Главная
Автор: Сергей Сумберг, СПб Дата публикации: (04.12.2024) ФотографииЧто есть авторство при создании скалолазного маршрута?
Самый простой вариант, это когда человек сделал маршрут в одиночку — он и есть автор.
Если в процессе участвовали другие люди, можно не париться и всех вписать в авторы (соавторство). Хоть десять человек. Даже того, кто просто готовил на компанию обед и подносил к скале снаряжение, спилил два куста.
Вопрос усложняется, если:
- В истории появляется оплата за определённый этап работы.
- Авторы начинают считать количество сделанных ими маршрутов.
- Трассы делаются в рамках обучения, или под технадзором, с авторским надзором.
- Это ремонт существующего маршрута.
У меня есть опыт всех упомянутых вариантов. И каждый раз возникает мысль, а что есть авторство и кто в итоге автор этой конкретной трассы? Кто имеет право взять на себя такое гордое звание? Разберём по порядку.
- Оплата за работу
Некий Иван делает маршрут. Или сектор на 10 трасс. Ему нравится сверлить, вбивать анкера и закручивать гайки. Нравится вести линию, быть автором и потом сделать первопроход своего маршрута. У него свой бизнес, крутая тачка, дорогие часы, а это просто хобби. Человеку не интересно чистить сплошной лишайник, сбрасывать ломом живые блоки, ковырять пни под сектором. На это ещё и нет времени, так как есть работа, семья, тренировки.
Иван нанимает промальпов, которые никогда даже не пробовали скалолазание. Даёт им инструмент и говорит как сделать грубую чистку скалы, прибраться под сектором. Щёткой убрать со скалы лишайник. Монтировкой, ломом, кувалдой, молотком, зубилом убрать всё, что можно сломать и отколоть. Скинуть всю землю. Продуть всю пыль. Спилить кусты внизу и из сброшенных камней сложить удобные скамеечки.
Промальпы сделали свою работу, грубую чистку, получили деньги и уехали. Вписывать ли их в авторы маршрута? Думаю что нет. Меняется ли суть, если эти промальпы ещё и скалолазы? Тоже нет.
Ивану придётся дочистить маршруты, сделать так называемую финишную чистку. Можем назвать её «авторская чистка». Включая доработку зацепок с учётом расклада и направления хвата. Для этого нужен скалолазный опыт. Некоторые условно живые зацепки можно сломать на треть, пополам, полностью сбросить или подклеить. Можно углубить хват, расковыряв в глубине полу-живые камушки, можно оставить как есть. От всех этих манипуляций может измениться категория и даже дух маршрута.
Дальше Иван размечает трассу, сверлит дырки, вбивает болты и закручивает гайки. Или вклеивает анкера, не важно. Маршрут готов, Иван — автор. Он молодец. Потратил деньги, сэкономил время.
Но вот последние три маршрута на секторе доделать не успевает, нет времени. Командировка, а потом выпадет снег и придётся отложить всё до весны. Не хочется. Есть время только дочистить и разметить, а сверлить и клеить — нет.
Иван нанимает опытного промальпа-монтажника Николая. Показывает ему как ставить анкера в отмеченных Иваном местах. Вполне себе рутинная и механическая работа. Эти анкера можно просверлить на одном квадратном метре бетонной стены, или на скале через каждый метр по линейке и отвесу, или по меловым крестикам на будущем скалолазном маршруте. Действия одни и те же, меняется подложка.
Николай всё сделал, получил деньги и уехал. Иван — автор трасс. Он молодец. Вписывать ли Николая в авторы маршрута? Думаю что нет. Вчера он ставил анкера на бетонной трубе, а сейчас на скале. Причём здесь авторство скалолазного маршрута? Меняет ли дело, если анкера по меткам будет ставить подготовщик скалолазных маршрутов? В данной ситуации нет. Это просто работа за деньги.
Бывают скалы, на которых нет чистки. Даже финишной. Иван находит скалу, планирует сектор, размечает места под точки, а Николай их устанавливает. Иван — автор, Николай — выполнил монтаж за деньги.
Это были личные деньги Ивана, донаты спонсоров, бюджет общественной организации — суть не меняется.
Убираем деньги. В физическом мире также ничего не меняется. Камни падают от усилий монтировки. Скала сверлится от вращающегося бура. Всё то же самое. Просто люди помогают за идею, или по дружбе.
Вывод
- Авторство — это финишная чистка рельефа и выбор мест под промежуточные точки и станцию. Или, другими словами, авторская доработка зацепок и разметка. Остальное — это механические, относительно легко делегируемые работы, которые могут делать не скалолазы.
Вписывать ли помощников в соавторы — решать автору. Или всей команде, участвующей в проекте. С точки зрения человеческого общения, дружбы, общности это очень хорошая идея. Но не обязательная, особенно если за работу платили деньги. Лучше заранее, «на берегу» обговорить с помощниками вопросы авторства, чтобы не было обид.
Сложно и не всегда эффективно делегировать этапы работы на сильно нависающих маршрутах высоких категорий.
- Вывод из вывода
Убрав из определения авторства суровую романтику страдающего чистильщика и инстаграмную картинку человека с перфоратором, мы вычленяем самую суть. Самую скалолазно-специфическую часть. Если хотите — акт творчества. То, что могут назвать авторским почерком.
- Получаем возможность масштабировать пробивку, имея ограниченное количество квалифицированных людей.
Например, в отдалённом регионе мало маршрутов. Некому делать и нет железа. Местное сообщество отправляет учиться замотивированного и толкового представителя Олега на семинар ФСР для подготовщиков трасс на скалах. Тот проходит обучение. Ещё лучше, если потом участвует в создании десятка-другого маршрутов под присмотром опытного куратора. Возвращается на родину. У ФСР теперь есть человек, которому можно предоставить железо в рамках пробивочного гранта. Ведь Федерация хочет гарантий, что получатся качественные и безопасные трассы.
У Олега нет столько сил и времени, чтобы делать район в одиночку. Он собирает помощников из числа неравнодушных членов местного скалолазного сообщества и раздаёт им задания. При этом уделяет каждому маршруту всего час-другой на авторскую доработку и разметку. Какие-то трассы делает полностью сам. С таким подходом, коллективными усилиями можно сделать много маршрутов, не занимаясь обучением людей, которые в принципе не собираются в дальнейшем заниматься пробивкой трасс, а просто хотят краткосрочно помочь общему делу.
- Количество сделанных автором маршрутов
Мало кто ведёт список сделанных трасс, знает их количество, но такие люди есть. Рано или поздно становится интересно всем.
Иван вписал Николая в соавторы. В гайдбуке стоит два имени, одно из них — Николай.
Николай только сверлил и закручивал гайки, но формально он автор 24 маршрутов. У промальпа Артёма 8 маршрутов, хотя он только скидывал ломом камни. Это никого не волнует до тех пор, пока человек не использует эти цифры как подтверждение своего опыта в создании скалолазных маршрутов, без уточнения деталей.
Объективность при составлении списка трасс также имеет значение, если авторы сравнивают свою продуктивность с другими авторами.
Отдельная тема — как считать маршруты с двумя цепями, коннекты и развилки. Об этом в другой раз.
- Обучение, технадзор, авторский надзор
Имеются ввиду все варианты, когда финишную чистку и разметку автора-подготовщика правит, корректирует другой человек.
Например, сдвигает-перерисовывает половину меток будущего маршрута. А по пути подтупляет несколько острых, режущих кожу зацепок и скидывает пропущенные живые камни.
Становится ли проверяющий (обучающий, помогающий) соавтором трассы, если он сделал ровно половину интеллектуальной части работы? А если перерисовал все метки, но дочисткой не занимался, только отметил проблемные места?
Я решил, что не буду пересматривать в своём списке коллаборации прошлого. Не помню нюансы создания всех трасс, где был в более сложных ролях, нежели единоличный автор.
С 2024 года, с появлением большого объёма такой работы, решил не засчитывать себе авторство, если я был в роли учителя на семинаре или проверяющего у подготовщика маршрута, который делает все этапы работы самостоятельно. В гайдбук записываю себя как «куратор пробивки». Куратор отвечает за планирование секторов, проверку и корректировку разметки, приёмку чистки, материально-техническое обеспечение работ и другое.
Сложно отследить, на сколько процентов куратор «вмешался» в авторство. На 10 или на 80 процентов, поэтому проще выделить такое влияние в отдельный термин, а не в авторство-соавторство.
- Вывод
Делегировал отдельные, строго оговоренные этапы работы другим людям, оставил себе авторскую часть — ты автор. Помог самостоятельному подготовщику — ты куратор, помощник, советчик.
- Ремонт маршрута
Замена железа, дочистка, удлиненение трассы, сдвиг коридора маршрута, создание долблёнок-клеенок или их устранение, усиление зацепок и другие работы
Если маршрут уже существует, значит у него есть автор. Ремонт маршрута не перезаписывает одного автора вместо другого.
В гайдбуке можно добавить строчку «ремонт — Иван Иванов, 2021 год».
Бывает так, что автор маршрута его не чистил, поставил редкие распорные анкера и цепь, при этом в неудобных местах — присутствует высокая вероятность упасть на полку. По этим причинам трасса считается опасной, грязной и не пользуется популярностью.
Ремонтирующая такую линию Елизавета потратила 2 дня на чистку и один день на установку клеевого железа, спилила старое. Ей обидно, что автор потратил в 6 раз меньше времени, чем она. При этом он — автор, а она всего лишь ремонтница. К сожалению, с этим ничего не поделаешь. Можно добавить себя в соавторы, или подробно расписать в электронном гайдбуке, кто какую работу сделал. Там для этого много места, бумага не закончится. Но это будет выглядеть странно.
Часто «плохой маршрут хуже несделанного». Если маршрута нет, на этом месте можно сделать хороший. Если участок скалы занят плохой трассой, мало кому захочется тратить на её улучшение силы — за это время можно сделать новый маршрут и стать автором.
- Термины
Когда говорят про ремонт, часто пишут слово «Реболтинг».
Где-то я читал, что Реболтинг — это установка нового железа в тех же местах, где стояло старое. Или максимально близко к этим точкам, с учётом технического отступа от старого отверстия. При таком ремонте сохраняется авторский стиль, места для вщёлкиваний.
Есть ещё Ретроболтинг — это установка нового железа, игнорируя предыдущую пробивку. То есть разметка с чистого листа. Разница между этими понятиями есть и знать про два варианта ремонта — полезно. Для отдельных исторических маршрутов, знаменитых своими пролётами, или при получении согласия на ремонт у автора маршрута такая разница может иметь значение.
- Личный опыт
В этом «исследовании» сути вопроса нет моего пренебрежения к чистильщикам и монтажникам, возвышения автора-небожителя. Я сделал сотни трасс в одиночку, полным циклом, был и остаюсь во всех ролях.
Ещё до сотрудничества с ФСР придумал платить деньги, полученные в виде донатов, своему подсобнику со стройки. Толковый парень таскал камни, замешивал раствор, копал землю. Я научил его висеть на верёвках и показал как чистить лишайник. Надолго его не хватило, но получился сектор на 9 маршрутов.
Дальше всё усложнилось и наворотилось, накопленный опыт наблюдений и размышлений привёл к появлению этой статьи.
- Критика автора
Вопрос, который волнует многих — как указать на объективные недостатки маршрута, чтобы не задеть честь и достоинство автора?
Очень много людей обижается на критику. А отсутствие критики шаг за шагом превращает ненормальное в нормальное. А местами в опасное.
Срыв с зацепкой в руке, камень размером 30х30 см. Ушиб пальца, содранная кожа, минус 2 дня лазания. Кисловодск, ноябрь 2024:
Когда я лез эту трассу, видел что камень живой. Вокруг было много живого и пыльного.
В нашем обществе принято не раздавать советы когда их не просят. И критика воспринимается очень болезненно. Я пока не придумал как это обыграть, при этом чтобы люди не получали травмы. Упавшая зацепка могла пробить кому-нибудь голову. Много скалолазов до сих пор занимаются на скалах без касок.
- Если нужен совет, оценка, комментарий по вашей трассе или сектору, по технике работы или инструментам — по мере возможности я готов помочь, в мягкой форме «Что можно сделать лучше».
Читайте на Mountain.RU:
|