Главная
Автор:
Алексей Никоноров, г.Москва Дата публикации: (14.09.2023) Фотографии Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 2 к.с. по Ц. Тянь-Шаню совершенном группой туристов МКТ “Вестра” в период c 8 по 24 июля 2022г.Справочные сведения о походе Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, e-mail) МКТ «Вестра» г.Москва, Студеный проезд, д.7. Info@westra.ru https://vk.com/westra_tk Место проведения Центральный Тянь-Шань Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка маршрута Нитка маршрута заявленная: П. Ак-Суу (П. Теплоключенка) - д/р Ак-Суу- пер. Аныртор Северный (1А, 3600) - д/р Аныртор - кур. Алтын-Арашан - д/р Арашан - д/р Ийри-тёр - урочище Такыр-Тор - пер Такыртор (1Б, 4113) - ледник Такуртор - оз. Алакёль - пер Панорамный (1А, 3771) - д/р Кельтор - д/р Уюнтор - д/р Телеты - пер. Озерный (1 Б, 3700) - ледник Телеты - д/р Телеты-Западная - д/р Джеты-Огуз - вершина 3891(1Б) - д/р Асантукум - урочище Асан-Тукум - пер Арчатор (1 А, 3908) - д/р Арчатор - д/р Кашкатор (Карабаткак)- д/р Чон-Кызыл-Суу - Кызыл-Суу (Покровка) Нитка маршрута пройденная: П. Ак-Суу (П. Теплоключенка) - д/р Ак-Суу- пер. Аныртор Северный (1А, 3600) - д/р Аныртор - кур. Алтын-Арашан - д/р Арашан - д/р Ийри-тёр - урочище Такыр-Тор - пер Такыртор (1Б, 4113) - ледник Такуртор - оз. Алакёль - а/л Каракол- д/р Телеты - пер. Озерный (1 Б, 3700) - ледник Телеты - д/р Телеты-Западная - д/р Джеты-Огуз - д/р Асантукум - урочище Асан-Тукум - пер Арчатор (1 А, 3908) - д/р Арчатор - д/р Кашкатор (Карабаткак)- д/р Чон-Кызыл-Суу - Кызыл-Суу (Покровка) Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов, отъездов, аварийных выходов Заезд группы осуществлялся заказным транспортом по маршруту а/п г Бишкек - г. Каракол. Отъезд группы осуществлялся рейсовым автобусом (450 сом/чел) по маршруту г. Каракол-г. Бишкек. От г. Бишкека до аэропорта доехали на такси (1000 сом за машину). Аварийные выхода с маршрута были предусмотрены:
Определяющие препятствия маршрута
Данные об участниках похода
Адрес хранения отчета Отчет и прилагающиеся фотоматериалы переданы на хранение в ФСТ-ОТМ (г. Москва, ул.Солженицына, д. 17) Поход рассмотрен МКК с указанием шифра полномочий ФСТ-ОТМ 177-00-56666552 Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна Поход был сформирован из участников школы горного туризма базового уровня сложности ТК «Вестра» под руководством Никонорова А.Г. В составе - группы 8 совершеннолетних и 1 несовершеннолетний участник, все из них имеют опыт участия в горных походах 1-2 категории сложности. Все участники в рамках горной школы совершали в течении зимы-весны-лета тренировочных выходы в Подмосковье, участвовали во внутриклубных соревнованиях. Кроме того, несовершеннолетняя участница занималась в туристической секции своей школы на протяжении всего учебного года, совершала тренировочные походы не менее раза в месяц и занималась физической подготовкой. Цели похода:
Стратегия построения маршрута:
В первый день (день заезда) и последующий день переходы запланированы незначительные для мягкой акклиматизации группы На маршруте предусмотрены дневка и полудневка с прохождением радиальных выходов по желанию. Заложен запасной день на случай непогоды или задержки по иным обстоятельствам
Тактика построения маршрута: В горном походе основная ходовая нагрузка должна приходиться на утренние часы, до обеда. При хорошем темпе группы желательно выполнять всю ходовую нагрузку до 14 - 15 часов. При большом суммарном перепаде высот, около 1000 метров в день, длительность дневного перехода не должна превышать 8 км. При перепаде высот более 1000 м. нужно сокращать расстояние дневного перехода до 6 км. Ранний подъем в 6:00 позволяет выдвигаться на маршрут в 8:30 - 9:00, чтобы успеть совершить до обеда четыре-пять переходов по 45 минут + 15 минут отдыха. Время подъема по необходимости смещалось на еще более ранние часы (4.00-5.00) для утреннего прохождения ледников, пока лед не начинал таять. Средняя скорость в группе с учетом отдыха составляет 1,5 - 2 км/час. В соответствии с этими наблюдениями была составлена тактика дневных переходов. Выход из лагеря планировался на 8:30. Обед планировался на время от 13:30 до 14:30, в зависимости от удобного места и наличия хорошей воды. Остановки на ночевку планировались от 15:00 до 17:30. На маршруте предусмотрены радиальные выходы по желанию :
Варианты подъезда, отъезда, расположения погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, мед.учереждений и другие полезные сведения. Варианты подъезда и отъезда Из Москвы до г. Бишкека группа летела на самолете авиакомпании «Аэрофлот». Стоимость билета туда-обратно составила 18 000 - 28 000 рублей в зависимости от даты покупки. В стоимость входило оплаченное место багажа (23 кг) и 10 кг ручной клади. Один участник улетел в Бишкек на 5 дней раньше группы для лучшей аклиматизации (порядок цен такой же), еще одна участница (несовершеннолетняя) опоздала на рейс группы в следствии проблемы с документами, поэтому догоняла группу на другом рейсе, который прилетел на 20 часов позже. Из аэропорта г.Бишкека до г. Каракола группа ехала на заказном транспорте. Трансопорт был заказан из Москвы, телефон водителя +996555818900, Евгений, нашли в отчете другой группы. Водитель также взял на себя доставку трех забросок. Стоимость его услуг составила 11 000 сом. Из г.Каракола до г.Бишкека группа ехала ночным рейсовым автобусом с автовокзала г.Каракола (стоимость билета 450 сом, около 300 рублей). Автобусы по этому маршруту ходят каждый час с 6 утра до 24 часов ночи, они достаточно большие, имеют грузовое отделение, куда без труда поместятся рюкзаки, а также мягкие сидения с откидывающимися спинками. Поскольку вылет в Москву был в 9 утра, мы решили ехать на ночном автобусе, который выезжал в 22-00, и поспать в дороге. Рекомендуем туристам не покупать билеты на последний и предпоследние рейсы, особенно если вылет будет утром: по словам местных, автобусы иногда ломаются, и тогда рейс отменяется. В Бишкек мы приехали в начале шестого. Кроме автобуса, можно доехать до Бишкека и на частном такси, но стоимость поездки будет значительно дороже - около 6000 сом за машину, в которую помещается 3 человека с рюкзаками. Из Бишкека до аэропорта мы доехали на такси - 1000 сом за машину (3 человека, 3 рюкзака). Можно было подождать 8 утра и за 25 сом доехать на маршрутке, но пройти досмотр и подремать до вылета в зале ожидания. Аэропорт Бишкека относительно хороший, зал ожидани просторный, так что подремать получилось даже лежа. Расположения погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков. Нет. Поисково-спасательные службы. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
График движения заявленный:
График движения фактический:
Изменения маршрута и их причины. 09.07 - 13.07. Из-за ожидания одной из участниц, у которой были проблемы с документами для пересечения границы РФ, на маршрут вышли на день позже заявленного, 10.07. Поскольку первые переходы были достаточно несложными и, в целом, группа хорошо шла, решили ускориться, чтобы не лишиться дневки на диких горячих источниках, и идти, сколько идется. 14.07 - 15.07. 11.07 попали под сильный дождь, одна из участниц сильно промокла, поэтому вечером 14.07 она решила сняться с маршрута. На этом участке самой близкой точкой схода был альплагерь Каракол, поэтому после озера Алакель мы не повернули орографически налево, к перевалу Панорамный, а пошли вниз по течению реки Кургак-Тор, прошли хижину Сироту и спустились к альплагерю Каракол, где и договорились об отправки снявшейся участницы в г. Каракол. 18.07 - 19.07. Несмотря на то, что уже 16.07 мы вышли на запланированный маршрут, 18.07 мы опять сбились с графика: дорогу от пер. Озерный до планируемого места ночевки у альплагеря Экотрек преграждали бараньи лбы. Согласно единственному описанию этих лбов в отчете наших предшественников эти лбы были проходимы, однако на практике задача оказалась труднее, чем мы ожидали, поэтому мы встали на ночевку недалеко от них, чтобы за оставшееся светлое время приготовить ужин и разведать пути спуска. 19.07 встали в 4-00, и, пока одна группа собирала лагерь, другая провешивала веревку для спуска. К 9 утра все спустились. Поскольку в этот день до 13-00 нам необходимо было забрать заброску в альплагере Джеты-Огуз, по согласованию с руководителем 4 человека отправились за заброской, 4 человека остались собирать общее снаряжение (первые спустившиеся быстро приготовили завтрак, и каны и прочее общее снаряжение нужно было собрать). В скором времени выяснилось, что руководитель плохо себя чувствует: из-за напряжения при провешивании веревки, спуске и сдерге веревки, а также переживаний о том, как же спустятся участники, у него защемило грыжу. Поскольку сам руководитель принял решение совершить звонок в страховую только когда вся группа соединится, нам необходимо было дойти до альплагеря Каракол, где мы оказались около 19 часов. Посовещавшись со всеми участниками и МКК, группа приняла решение разделиться: три человека (группа 1), включая руководителя, отправятся пешком по третьему пути схода - ущелью Джеты-Огуз до курортного поселка Джеты-Огуз, оставшиеся 5 - продолжат маршрут. Решение было оправданным, т.к. ущелье Джеты-Огуз хорошо проходимо, там есть мобильная связь, чтобы в случае чего вызвать помощь, хотя руководитель чувствовал себя лучше. Кроме того, группа уже набрала технической сложности для горного маршрута 2 к.с., не хватало только километров, поэтому можно было прогуляться по живописной долине. Вторая группа хотела продолжить маршрут и пройти оставшийся перевал, и они пошли под руководством заместителя руководителя Труниной Ольги Константиновны. МКК разрешило эту дилемму, дав добро на разделение группы. Техническое описание прохождения группой маршрута. День 1.
График движения: Отчёт топографа: от места стоянки по правому берегу реки Ак-Суу перейти на левый берег реки Ак-Суу. Идти вдоль реки. Описание. Подъем в 5-00, выход в 7-10. От места ночевки перешли по мосту реку Ак-Суу, поднялись на ее левый берег и пошли по ее левому берегу. Тропа широкая, по ней гоняют КРС, крупное стадо которого мы встретили (рис.1). Рис.1. Старт маршрутаДень 2.
График движения: 1.6:40-7:25 2.7:40-8:05 3.8:30-9:00 4.9:20-11:00 5.11:15-12:20 перевал 6.13:15-14:05 обед 7.15:45-16:38 8.16:50-17:45 9.18:00-18:45 Отчёт топографа: Шли вдоль реки Ак-Суу до моста. От моста поднялись через луг к зоне леса. Затем вышли на тропу. По тропе, дошли до перевала. Спустились по кулуару до реки Аныртор. Описание: подъём в 5:30. Завтрак, сбор палаток и 20 минут свободного времени. Вокруг стоянки рос эдельвейс. Появилась возможность его сфотографировать. Утро было солнечным. Вдоль реки шли до моста. Рис.1. Поворот от моста на тропу на перевал В начале подъёма тропа постоянно исчезает, поэтому нужно постоянно отслеживать по карте, где идём. Перед перевалом есть место похожее на него, но спуск ведёт в ту долину из которой поднимались. От лжеперевала шли в облаке под дождём и снегом. Но на перевале было солнечно. День 3.
График движения 1.12:00-12:50 2.13:10-13:50 3.14:00-14:50 4.15:15-16:00 5.16:15-17:00 6.17:15-18:06 7.18:16-18:50 8.19:10-20:00 Отчет топографа Перешли реку. В сторону юга двигались вдоль реки до р.Интор. Вдоль р. Интор до р.Такиртор. Такиртор проходили по тропе по зарослям арчи. Когда вышли на луг тропа была видна всё хуже. У источника она полностью исчезает. Источник виден по дыму. Остановились чуть выше него. Описание Устроили полуднёвку и утром разобрали заброску. Реку прошли по деревянному мосту, около курорта. Рис.1. деревянный мост через р. Арашан Вдоль реки Арашан прошли болотистое место. Чтобы не намочить ботинки обходили его выше. За ним находятся мелкие рукава реки. Вдоль реки Интор проходили каменный завал. Камни лежали вместе со снесёнными елями. За ним тропа ведёт через заросли арчи. Тропа, которая раньше была широкой и заметной, сильно заросла. Пройти по ней можно только колонной по одному. При подъёме вверх она постепенно исчезает и у самого источника её не видно совсем. Выйдя из арчи, мы справа увидели водопад, над которым находится горячий источник. Шли через мокрую траву в гамашах и непромокаемых ботинках, но ноги всё равно мокнут. Рис. 2.Дикий горячий источникДень 4.
График движения 1.9:42-10:22 2.10:32-11:02 3.11:10-11:30 Отчет топографа От стоянки вышли к тропе. Тропа полностью заросла. Перешли реку и двигались по седловине, чтобы не набирать высоту. Вернулись на правый берег. Двигались на северовосток до стоянки.
Описание Весь путь проходил через луга. Речка не глубокая, проходили по камням. На стоянку пришли рано. Успели до непогоды. Днём был сильный снегопад. День 5.
График движения 7:15-7:35 7:50-8:10 8:15-8:55 9:05-9:30 9:40-10:20 10:30-11:30 - взошли на пер. Такыртор 13:00-13:40 14:20-15:00 Отчёт топографа: Подъем на перевал по узкому ущелью, тропа идет серпантином по центру, по менее камнеопасному пути. Спуск с перевала по правому краю ледника, затем по морене. Описание: Подъем в 5:30, выходим из лагеря в 7:15. Солнечно. Идем по направлению к пер. Такыртор – подход под сам перевал требует набора около 170 м высоты. Тропы нет, взбираемся постепенно наверх по пологому склону, состоящему из крупной и средней осыпи. Фото 5.1. Подход под пер. ТакырторДень 6.
График движения: Отчёт топографа: Описание: В этот день группа должна были пройти пер. Панорамный (1А) со стороны оз. Алакель и выйти к долине реки Каракол. Но один из участников группы Елена Курносова еще днем раньше почувствовала усталость и тошноту. За ночь ей не стало лучше. Было принято решение спускать ее всей группой до альплагеря Каракол, а там найти машину до города. Учитывая прецедент с переутомлением, встали поздно, на маршрут вышли в 9:45. Погода солнечная, но ветрено. Обходим озеро Алакель, с которого должны были выйти на Панорамный. Решаем обходить по правой стороне низом, хотя видим тропу выше, прямо под бараньими лбами. Ближе к озеру тоже встречаются тропа и турики. Кроме того, там можно пройти по некрутой осыпи и травяным участкам склона, а на верху - мелкая осыпь. В 14:00 доходим до палаточного лагеря Алакуль. Фото 6.1. Вдоль озера АлакельДень 7.
График движения: 12:00-13:00 Отчёт топографа: идти по грунтовке по левому берегу р. Каракол, встать у устья р.Каракол Описание: В 12 часов выходим с территории альплагеря Каракол в движемся вверх по левому берегу реки Каракол по грунтовой дороге до устья реки Телеты. Производим разведку стоянки выше места впадения Телеты в Каракол и превращения их в руку Уюнтор и принимаем решения встать на красивом возвышенном месте ниже устья. Ровных площадок достаточно, коров и навоза значительно меньше, чем на обозначенной стоянке. Рис.1 лагерь и путь к пер. Озерный День 8.
Отчёт топографа: Подъем в 5:00, выход из лагеря в 6:45. По хорошо читаемой тропе поднимаемся через зону леса, выходим на травянистый склон. Хорошо набитая тропа идет в сторону перевала Телеты. По левому притоку Телеты уходим на юг к перевалу Озерный. Подъем идет по травянисто-каменистым ступеням долины. Находим ровные площадки для стоянки в 100м. от точки, поставленной в плановом треке, на очередной крутой ступени. Разведываем места чуть выше, но там болотисто, хоть и ровно. Остановились на ночевку в 11:25. ЧХВ 3 часа 25 минут. Описание: По хорошо читаемой тропе поднимаемся через зону леса, выходим на травянистый склон. Хорошо набитая тропа идет в сторону перевала Телеты. Рис.1. Тропа к перевалу ОзерныйДень 9.
График движения: Отчёт топографа: Подъем в 5:00, выход из лагеря в 7:10. Тропа по камням помечена турами. За 20 минут доходим до моренной складки, за которой открывается вид на ледник. Обходим провал и начинаем подъем по морене справа от ледника, затем выходим на открытый ледник и идем по нему до самого перевала. На леднике было проведено тренировочное занятие. На перевал Озерный вышли в 11:00. Спустились с перевала по крупной осыпи до открытого ледника, далее шли по леднику и по морене, выбирая удобный путь. Моренное озеро в конце ледника обошли справа по крупной осыпи. Долина реки Телеты Западная до места впадения правого притока (от перевала Телеты) перегорожена несколькими крупными ступенями бараньих лбов, которые обходятся достаточно сложно. Долина широкая, но обходить бараньи лбы не просто. Самое серьезное препятствие представляет нижняя ступень. Вся правая сторона долины- выходы бараньих лбов высотой более 50 метров. На карте обозначена тропа, которая приводит к расселине более 50 м. высотой. Над этой расселиной мы остановились и провели разведку обходов. По другой стороне реки виден обход над бараньими лбами по крутым травянистым полкам, выводящий на осыпь. Было принято решение остановиться на ночевку над ступенью и продолжить разведку утром. Есть родник, спуск к реке между бараньими лбами затруднителен. Пришли на ночевку в 18 часов. ЧХВ около 5 часов. (длительная остановка на обед). Описание: Тропа по камням помечена турами. За 20 минут доходим до моренной складки, за которой открывается вид на ледник. Рис.1. Путь к моренной складке Обходим провал и начинаем подъем по морене справа от ледника, затем выходим на открытый ледник и идем по нему до самого перевала. На леднике было проведено тренировочное занятие. Рис.2 Путь к перевалу Озерный через ледник Рис.6. Примерный путь группы через ледник Моренное озеро в конце ледника обошли справа по крупной осыпи. Долина реки Телеты Западная до места впадения правого притока (от перевала Телеты) перегорожена несколькими крупными ступенями бараньих лбов, которые обходятся достаточно сложно. Долина широкая, но обходить бараньи лбы не просто. Самое серьезное препятствие представляет нижняя ступень. Вся правая сторона долины- выходы бараньих лбов высотой более 50 метров. На карте обозначена тропа, которая приводит к расселине более 50 м. высотой. Над этой расселиной мы остановились и провели разведку обходов. По другой стороне реки виден обход над бараньими лбами по крутым травянистым полкам, выводящий на осыпь. Было принято решение остановиться на ночевку над ступенью и продолжить разведку утром. Есть родник, спуск к реке между бараньими лбами затруднителен. Рис.7, 8 Бараньи лбы День 10.
График движения: Спуск по кулуару 7:00-11:20 11:30-12:30 12:35-13:30 13:35-14:30-прибытие в альплагерь за заброской. Отчёт топографа: Движение по тропе по правому берегу р. Телеты, до первого коша. Переход на левый берег вброд не ниже начала крутого спуска при входе в зону леса. Описание: Подъем в 5:00. Разведка спуска. Прошли по треку к кулуару, разведали место организации станции и начали подготовку к спуску. Рис.1. Разведка места организации станции Спуск завершили в 11:30. По согласованию с руководителем было принято решение разделиться: четыре человека со всем ледовым снаряжением и веревками идут до альплагеря Джеты-Огуз для получения заброски, которую нужно было забрать до 14-00, четыре человека собирают кухню (на ступени лба группа только выпила чай с карпитом, внизу первые спустившиеся приготовили кашу) и идут за ними. Часть группы, ушедшая за заброской, по тропе дошла до палаточного лагеря Аксай-тревел и по конной тропе до альплагеря Джеты-Огуз дошла в 14:30 и получила продуктовую заброску на оставшуюся часть маршрута. Руководитель группы из-за перенапряжения при подготовке и организации спуска, а также из-за переживаний за спуск группы, почувствовал себя плохо. Опираясь на свой огромный опыт горных походов, а также на знание своего организма, он принял решение все же идти в альплагерь ДжетыОгуз, а не вызвать спасателей немедленно. Оставшаяся часть группа разгрузила его рюкзак, и вместе они дошли до альплагеря к 19-00. Вечером произошел совет, на котором обсуждались дальнейшие планы на маршрут, а именно продолжать его или по третьему пути схода дойти до курортного поселка Джеты-Огуз ( поскольку руководитель почувствовал себя значительно лучше и идти вниз по хорошей тропе мог, но идти дальше по запланированному маршруту нет). МКК предложило следующий вариант: группа разделяется на тех, кто продолжает маршрут, и тех, кто вместе с руководителем идет в Джеты-Огуз. Группа согласилась с этим предложением: 3 человека, включая руководителя, заканчивает поход в курортном поселке Джеты-Огуз, 5 человек, под руководством заместителя руководителя, Труниной Ольги Константиновны, продолжают маршрут. День 11 (группы 1).
График движения: 9:50 - 10:40 11:00-11-50 12:00-12:50 13:00- 13:40 14:25-15:05 15:30-16:20 Отчёт топографа: вышли из альплагеря Джети-Огуз и пошли по тропе вниз по течению реки Джети-Огуз, пока не дошли до ближайшего населенного пункта - курортного поселка Джети-Огуз (не путать с собственно поселком Джети-Огуз). Тропа хорошая, видна на всем участке пути Описание: Подъем в 7:30, собрали лагерь, распределили снаряжение и питание. т.к рабочая горелка осталась только одна, и группа 1 по плану должна была выйти в цивилизацию к вечеру, горелку забрала группа 2. Проводив группу 2, которая ушла вверх по течению Джеты-Огуз, мы отправились вниз по течению, к курорту Джеты-Огуз. Фотограф остался в группе 2, поэтому фотографий долины Джеты-Огуз мы сделали мало! Выйдя из лагеря, мы отправились по правому берегу р.Джеты-Огуз по хорошо читаемой каменистой тропе. Берег реки высокий, обрывистый. Приблизительно через километр тропа стала достаточно широкой, чтобы в случае необходимости по ней могла проехать машина. Спустя еще метров 300, стала ясна причина такого расширения: на встречу нам шло большое стадо КРС. Довольно неприятная ситуация, поскольку по правую руку была каменистая стена, по левую - обрыв. Пропустили стадо, прижавшись к стене коровы, к счастью, не обратили на нас внимания, а мы продолжили путь. Спустя еще километра полтора перешли на левый берег по нормальному мосту, и 2,5 км шли по живописной долине Джеты-Огуз. С погодой нам повезло, и эта красивая долина стала прекрасной иллюстрацией философии «дзен туризма». Алексей Геннадиевич чувствовал себя гораздо лучше, потому по хорошей тропе при отличной погоде шли быстро, делали приблизительно 2,5 км за переход. Снова переправившись на правый берег по нормальному мосту, пошли по широкой, но каменистой и пыльной дороге, и спустя еще 5 км оказались в курортном поселке Джеты-Огуз. В поселке есть кафе (еда национальная, шурпа-манты-бешбармак, готовят под заказ, шурпа вкусная, манты не очень, стоимость блюда 150-200 сом), пара магазинчиков (вода, фрукты, средства гигиены и т.д, цены такие же, как в Караколе), красивая сувенирная лавка (сувениры обычные для Киргизии, но дешевле, чем в Караколе или Бишкеке), гостиница (номер на троих -2700 сом с человека). Минутах в десяти ходьбы располагается санаторий, но до него мы не дошли. Кроме гостиницы, остановиться можно у частников, комнаты сдаются в нескольких домах вдоль дороги, что мы и сделали. За 900 сом сняли комнату с тремя спальными местами и удобствами на улице. До собственно поселка Джеты-Огуз решили не идти, потому что устали и потому, что неподалеку от курорта находятся сами знаменитые Джеты-Огуз - «Семь Быков» - скальный массив из 7 скал красно-оранжевого цвета. Группа 2 Трунина Ольга, Гриценко Полина, Копейкин Сергей, Пелепенкова Софья, Шахов Михаил. Выход из лагеря в 9:40 Переправа вброд 10:50- 11:05, начало подъема по долине р. Асантукум в 12:05, перекус на крутом серпантине в арче 13:00-13:45. Обед и отдых в тени можжевельника 14:20-16:30, прибытие на стоянку в 18:05. Чистое ходовое время 4ч.50мин. Набор высоты 939м. Стартовая высота: 2542 Финишная высота 3315 Максимальный угол подъема 32 градуса. День 12.
График движения: Выход из лагеря 6:45 Перевал Арчатор 9:40 Встреча с группой Клема- 10:55 Обед 11:30-13:05 Вагонеточная переправа через р. Кара-Батак 15:20 Остановка на ночевку 16:45 ЧХВ 6 ч. Описание: Поднимались на перевал от места ночевки по тропе, преодолевая крутую скальную ступень долины, затем по краю ледника по продольному моренному валу (береговой морене), вышли к осыпному перевальному взлету. На перевальной седловине висел внушительный снежный карниз, чего не было ни в одном летнем описании перевала. Поднялись чуть левее центра цирка по мелкой осыпи, чтобы не находиться под карнизом. Сняли перевальную записку группы туристов из Чимкента под руководством Ербола Уразалина. Спуск с перевала осуществили сначала траверсом по тропе, затем по мелкой осыпи по линии падения воды до травянисто-каменистого берега ручья, далее вдоль ручья. Чуть ниже окончания осыпи встретились с группой Андрея Клема (т/к Вестра). Далее спускались по хорошей тропе до долины реки Кара-Батак, переправились по старой тросовой переправе в вагонетке и продолжили движение по грунтовой дороге от метеостанции. Остановились в запланированном месте перед деревянным мостом на правый берег реки. Место для ночевки удобное, просторное, ровное, питьевая вода в ручье чуть выше по долине. Перевальный взлет. Мелкая и средняя осыпь. Спуск с перевала к ручью. Выше на склоне видна группа иностранцев, поднимающаяся по тропе. День 13.
График движения: Вышли на маршрут в 8:00 Три раза переходили вброд правые притоки р. Кара-Батак, далее шли по грунтовой дороге. У шлагбаума сели в местный микроавтобус, который привез гуляющих туристов и уезжал обратно в Покровку (нам крупно повезло, нас подвезли за 100 сом с человека до центра Покровки). От центра Покровки мы поехали на берег Иссык-Куля. Описание: Шли очень быстро по хорошей грунтовой дороге, сложностей с ориентированием на этом участке маршрута нет. Нужно учитывать, что в реке вода не пригодна для питья, а чистых ручьев уже не очень много. Запас воды нам очень помогал. Обеденный перекус устроили в тени скудных чахлых акаций, вода была только мутная в арыке, поэтому варить ничего не стали. В 14:00 у шлагбаума чудесно уселись в микроавтобус, в 14:30 уже ели вкусные лепешки и пили воду у рынка в Покровке. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. Ледники. Маршрутом предполагалось прохождение двух ледников на высоте выше 3000м. Ледник Такыртор, судя по отчетам других туристических групп, в это время года обычно открытый, однако оказалось, что большая его часть засыпана глубоким снегом. Пришлось обходить его по краю, при этом специальное снаряжение не использовалось. Ледники у перевала Озерный были открытыми, все трещины были прекрасно видны, поэтому проходили его в кошках, осуществляя страховку ледорубом, но без связок. Осыпные склоны. Значительная часть маршрута предполагает движение по мелкой, средней и крупной осыпи. Существует опасность не только оступиться и подвернуть ногу, но и вызвать камнепад, поэтому движение на наиболее опасных с этой точки зрения склонах должно быть аккуратным. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте Хребет Тескей-Ала-Тоо. Хребет Тескей-Ала-Тоо расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга Иссык-Кульскую котловину. Ала-Тоо в переводе с киргизского языка означает «снеговые горы» или «горы с вечным снегом». «Терскей» обозначает «несолнечная (теневая) сторона» - склоны северной экспозиции. Название хребта противопоставляется расположенному на северной части Иссык-Кульской котловины, хребту Кюнгёй-Ала-Тоо (Кунгей Алатау, южные склоны которого освещены солнцем. Его гребень протянулся, в широтном направлении, на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракол (бывший Пржевальск), на 5281 метров над уровнем моря (пик Каракольский). К югу находится хребет Джетим. Средняя высота хребта составляет около 4500 м. Хребет Тескей-Ала-Тоо вслед за массивом пика Победы и Хан-Тенгри - второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня здесь насчитывается около 1100 ледников общей площадью 1081 км. Немного более половины площади оледенения Тескей-Ала-Тоо приходится на северные склоны, обращённые к Иссык-Кулю, где расположены крупные узлы оледенения в верховьях рек Тургень-Аксу, Аксу, Арашан, Каракол, Джеты-Огуз и Конурулен. В горах Тескей-Ала-Тоо много красивых мест: Алтын-Арашан, Барскоон, Джеты-Огуз, Каракол. Хребет Терскей-Ала-Тоо очень красив в разнообразии ландшафтов. За один день можно увидеть красоту красных песчаных скал, дикий лес и снежные пики, широко раскинувшиеся над озером Иссык-Куль. Каждое ущелье уникально и неповторимо. Г. Каракол. Когда-то город Каракол был одной из крупных крепостей Кокандского ханства, теперь же это административный центр Иссык-Кульской области. В городе рекомедуем посетить православный деревянный Собор Святой Троицы, возведенный в 1895 году. В 8 км от Каракола расположен музейно-мемориальный комплекс Н. М. Пржевальского, который был возведен вокруг могилы великого исследователя Средней Азии. Ущелье Джеты-Огуз. Ущелье Джеты-Огуз (в переводе с киргизского - «семь волов») расположено в пойме одноименной реки на северном склоне хребта Терскей Ала-Тоо, с юга огибающего озеро Иссык-Куль, в 25 км юго-западнее Каракола. Протяженность ущелья - 37 км. Оно покрыто пышной растительностью и получило такое необычное название от монументальной гряды красных скал «Семь волов». Эти скалы настолько великолепны, что они изображены на советских почтовых марках выпущенных в 1968 году. Дополнительные сведения о походе: географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ним особенности действия туристов, перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характеристика для данного вида маршрута полезная информация. Географическая и климатическая характеристика района Тянь-Шань - горная система в Средней и Центральной Азии, основная его часть находится на территории Киргизии, Китая, Казахстана и Узбекистана. Горные цепи Тянь-Шаня вытянуты с запада на восток на 1200 км. и имеют максимальную ширину 350-400 км. Большая часть хребтов Тянь-Шаня имеет типичный горно-ледниковый «альпийский» рельеф. Терскей Ала-Тоо или Терскей-Алатау - один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет Терскей Ала-Тоо расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Исссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами ИссыкКульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз. Средняя высота хребта около 4500м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский). Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джеты-Огуз, Каракол, Арашан, Аксу и Тургень-Аксу, другой - в верховьях Конурулена. Общее число ледников на склонах хребта Терскей Ала-Тоо - около 1100, площадь оледенения - свыше 1 тыс. км, распределение оледенения на северных и южных склонах почти одинаково. На северных склонах длина долинных ледников достигает 5 - 7 км. Длина ледников южного склона значительно больше (более 10 км). Языки ледников обычно лежат на высоте 3000- 3500 м.. Степень оледенения увеличивается с запада на восток. Снеговая линия северного склона хребта Терскей Ала-Тоо находится на высоте 3700 - 4000 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000 - 4200 м. Хребет Терскей Ала-Тоо ассиметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный. Наиболее высокая и посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и ТургеньАксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Перевалы хребта Терскей Ала-Тоо в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности до 3Б. Граница леса (тянь-шаньская ель) находится на высоте 3000-3100 м.Реки центральной части Центрального Тянь-Шаня относятся к тянь-шаньскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Наибольший паводок приходится на июль - начало августа. Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта, широкие, а долины поперечных притоков узкие. Вода, как правило, чистая и прозрачная, исключение составляют лишь наиболее крупные реки. Переправы через реки Терскей Ала-Тоо и соседних горных массивов (Куйлю и Ак-Шийрака) обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, снаряжения и времени. Климат резко континентальный. В долинах предгорий средняя температура июля 20- 25 С, в долинах среднегорья 15-17 С, в высокогорье 5 С и ниже. Растительность северных склонов хребта Терскей Ала-Тоо достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах 2700-3100 м. растет тяньшаньская ель и периодически попадается пихта Семенова. До высоты 2600 м. растут кустарники барбариса, жимолости, смородины, шиповника. Выше зоны леса - высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3700 м.) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники Контраст между северными и южными склонами Терскей-Алатау поразителен. И проявляется он и в рельефе, и в климате, и в растительности, и в животном мире. Растительность сыртов весьма бедна. В тонком слое почвенного покрова, лежащего на зоне вечной мерзлоты, развиваются лишь растения, хорошо приспособившиеся к суровым условиям существования. На сыртах Внутреннего и Центрального Тянь-Шаня высокогорные луга часто замещаются очень своеобразным ландшафтом холодной высокогорной пустыни. 2.9.2. Характеристика средств передвижения Средства передвижения не использовались. Специальное общественное и личное снаряжение. Маршрут предполагает движение по осыпным склонам и открытым и закрытым ледникам, поэтому наличие кошек, ледорубов, карабинов и ИСС обязательно.
Перевальные записки |
copyright Mountain.Ru 1999-2025 |