята возвращаются только к четырем часам дня. Табличка (фото 76) установлена (фото 75), ее точное местонахождение указано в таблице Полезных точек данного дня пути. По быстрому допив чай и собравшись, выходим вниз по левому берегу р. Карагем. Напротив Карагемской поляны моста или перехода через реку Йолдоайры нет, поэтому бродим с ее правого на левый берег группами по 4 человека (фото 77). На левом берегу к долине реки Калынагач идет не указанная на нашей карте дорога (видимо ею пользуются для заготовки дров), воспользовавшись ею (фото 78, 79) быстро спускаемся к впадению дол. р. Калынагач в дол. р. Карагем (фото 69, 70). Дорога резко заканчивается немного не дойдя до нужного нам места. Проходим немного по стланику и становимся на стоянку в 18:00. В окрестностях стоянки много грибов и брусники.

Фотографии дня:

Фото 65 – место полудневки

Фото 66 – утро на тропе

Фото 67 – тропа к Карагемской поляне

Фото 68 – долина р. Карагем

Фото 69 – дол. р. Калынагач

Фото 70 – путь в долине р. Калынагач

Фото 71 – Карагемская поляна

Фото 72 – брод через р. Карагем напротив Карагемской поляны

Фото 73 – Обед на Карагемской поляне

Фото 74 – Единственный валун на Карагемской поляне

Фото 75 – вид в сторону места установки таблички с Карагемской поляны

Фото 76 – Памятная табличка Николаю Стельмаху

Фото 77 – Брод через реку Йолдоайры у Карагемской поляны

Фото 78 – дорога к дол. р. Калынагач

Фото 79 – путь по дороге к дол. р. Калынагач от Карагемской поляны

День 8

Маршрут: долина реки Калынагач – перевал Анитим (3078 м) – цирк под перевалом Талдуринский.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

17.08.2012

15

+1200

-300

10 ч 45 мин

7 ч 20 мин

Переменная облачность,

дождь

Рисунок 8. Орографическая схема 8-го дня пути

Полезные точки:

Объект

Широта

Долгота

Высота

1

Перевал Анитим (1Б)

N49°52.613’

E87°36.680’

3078 м

Техническое описание дня:

Подъем в 6:00 (фото 80), выход в 8:00. Тропы по долине реки Калынагач – нет. Это нам подтвердили и местные жители на Карагемской поляне, в этом мы и лично убедились. В нижней части долины – высокий хвойный лес, который с ростом высоты постепенно мельчает и переходит в альпийские луга. Поднимаемся все время по правому берегу р. Калынагач. В нижней части обходим по верху (фото 81) земляные и скальные прижимы реки. Далее идем вдоль берега, придерживаясь в основном кромки воды (фото 82) – тропы нет, но идется все вполне свободно, особых завалов нет. За 3 перехода (фото 83, 84, 85) поднимаемся к границе леса и выходим на курумники старых морен (фото 86) обильно заросшие вплоть до самого ледника кустами черной смородины – это значительно осложняет нашу участь. В 11:30 останавливаемся на обед. После обеда в 13:30 продолжаем подниматься по моренным валам (фото 87) к отвороту влево по ходу движения (фото 88) – в висячую долину, где находится цирк пер. Анитим. Самого перевала из долины р. Калынагач не видно. После отворота в висячую долину проходим еще один поворот (фото 89) и выходим в цирк пер. Анитим (фото 90), под перевальный взлет вышли в 15:30. Перевал ледово-осыпной, но лед и снег сильно стаяли, по ледовым желобам все время летят камни, поэтому подниматься по ним не возникает никакого желания. В 15:45 выходим на правый, по ходу движения, скально- осыпной склон и, наклонно вверх траверсируя склон (фото 91), выходим на седловину перевала Анитим (фото 92, 93) в 16:55. Седловина – широкий осыпной гребень. Под седловиной в сторону дол. Калынагач есть снежник, места под палатки имеются – можно ночевать при желании. Сняли записку группы туристов из г. Кролевец Сумской обл., под руководством Шкура В.М., от 5 августа 2012 г. Погода начинает заметно портиться. В 17:15 начинаем спуск с перевала на ледник в сторону дол. р. Оштуайры. Характер склона: ск-ос. Никаких сложностей не представляет (фото 94).

Спускаемся с ледника (фото 95, 96). Под накрапывающим дождем быстро бежим по моренам и курумникам (фото 97) вниз по долине. На первой же поляне покрытой травой (фото 98) останавливаемся на ночевку в 18:45.

Фотографии дня:

Фото 80 – место ночевки

Фото 81 – начало дол. р. Калынагач

Фото 82 – дол. р. Калынагач

Фото 83 – Подъем вдоль р. Калынагач

Фото 84 – граница леса в дол. р. Калынагач

Фото 85 – дол. р. Калынагач

Фото 86 – выход на моренные валы

Фото 87 – морены в дол. р. Калынагач

Фото 88 – отворот долины к цирку пер. Анитим

Фото 89 – выход в цирк пер. Анитим

Фото 90 –взлет пер. Анитим

Фото 91 – подъем на пер. Анитим

Фото 92 – седловина пер. Анитим

Фото 93 – группа у тура на пер. Анитим

Фото 94 – группа на леднике после спуска с пер. Анитим

Фото 95 – путь к месту ночевки

Фото 96 – путь спуска с ледника

Фото 97 – путь спуска по долине

Фото 98 – место ночевки и путь последующего спуска в дол. р. Оштуайры

День 9

Маршрут: цирк под перевалом Талдуринский (дневка).

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

18.08.2012

0

0

0

0

Пасмурно, дождь, снег.

Техническое описание дня:

Погода испортилась основательно и надолго. Дежурный переставлял будильник, начиная с 5:00 с периодичностью на 1 час, пока не стало очевидно, что перерывы между зарядами дождя перемежаются только зарядами снежной крупы. Идти на пер. Тюнь В. в такую погоду явно не стоит, а подходить поближе к нему – только мочится без особого толка. Решаем ждать окна в погоде и переходить поближе к следующему перевалу, если получится. Весь день продолжалась непогода: туман, снег с ветром и дождем. Для поднятия боевого духа устроили занятия по ОФП – построили ветрозащитную стенку (фото 99). В обед к нам заглянули наши друзья из группы Алины Гавриловой – устроили посиделки в палатке, после чего проводили их (они возвратились в свой лагерь под пер. Талдуринский). К 17:30 погода стала налаживаться, в 18:00 небо растянуло полностью. Легли спать в надежде на то, что погода завтра не подведет.

Фотографии дня:

Фото 99 – место вынужденной дневки

День 10

Маршрут: цирк под перевалом Талдуринский – ледник Оштуайры – перевал Тюнь Вост. (3212 м) – долина реки Тюнь Вост.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

19.08.2012

11.5

+895

-995

12 ч 45 мин

9 ч 55 мин

ясно

Рисунок 9. Орографическая схема 10-го дня пути

Полезные точки:

Объект

Широта

Долгота

Высота

1

Перевал Тюнь Вост. (2А)

N49°49.190’

E87°36.336’

3212 м

Техническое описание дня:

Подъем в 3:00 утра. Ждем рассвета и выходим в 5:45. спускаемся к реке и переходим с левого на правый берег – это была ошибка, т.к. вверху под моренами переход не представлял никаких трудностей, ниже же камни обледеневшие, течение уже довольно сильное – мочить ноги перед выходом на ледник не хочется, поэтому набрасываем из камней маленький островок и переходим назад на левый берег реки (фото 100). За 2 перехода от места (к 7:15) ночевки спускаемся к р. Оштуайры по курумникам и осыпным склонам (фото 101, 102, 105), иногда встречается тропа. Вверх к леднику Оштуайры поднимаемся, огибая бараньи лбы слева по ходу движения (фото 103). Подходим к леднику и около ледового грота нижнего края ледника переходим через реку (фото 104). Выходим на ледник. Ледник открытый (фото 106), без трещин вплоть до перевального взлета (фото 107). Справа хороший вид на взлет пер. Мрачный (фото 108, 111). Взлет перевала Тюнь В. (фото 110) в нижней части – снежно-ледовый склон, начиная с середины переходит в скально-осыпной склон покрытый снегом. Начинаем провешивать перила от небольшого бергшрунда (фото 109) в 10:00. Провесили 2 перильных веревки по льду (фото 109, 112, 113), крепление на ледобурах. При переходе на скалы у нас сломался боек айсбайля – продублировать айсбайль молотком мы пожадничали, т.к. не предполагалось значительной скальной работы. Остались без молотка – неприятный сюрприз. 1-я база на скалах организована из 2-х забитых до поломки айсбайля скальных крючьях и закладках. Все следующие базы организовывали на скальных выступах петлями. При выходе на седловину уклон уменьшается, склон представляет собой спрессованный снегом осыпной склон (фото 114). Седловина – узкий скальный гребень (фото 115). Мест для ночевки и даже для комфортного размещения большой группы нет. Вышли на седловину в 14:30. На подъем провесили в сумме: 2 веревки по льду и полторы по скалам, итого – 3.5 веревки перил. Сняли записку группы из г. Кролевец, под руководством Шкура В.М., от 6 августа 2012 г. Не задерживаясь, спустились на ледник в сторону дол. р. Тюнь В. Перевальный взлет небольшой – 100-150 м, скально-осыпной склон (фото 116, 117), все идется ногами, технической работы не требуется – перевал односторонний. Далее открытый горизонтальный ледник без трещин (фото 118), быстро сбежали по нему на морены и по ним на баранья лбы с красивыми озерцами, покрытые красивым травяным покровом (фото 119, 120). Встали на ночевку в 18:30. Очень красивое место!

Фотографии дня:

Фото 100 – брод через реку

Фото 101 – спуск в дол. р. Оштуайры

Фото 102 – путь пожхода к лед. Оштуайры

Фото 103 – обход бараньих лбов

Фото 104 – ледовый грот лед. Оштуайры

Фото 105 – дол. р. Оштуайры

Фото 106 – выход по леднику в цирк под пер. Тюнь В.

Фото 107 – цирк пер. Тюнь В.

Фото 108 – вид на пер. Мрачный от взлета на пер. Тюнь В.

Фото 109 – начало провешенных перил

<

Фото 110 – путь подъема на пер. Тюнь В.

<

Фото 111 – вид на пер. Мрачный с подъема на пер. Тюнь В.

Фото 112 – перильные веревки у выхода на скалы

Фото 113 – движение по перилам

Фото 114 – выход перильных веревок на седловину перевала

Фото 115 – группа на седловине пер. Тюнь В.

Фото 116 – путь спуска с перевала и выход на ледник

Фото 117 – цирк пер. Тюнь В. с ледника

Фото 118 – путь по леднику

Фото 119 – движение к месту стоянки

Фото 120 – место ночевки

День 11

Маршрут: долина реки Тюнь Вост. – перевал Узургу Зап. – долина реки Узургу – перевал Сибстрин Ложный – перевал Сибстрин.

Дата

Пройдено, км

Набор высоты, м

Время на маршруте, ч

Чистое время, ч

Погодные условия

20.08.2012

11.5

+800

-400

12 ч 10 мин

8 ч 25 мин

ясно

Рисунок 10. Орографическая схема 11-го дня пути

Полезные точки:

Объект

Широта

Долгота

Высота

1

Перевал Узургу Западный

N49°46.945’

E87°39.946’

2800 м

Техническое описание дня:

Подъем в 4:00, выход в 6:00, погода солнечная и ясная. От места ночевки, по заросшим всевозможной растительностью бараньим лбам спустились к реке Тюнь В. (фото 121). Долина р. Тюнь В. выглядит необычайно живописно (фото 122), несмотря на кажущуюся пустынность склонов Южно-Чуйских белков по сравнению с Северо-Чуйскими. Поднимаемся вверх по долине реки сначала по правому берегу (фото 123), потом какое-то время поднимаемся вдоль русла реки (фото

124) и выходим на левый берег (фото 125, 127). По пути в долине встречаются очень красивые озера. Перед выходом под взлет пер. Узургу З. приходится преодолевать завал, состоящий из огромных глыб (фото 125). Под перевальным взлетом были в 10:00, остановились на обед. В 12:15 начали подъем на взлет перевала Узургу З. (фото 126). Склон скально- осыпной. Перевал не имеет ярко выраженной седловины – он представляет собой цепочку примерно равнозначных седловин (фото 128). Вышли на перевал в 13:30 (фото 129). Сняли 2 записки с 2-х седловин: 2009 года руководитель Самборский, и 2008 года того же руководителя. Для спуска в дол. р. Узургу выбрали самую правую по ходу движения седловину, как имеющую самый хороший спуск (фото 130) – спустились ногами по скально-осыпному склону в долину. По осыпным склонам морен (фото 144) вышли на ледник под пер. Сибстрин – ледник практически отсутствует, а пер. Сибстрин представляет собой скальную стенку с которой вниз падает водопад (фото 131). С учетом потери нами нашего единственного молотка, принимаем решение обойти пер. Сибстрин по соседнему кулуару (фото 132). Кулуар выглядит несколько неприятно, но в принципе ничего необычного не представляет (фото 133, 134, 140, 141). Осыпной склон, местами очень неустойчивый, учитывая то, что камни иногда лежат на льду. Требуется движение плотной группой и повышенное внимание – очень легко спустить камень, вернее сказать кое-где его очень трудно не спустить. В 17:15 вышли на седловину на которую выводит данный кулуар (фото 135). Сняли записку группы Новосибирского Государственного Университета от 6 мая 2011 г, под руководством Абилдаева Р. Группа новосибирцев называет в своей записке данный перевал Сибстрин Ложный и классифицирует его как 2А. Со стороны дол. р. Узургу в августе 2012 года –это 1Б, возможно в мае по снегу что-то меняется, или мы чего-то не видим. С седловины Ложного хорошо виден наш следующий перевал Девяти (фото 136). От Ложного к основной седловине пер. Сибстрин ведет снежно-скальный гребень (фото 138) – спустились по нему ногами с самостраховкой ледорубом (фото 142) на седловину пер. Сибстрин (фото 139, 143), сняли записку группы из г. Саратова от 4 августа 2012 г, под руководством Бабанова Д.Ю. Ночевки на перевале у тура рассчитаны на небольшие палатки – выстроено много ветрозащитных стенок. Нам такие размеры не подошли и мы перейдя горловину водопада (фото 145), стекающего с перевального озера остановились на снежно-ледовом поле (фото

139) в 18:10. На снегу были замечены следы большой кошки J

Фотографии дня:

Фото 121 – спуск от места ночевки в дол. р. Тюнь И.

Фото 122 – дол. р. Тюнь В.

Фото 123 – подъем по дол. р. Тюнь В. к пер. Узургу З.

Фото 124 – скальные лбы на подъеме

<

Фото 125 – каменный завал при подходе к цирку перевала

Фото 126 – взлет пер. Узургу З. и путь подъема по нему

Продолжение. Часть 2 здесь
copyright Mountain.Ru 1998-2010